Макроэкономические проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема: «Макроэкономические проблемы государственного долга». Курсовая работа содержит: введение, заключение, 4 главы и 11 параграфов. В данной работе мы рассмотрели экономическую прибыль, как цель каждой фирмы. Проанализировали как фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции максимизируют свою прибыль. Рассмотрели условие максимизации и рыночного равновесия фирм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг………………………...6
1.1. Основные определения, показатели………………………………………..
1.2. Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличение государственного долга…………………………………………….………..
1.3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм воспроизводства долга………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы государственного долга………………………………………...17
2.1. Традиционная точка зрения на государственный долг……………………..
2.2. Рикардианская точка зрения на государственный долг……………………………………………………………………………..21
2.3. Потребители и будущие налоги………………………………………………..
2.4. Измерение дефицита государственного бюджета………………………………
Глава 3. Государственный долг и дефицит платежного баланса…………………..
3.1. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью…………………………………………………………………
3.2. Механизмы сокращения внешней задолженности……………………………
Глава 4. Государственный долг в России…………………………………………….
4.1. Состав и причины государственного долга РФ………………………………
4.2. Стратегия управления государственной задолженностью, ее сокращение в РФ………………………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………....…46

Файлы: 1 файл

макро курсовая.docx

— 129.55 Кб (Скачать файл)

 

4.4.4.Важен  ли бюджетный дефицит?

 

Экономисты  расходятся во мнении относительно важности проблемы измерения бюджетного дефицита. Некоторые из них считают, что  эти проблемы столь серьезны, что  существующий способ измерения бюджетного дефицита почти непригоден

Большинство разделяет эту точку зрения, но одновременно считает, что при оценке эффективности бюджетно-налоговой  политики экономисты и политики должны принимать во внимание не только статистический показатель бюджетного дефицита. Что  они обычно и делают. Бюджетные  документы, ежегодно подготавливаемые Департаментом Управления и Бюджета, содержат много детальной информации о государственных финансах, включая данные о капитальных затратах и программах кредитования.

Ни один показатель экономической статистики не совершенен. Всякий раз, когда в средствах  массовой информации встречаются количественные оценки, важно знать, что они измеряют, и что не учитывают. В особенности это относится к оценкам государственного бюджетного дефицита.

 

 

Поведение инвестиционного  спроса также может быть различным. Эффект вытеснения предполагает, что  при заданной кривой инвестиционного  спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения Рис.3.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              вытеснения

 

Рис.3.Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1 до I2 эминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот же механизм - долговое финансирование бюджетного дефицита - может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэкономического анализа.

 

Глава 3. Государственный долг и дефицит платежного баланса

    1. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью

 

6.1.1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

6.1.2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или "бегства" капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование "нежизнеспособных" проектов и на спекулятивные операции).

6.1.3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:

а) нефтяные шоки 1973-74гг. и 1979-80гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование  сбережений  для  крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником [расширения ресурсов для международного кредитования];

б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены  в виде дополнительных кредитов странам-должникам,  так  как  инвестиционная  ситуация  в индустриальных странах была в  это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;

в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких операций в целях опережения конкурентов.

В итоге активизации  международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной "утечке" финансовых ресурсов из стран-должников.

Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

Одним из перспективных  способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов  того или иного вида, которые могут  перейти в собственность кредитора  в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиции и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

 

    1. Механизмы сокращения внешней задолженности

 

6.2.1. Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

 

6.2.2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

 

6.2.3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций

Беднейшим странам-должникам  предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов

(членов "Парижского  клуба"):

1) частичное аннулирование долга;

2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.

Эффективное управление государственным  долгом, как в индустриальных, так  и в переходных экономиках не может  осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы  управления государственными расходами.

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую  реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения  в сочетании с расширением  налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части  государственного бюджета. Так как  эластичность трансфертных выплат также  весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных  расходов и повышение их эффективности  является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

 
Глава 4. Государственный долг в России

 

    1. Состав и причины государственного долга РФ

 

    1. Стратегия управления государственной задолженностью, ее сокращение в РФ

 

Заключение

Библиографический список

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф.

Макроэкономика: учеб./Моск. гос. университет им. М.В.Ломоносова –2004 6 изд.–448с

  1. Менкью Н.Г.

Макроэкономика: пер. с англ. – М.:издательство МГУ, 2006г. – 736с

  1. Дорнбуш Р., Фишер С.

Макроэкономика: пер. с англ.  –  М.: МГУ ИНФРА-М, 1997г.- 784с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Макроэкономические проблемы государственного долга