Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблем стабилизации Российской экономики.
Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:
1. рассмотреть общую характеристику Российской экономики;
2.изучить проблемы и этапы реформирования Российской экономики; 3. раскрыть стабилизацию Российской экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Реформирование Российской экономики……………………………..5
1.1 Общая характеристика Российской экономики…………………………….5
1.2 Проблемы и этапы реформирования Российской экономики………….…13
Глава 2. Стабилизация Российской экономики……………………………..…24
2.1. Стратегия социально-экономического развития России…………………24
2.2. Проблемы стабилизации Российской экономики и пути их
разрешения……………………………………………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………….……....39
Список использованных источников…………………………………….……..42
Теневая экономика занимает по разным оценкам от 40 до 50% ВВП, причем объем и «глубина» проникновения ее в народное хозяйство неизменно увеличиваются. Бизнес становится неотделимым от теневой экономики и криминальной среды. Если в начале и середине 1990-х годов криминал «правил бал» на малых предприятиях и в коммерческих структурах, то теперь сфера его влияния охватила большинство крупных предприятий, независимо от отраслевой принадлежности и структуры собственности. Вновь организуемый бизнес также привлекает внимание рэкета, однако здесь более значимую роль играет смычка чиновничества и криминальных элементов. Фактически криминализация бизнеса развивается в направлении криминализации власти на всех уровнях, о чем свидетельствуют события 1997-1998 гг. в Нижнем Новгороде, Ленинске-Кузнецком и других субъектах Федерации.
8.
Слабость контрактной системы,
низкий уровень
Данная характеристика экономической среды представляет серьезное препятствие для организации иностранного бизнеса в России. Известны многочисленные примеры, когда успешно работающее иностранное или совместное предприятие вынуждено было сворачивать производство ввиду невозможности реализовать право на судебную и административную защиту своей собственности и невыполнения контрактных обязательств российскими контрагентами. Для российских предприятий неразвитость, низкая пропускная способность и эффективность судебной и арбитражной систем приводят к всеобщей необязательности. Традиционные для экономики последних лет неплатежи вызвали распространение бартера, который по разным оценкам достигает в промышленности 70–90% оборота.
В
последнее время активно
Характеризуя
ситуацию в российской экономике
с точки зрения управляемости
в целом, можно сказать, что фактически
выполняются только те решения, которые
выгодны исполнителям или могут
быть непосредственно
9.
Относительно низкая (по условиям
развитых стран) цена рабочей
силы на рынке труда
Данная
особенность обусловлена
В настоящее время действия руководителей предприятий, в особенности средних и малых, практически бесконтрольны. Традиционное для западных корпораций распределение функций между советом директоров (наблюдательным советом), правлением или другим исполнительным органом и собранием акционеров, при котором решения относительно целей корпорации принимаются акционерами, формы и способы их достижения определяются советом директоров, а менеджерам доверена их реализация, для российских предприятий нарушено. Функции собрания акционеров сведены к минимуму, роль наемных работников и трудовых коллективов в принятии стратегических решений в целом близка к нулю, а функции исполнительного органа гипертрофированы. Вместе с тем в последнее время заметны тенденции активизации отстаивания своих прав работниками предприятий, повышения роли и укрепления профсоюзных организаций. Несмотря на то, что пока речь идет не о повышении, а лишь о выплате заработной платы, следует думать, что по мере консолидации трудовых коллективов эти требования коснутся и ее размера. Основная часть работников в возрасте 30–60 лет может быть отнесена к имеющим достаточно качественное базовое образование, способным сравнительно легко пройти повышение квалификации, переобучение, приспособиться к новой технике и технологии производства.
10.
Политическая нестабильность
Консолидационный
потенциал общества крайне низок, общее
осознание направления движения
общества в целом отсутствует. Влияние
масс на принимаемые решения
Политическое
риски (в широком смысле слова) остаются
высокими. При этом реальная опасность
видится не в возможности смены
политического строя, реставрации
и связанного с этим насильственного
перераспределения
1.2
Проблемы и этапы
реформирования Российской
экономики
В том, что Россия за последние восемь лет сделала огромный шаг вперед, не сомневается, пожалуй, ни один из специалистов по российской политике или экономике. Страна из государства со слабой центральной властью и сильными неофициальными структурами превратилась в централизованное государство с госконтролем над всеми сферами общественной жизни. Если в экономике перемены, проведенные за время первого президентского срока, воспринимаются почти единогласно как положительные, то о политических переменах сказать того же нельзя. Выстраивание жесткой «вертикали власти» спровоцировало резкую критику со стороны не только зарубежных, но и российских ученых. Но рассматривать отдельно политические и экономические перемены — ошибочно, так как на практике они составляют единое целое. Президент Путин и его окружение явно выбрали курс на перестройку и превращение России в государство бюрократического типа. Но подобная перестройка несет в себе достаточно высокие риски.
Российское государство во время второго срока президента Ельцина прошло довольно сложный период, когда власть находилась в руках неофициальных структур (отдельных чиновников, крупного бизнеса, СМИ и др.) Решения, принимаемые на федеральном уровне, нельзя было воплощать в жизнь из-за невозможности преодолеть сопротивление со стороны средних и нижних слоев чиновничьей системы и ее «союзников». Таким образом, политические решения принимались выборочно, а право выбора оставалось за неофициальными институтами.
Качественные
изменения Российского
Мнение,
что для проведения целенаправленной
экономической политики требуется
в первую очередь создать
Разные типы реформ нуждаются в разной мере качества госуправления и политической силы. Против реформ активно выступают группы интересов. Среди наиболее сильных групп влияния следует выделить бюрократию. При этом парадоксально, что без нее любые реформы не сработают. Как говорит У. Томпсон, реформы типа освобождения цен или освобождения внешней торговли в принципе легко провести, так как они не нуждаются в качественном надзоре со стороны государственного аппарата. В отличие от них, введение качественно новых институтов типа пенсионной системы, системы здравоохранения и т. д. представляет собой сложную задачу и для государств, не находящихся в переходном периоде.
В качестве общей оценки можно сказать, что путинские реформы упрощают систему властных структур. Из системы противовесов в конце ельцинского правления и несколько раздробленной системы сильных местних властей и неформальных институтов выстроилась система, ориентированная на один центр. Сильные региональные власти и олигархические структуры представляли собой внесистемные элементы, которые следовало с точки зрения федеральной власти максимально ослабить. Партийная система раздроблена, можно говорить об ее упрощении. Фактически политическая система России на сегодняшний день не обладает полноценной системой политических партий.
Реформы президента В. Путина в экономической области можно условно разделить на четыре группы.
В первую группу входят собственно экономические реформы, которые коренным образом изменяют макроэкономическую обстановку. Примером данного типа является реформа налогов путем введения «плоского» подоходного налога в размере 13% в 2001 г., введение Единого социального налога в том же году, отмена оборотных налогов и налоговых льгот, реформа таможенной системы посредством снижения количества ставок вплоть до четырех.
Ко второй группе относятся реформы социально-экономического типа. По своей сути к ним население наиболее чувствительно, эти реформы и вызывают иногда протесты со стороны общества. Издержки, связанные с их осуществлением, проявляются сразу, и за них обычно населению приходится платить сразу. А положительные последствия этих реформ проявляются лишь спустя определенное время. В качестве примера можно назвать монетизацию льгот, спровоцировавшую в 2005 г. крупные протесты населения, реформы ЖКХ, здравоохранения, пенсионную реформу. Согласно результатам исследования Левада-центра, проведенного в 2004 г., реформы в данной области поддерживала в той или иной мере лишь одна пятая российского населения.
К третьей группе можно отнести реформы скорее административного типа, которые хотя и не носят собственно экономический характер, но оказывают существенное влияние на нее посредством организации условий функционирования. Примером является административная реформа, которая была призвана навести порядок в системе управления государственных учреждений, реформа государственной гражданской службы, судебная реформа. Административный тип реформ, как правило, наименее понятен населению, так как не всегда существует точное определение таких. Так, Россия приняла шаги, направленные на упорядочение полномочий государственных учреждений в начале 2004 г., но эта реформа до сих пор еще не закончена. Повышение эффективности госуправления является слишком неконкретным, хотя в целом вызывает одобрение граждан. Для более конкретной оценки используются такие ориентиры, как снижение числа госслужащих, что, впрочем, является сомнительным критерием. Плохо работающая бюрократия не становится лучше благодаря снижению числа чиновников. Реальный критерий — повышение эффективности их работы. Хотя довольно часто сравнивают сегодняшнюю Россию и Советский Союз, на наш взгляд, это не является в достаточной степени показательным. Так, в 1990 г. в госаппарате работал 1 млн. человек, в то время как в 2005 г. число госслужащих выросло уже до 1,5 млн. Но даже эта цифра стоит далеко за соответствующими показателями наиболее развитых стран мира.
В четвертую группу входят меры, которые можно считать политическими, но они исключительно серьезным образом влияют на экономику. Примером такого рода реформ служит введение нового порядка выборов губернаторов, фактически превратившее последних в госслужащих. Но здесь, как и в других реформах, введенные новые правила действуют весьма избирательно. С одной стороны, оказалось возможным сменить целый ряд губернаторов областей, с другой стороны, посягнуть на первые лица в национальных республиках (К. Илюмжинов, М. Шаймиев и др.) власть себе не позволила. Возможность назначения губернаторов предоставляет центру право наказания «неудачных менеджеров», что должно способствовать унификации поведения регионов в отношении решений федерального центра.