Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена тема: «Макроэкономические проблемы государственного долга». Курсовая работа содержит: введение, заключение, 4 главы и 11 параграфов. В данной работе мы рассмотрели экономическую прибыль, как цель каждой фирмы. Проанализировали как фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции максимизируют свою прибыль. Рассмотрели условие максимизации и рыночного равновесия фирм.
Введение………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг………………………...6
1.1. Основные определения, показатели………………………………………..
1.2. Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличение государственного долга…………………………………………….………..
1.3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм воспроизводства долга………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы государственного долга………………………………………...17
2.1. Традиционная точка зрения на государственный долг……………………..
2.2. Рикардианская точка зрения на государственный долг……………………………………………………………………………..21
2.3. Потребители и будущие налоги………………………………………………..
2.4. Измерение дефицита государственного бюджета………………………………
Глава 3. Государственный долг и дефицит платежного баланса…………………..
3.1. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью…………………………………………………………………
3.2. Механизмы сокращения внешней задолженности……………………………
Глава 4. Государственный долг в России…………………………………………….
4.1. Состав и причины государственного долга РФ………………………………
4.2. Стратегия управления государственной задолженностью, ее сокращение в РФ………………………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………....…46
ВНП
национальной экономики от прошлого
2) Долг притока иностранного капитала
Экспорт товаров и услуг
Показатели потока: чем они
долга ВНП краткосрочной корректировке
4) Сумма обслуживания нуждается внешнеторговая и
долга
Экспорт товаров и услуг уравновешивания платежного
Баланса (особенно если велика
доля внешнего долга)
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей
ВНП
численность населения страны численность населения страны
Основными причинами устойчивых
бюджетных дефицитов и
а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики; Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов ).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;
г) усиление влияния политического бизнес - цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
Одним из факторов экономического роста является соотношение долг .
Динамика этого, соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
ВD общий = ( G + N + F ) - T
ВD первичный = ( G + F ) - T
N = DxRr, где
N - выплаты по обслуживанию долга,
В - величина долга,
Кл - реальная ставка процента.
3.1.Механизм
ВD первичный => государственные займы => государственный => N =>
долг
=> ВD общий => новые государственные => долг => N и т.д.
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.
ДМИ прогнозирования динамики
соотношения долг/ВНП
Dl - изменение соотношения долг/ВНП,
l - исходное значение соотношения долг/ВНП,
RR - реальная ставка процента,
- темп роста реального ВНП,
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;
2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.
3.2.Увеличение налогов
является для правительства
Y- совокупный доход (или ВНП).
Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие расходы (в частности, государственные закупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда
свидетельствует о нарастании
напряженности в бюджетно-
Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к' инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.
Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увеличивать налоги, правительство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует.
Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).
3.3.Государственные
Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг.
Глава 2. Проблемы государственного долга
Итак, существует две точки зрения на государственный долг: традиционная и рикардианская, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
Согласно традиционной точки зрения на государственный долг, государственные займы – фактор уменьшения национальных сбережений сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживаются большинство экономистов (в том числе и Мэнкью).
Мы увидим, что споры по поводу государственного долга в основном сводятся к дискуссии по вопросам теории потребления. Критерием того, какой подход к проблеме государственного долга - традиционный или рикардианский - является правильным, может служить оценка влияния бюджетно-налоговой политики на расходы потребителя. Чтобы проанализировать экономические последствия дефицита государственного бюджета, необходимо иметь твердое мнение относительно того, исходят потребители из краткосрочных или долгосрочных интересов, сталкиваются ли они с ограничениями по заимствованию, а также по ряду других аспектов теории поведения потребителя.
Чтобы лучше осознать положения сторонников традиционной точки зрения приведем пример из учебника по макроэкономике Г. Менкью.
Допустим, вы - экономист Бюджетной Службы Конгресса США (БСК). Вы получаете письмо от председателя Бюджетного комитета Сената:
Уважаемый экономист БСК!
Конгресс готов рассмотреть предложение Президента о сокращении всех налогов на 20%. Прежде чем решить, поддержать ли это предложение, наш комитет был бы рад получить Ваше заключение. Мы не рассчитываем на значительное снижение государственных расходов, и поэтому снижение налогов приведет к росту бюджетного дефицита. Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики?
С уважением. Председатель комитета.
Прежде чем ответить сенатору, нужно
определить последствия таких
изменений бюджетно-налоговой
Долгосрочный эффект
Чтобы проанализировать краткосрочные
последствия намеченного
Чтобы ввести в анализ влияние фактора международной торговли, необходимо обратиться к модели открытой экономики. Эта модель показывает, что результатом сокращения национальных сбережений является положительное сальдо торгового баланса и бюджетный дефицит. И хотя приток капитала из-за границы смягчает воздействие изменений бюджетно-налоговой политики на накопление капитала, при этом данное государство становятся должником других стран. Изменение бюджетно-налоговой политики также приводит к повышению курса национальной валюты, что делает зарубежные товары в данной стране дешевле, а местные товары за рубежом - дороже. Модель Манделла - Флеминга показывает, что повышение курса нацинальной валюты и уменьшение чистого экспорта отчасти нейтрализуют воздействие бюджетной политики, сопряженной с ростом бюджетного дефицита, на объем производства и безработицу.
Информация о работе Макроэкономические проблемы государственного долга