Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем стабилизации Российской экономики.
Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:
1. рассмотреть общую характеристику Российской экономики;
2.изучить проблемы и этапы реформирования Российской экономики; 3. раскрыть стабилизацию Российской экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Реформирование Российской экономики……………………………..5
1.1 Общая характеристика Российской экономики…………………………….5
1.2 Проблемы и этапы реформирования Российской экономики………….…13
Глава 2. Стабилизация Российской экономики……………………………..…24
2.1. Стратегия социально-экономического развития России…………………24
2.2. Проблемы стабилизации Российской экономики и пути их
разрешения……………………………………………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………….……....39
Список использованных источников…………………………………….……..42

Файлы: 1 файл

8474- работа.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

      Меры  ЦБ по поддержанию рынка. Центральный банк принял ряд мер по снижению напряженности в банковской системе. С 11 октября были снижены нормативы обязательных резервов (т.е. средств, хранящихся в ЦБ ) по обязательствам перед физическими лицами в рублях 4 до 3%, по обязательствам перед банками-нерезидентами и прочим обязательствам - с 4,5 до 3,5%. По оценке Первого зампреда Центробанка А.Улюкаева, это приведет к добавлению ликвидности на сумму около 70 млрд.руб. Кроме того, еще около 30 млрд. руб. вернется за счет уменьшения базы расчета резервов, учитывающего остатки на счете в ЦБ с использованием коэффициента усреднения, увеличивающегося с 1 ноября с 0.3 до 0.4.

      В нашей банковской системе пока не создан нормальный механизм рефинансирования. Текущая ситуация дает возможность ЦБ предложить нормальный инструментарий для решения этой проблемы. Кроме того, ЦБ должен прогнозировать движение денег в банковской системе и оценивать все возможные последствия их локального дефицита, чтобы быть готовым в возникновению проблем заранее. Однако даже решение проблемы рефинансирования способно лечить лишь последствие, но не причину проблемы - дефицита ресурсов.

      Идя навстречу рынку ЦБ существенно  расширил ломбардный список - перечень компаний-эмитентов, чьи ценные бумаги можно заложить для получения кредита. Как отметил А.Улюкаев, ЦБ готов рефинансировать в объеме до 1.5 трлн.руб. По оценке экспертов эта мера может добавить на рынок еще около 150 млрд.рублей. Общий объем «помощи» рынку может составить около 250 млрд.руб, что соответствует максимальным значениям займов банков в августе этого года, составлявшим до 272 млр.руб. Проблема связана во многом с изыманием налогов на фоне систематического недофинансирования бюджета. Таким образом «фирменный» рецепт по борьбе с инфляцией не только не смог ее побороть, но и вызвал проблемы с ликвидностью.

      Денежные  власти также готовы идти на размещение средств уставных фондов госкорпораций  и их временно свободных средств в банковской системе (читай в госбанках). Не менее кардинальный уход - рефинансирование под залог кредитных требований к заемщикам высшей категории надежности. Как пример ВТБ смог получить кредит под залог кредитных требований к Роснефти. С учетом острой необходимости в экономической стабильности по политическим причинам денежные власти будут уделять особое внимание обеспечению финансовой стабильности.

      Можно констатировать, что денежные власти постепенно приходят к давно лоббируемой  со стороны левых экономистов идеи расширения пассивов банковской системы за счет средств государственного бюджета, стабилизационного фонда и фонда развития. С одной стороны это породит механизм усиления нерыночной конкуренции со стороны в первую очередь государственных и крупных банков, но с другой - деньги все равно выйдут на банковский рынок и помогут стабилизировать ситуацию.

      Оценка  вероятности финансового и банковского  кризиса в России. Этот год отмечен активно развернувшейся дискуссией на тему стабильности российской финансовой системы. Это дискуссия началась еще в прошлом году после обнародования прогноза Егора Гайдара о возможности кризиса, получив особенную актуальность после прозвучавшего в мае этого высказывания о возможности банковского кризиса А.Кудрина, которое затем он сам и опроверг. Многие видят схожесть текущей ситуации с проблемами 1998 г., но это не совсем верно.

      Среди возможных причин кризиса А.Кудрин  указывал на следующие: - активный рост внешнего корпоративного долга крупнейших государственных компаний, выходящий на уровень 400 млрд.долл.(на 1 квартал 2007 года -339 млрд.долл) , что сравнимо с объемом золотовалютных резервов, составляющих $ 446.9 миллиарда (на 1.11.2007), плохие кредиты. А.Гайдар опасается также возникновением проблем в обслуживании этого долга при падении цен на нефть. Другие аналитики, например руководитель рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Ричард Хейнсворт, среди возможных причин кризиса указывают на раздутый рынок недвижимости, особенно в Москве и крупных российских городах. Аналитики Альфа банка видят главную опасность в увеличение корпоративного долга, резкого роста расходов на обслуживание долга, сокращение сальдо торгового баланса.

      Почему  вдруг появились сомнения, что  наши крупнейшие сырьевые госкомпании  могут не отдать кредиты? Наиболее важными параметрами здесь является цены на нефть и другое сырье, с которыми они работают, а также эффективность их использования. С другой стороны существует такая огромная общественная проблема, как контроль эффективности государственных предприятий - они должны находится под жестким и многосторонним контролем государства, включающего контроль менеджмента, расходов, финансовых потоков. Не исключено, что наши крупнейшие госкомпании, являющиеся по сути государством внутри государства, возможно не имеют необходимых «тормозов». Высказывание озабоченности на эту тему со стороны денежных властей означает, что действенного контроля либо нет, либо критические параметры превышены и требуется вмешательство государства. В то же время маловероятно, чтобы опыт кризиса внешних валютных долгов 1998 г. ничему не научил их финансовых директоров. Тем не менее, следовало бы ввести нормативные ограничения на абсолютный размер таких заимствований, а также усилить государственный и общественный контроль за финансовой деятельностью крупнейших госкорпораций страны.

      Среди возможных причин обсуждается также  стремительный рост кредитных портфелей  банков, в том числе розничных, а также накопление «плохих» долгов. Начиная с 2000 г, ежегодный темп прироста кредитного портфеля банковской системы составляет не менее 40 %, однако пока это происходило на фоне адекватного роста пассивов. Некоторые банки активно использовали внешние займы (например, Русский Стандарт). В настоящий момент официальная доля просроченных кредитов составляет 1.37 % (на 1.09) от совокупного объема кредитов банков. Развитию «кредитного бума» в настоящий момент препятствует как достаточно высокие ставки -10-15 %, так и относительно низкая доступность кредита. Общий объем кредитной задолженности (кроме кредитов банкам) на 1.10.07 составляет 44.4 % от активов банковской системы. В то же время качество управления рисками, в том числе кредитными, в нашей банковской системе, прошедшей значительные встряски, находится все же на достаточно высоком уровне. Экономика внутреннего рынка имеет огромный потенциал для роста и кредитных вливаний - были бы ресурсы. Некоторые эксперты указывают на накопление плохих долгов по кредитам физическим лицам в розничном кредитовании, опасаясь кризиса на южнокорейский манер. Но здесь не все так критично - общий объем кредитов физическим лицам составляет 15.9 % от общих активов банковской системы, при этом официальная доля просроченных - 3.3 % от общего объема, экономический рост и рост доходов населения пока продолжается.

      Банкам советуют обратить внимание на внутренний рынок, но его размеры пока не адекватны потребностям крупнейших банков и компаний, а ставки высоки. Взять деньги за границей доступнее и дешевле. Однако не надо забывать, что мы имеем возможность привлечь в банковскую систему значительно больше средств, если обуздать инфляцию и добиться высочайшего уровня доверия населения. И здесь показателен пример Китая, финансовая стабильность которого способствует колоссальной мобилизации ресурсов.

      Однако, скорее всего, в ближайшие два года темпы инфляции останутся на уровне не ниже 7%. В этой связи серьезное снижение процентных ставок вряд ли возможно. Кроме того, текущий дефицит ресурсов и повышенные риски толкают ставки вверх, что в свою очередь скажется на замедлении темпов экономического роста. С другой стороны, сложившийся уровень инфляции будет поддерживать относительно благоприятный фон для развития банковского бизнеса.

      Что касается курса рубля, спекулятивная  атака с целью его девальвации  при текущих финансовых запасах страны затруднительна, большая опасность лежит в росте импорта и уменьшении активного сальдо, происходящего по мере укрепления курса. Помимо проблем с внешним долгом в 1998 году наблюдалось также снижение цен на нефть. Для экспортеров наиболее опасным является укрепление курса рубля, снижающее их рентабельность. Однако укрепление курса рубля с лихвой компенсирует благоприятная конъюнктура, связанная с колеблющимися, но все таки стабильно высокими ценами на нефть. В какой-то мере укрепление рубля опасно для отечественного производства (например - автопрома), находящегося под давлением конкуренции со стороны все более дешевеющих импортных товаров. Но наши предприятия должны научиться снижать издержки, повышать производительность труда и качество своей продукции. И здесь так же все не так плохо - укрепление рубля благоприятно скажется на возможности технической модернизации отечественных предприятий за счет большей доступности импортного оборудования и технологий, что создаст дополнительный импульс для развития промышленности и несырьевого экспорта. Укрепление курса повысит реальные доходы населения и уменьшит инфляцию.

      С другой стороны, необходимо четко понимать, что излишнее укрепление рубля может  ухудшить торговый баланс как за счет увеличения импорта, так и за счет падения экспорта. Как известно сальдо торгового баланса РФ сократилось с первом полугодии 2007 г. со сравнению с первым полугодием 2006 г.на 13,8 %, при этом рост экспорта составил 11,6%, а рост импорта - 38,5%. Поэтому это процесс должен жестко регулироваться государством исходя из объективных экономических показателей а также с использованием всех инструментов денежной- кредитной, валютной и тарифной политики. В этом случае выдвигаемые прогнозы о достижении пассивного сальдо нашего баланса и последующей девальвации рубля выглядят не столь убедительными, особенно на фоне все возрастающих цен на сырье.

      Важный  фактор риска - перегретость рынка недвижимости, особенно московского. Но пока цены на нефть высоки, резкое снижение цен  на недвижимость является маловероятным, на рынке жилой недвижимости по-прежнему имеется высокий спрос. Важно, чтобы не происходило дальнейшего спекулятивного роста цен на жилую и коммерческую недвижимость. Более возможный вариант - перегрев рынка офисной и торговой недвижимости - найдут ли клиентов все строящиеся бизнес и торговые центры?

      И.ю безусловно.ю доминирующий фактор риска - снижение цен на нефть. На начало ноября цены достаточно высоки - около 98 долл./баррель, откатившись потом до уровня 92 долл./баррель. Уровень финансовой стабильности, по всей видимости, более чувствителен к снижению цен, чем принято считать. Например, даже не столь глубокое снижение цен на нефть, наблюдавшееся осенью 2006 г - до уровня около 60 долл./баррель, прокоррелировало с ростом ставок на межбанковском рынке и стабилизацией цен на недвижимость. Наиболее вероятное развитие неблагоприятного сценария заключается в следующем - в случае снижения уровня цен ниже определенной отметки, например в результате мировой рецессии - по всей видимости ниже 60 долл/барр., может обостриться проблема плохих долгов, снижения банковской ликвидности, параллельно с этим возможно падение фондового рынка и рынка недвижимости. Впрочем, вследствие наличия достаточно больших резервов в золотовалютном и стабилизационном фонде течение кризиса будет относительно мягким.

      Значительный  фактор риска сконцентрирован в  продолжении ипотечного кризиса  в США. Здесь по-прежнему наблюдается  снижение цен на недвижимость, рост числа невозвратов. Денежные власти США готовы оказать помощь по рефинансированию заемщиков. ФРС уже дважды снизило ставку 18.09.2007 - с 5,25% до 4,75%, затем 31.10.2007 до 4.5 %. Таким образом, политика дешевых денег пока будет продолжена. Основной вопрос - в связи со снижением ставки в США будут ли ставшие более дешевыми деньги доступнее. На текущий момент для наших заемщиков каналы либо закрыты, либо доступны по высоким ставкам. Пока не совсем понятен уровень потерь в результате кризиса, по разным оценкам лежаший в пределах от 150 до 250 млрд.долл. По всей видимости снижение ставки приведет к дальнейшему падению доллара, упавшего на начало ноября до уровня 1.46 (для сравнения в 2002 г. - 0.87, т.е. доллар обесценился в 1.68 раза) . Чтобы улучшить ситуацию с внешним долгом США необходимо начать сокращать военные расходы и увеличивать производство экспортной продукции и услуг. Однако первое натыкается на войну в Ираке и политические амбиции, а второе - на высокую стоимость рабочей силы. Однако снижение курса доллара неизбежно повысит привлекательность американских товаров.

      Отметим наличие ряда важнейших факторов, нивелирующих финансовые риски: существование  системы страхования вкладов, наличие  значительного стабфонда и золотовалютных резервов, сохранение высоких темпов роста российской экономики. Несмотря на наличие рисков, денежные власти имеют все возможности обеспечить стабильность российской финансовой системы7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Таким образом, хотелось бы сформулировать основные направления финансовой стабилизации России. Это:

      - увеличение бюджета;

      - повышение эффективности налоговой  системы 

      - программа по выводу из кризиса экономики России в целом, т.е. меры, действующие в долгосрочном периоде.

      Необходимо  всеми доступными средствами пополнять  бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность.

      Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются:

      Рост  доходов государственного бюджета  и сокращение его расходов. Это  осуществляется с помощью снижения уровня налогообложения, вследствие этого возрастает налогооблагаемая база, соответственно и доходы от налоговых поступлений. Снижение налогов может побудить предприятия теневой экономики вернуться в экономику легальную. Эта мера действительно необходима, т.к. налоги в России завышены, но ее самый большой недостаток в том, что положительные результаты, если вообще будут, проявятся через 1,5-2 года; до этого момента доходы в бюджет уменьшаться. Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государством рубль оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности будет способствовать расшивке неплатежей. И каждый выплаченный по задолженности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступлений в виде налогов.

      Восстановление  государственной монополии на спиртное формально произошло, одного этого  источника теоретически хватит для покрытия расходов, но здесь неизбежно сопротивление легальных и нелегальных производителей. Сказывается и практически полное отсутствие рычагов контроля над нелегальным оборотом алкоголя.

Информация о работе Макроэкономика