Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблем стабилизации Российской экономики.
Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:
1. рассмотреть общую характеристику Российской экономики;
2.изучить проблемы и этапы реформирования Российской экономики; 3. раскрыть стабилизацию Российской экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Реформирование Российской экономики……………………………..5
1.1 Общая характеристика Российской экономики…………………………….5
1.2 Проблемы и этапы реформирования Российской экономики………….…13
Глава 2. Стабилизация Российской экономики……………………………..…24
2.1. Стратегия социально-экономического развития России…………………24
2.2. Проблемы стабилизации Российской экономики и пути их
разрешения……………………………………………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………….……....39
Список использованных источников…………………………………….……..42
Периодизация
экономических реформ эры Путина
дает некоторую возможность
Таким образом, уже в 2000 г., после периода кризисного управления, Россия перешла к программе широкомасштабных экономических реформ. Так, в либеральном виде были преобразованы и упрощены налоговый, таможенный кодексы, запущена пенсионная реформа, принят новый земельный кодекс и т. д. В целом можно сказать, что произошло упрощение законодательной основы функционирования российской экономики. Этот период (2000–2003) был ознаменован бурным экономическим развитием, который базировался главным образом на росте мировых цен на энергоресурсы, но также и на позитивных результатах проводимых тогда реформ. Составной частью изменений этого этапа было, помимо вышеупомянутого упрощения системы налогов и экономического законодательства в целом, встраивание олигархических групп в саму систему государственного строя Неподконтрольные структуры и их владельцы вытеснялись из России. Показательными были встречи Путина, тогда еще исполняющего обязанности президента, с представителями крупного бизнеса, например, в феврале 2000 г. На встрече прозвучало несколько фраз, предупреждавших представителей крупного бизнеса о невмешательстве их в политику.
Следующий этап можно связать со временем премьерства Михаила Фрадкова. В данный период после увольнения премьер-министра Михаила Касьянова в феврале 2004 г., что было мотивировано его слишком тесными связями с крупным бизнесом и неудовлетворительной экономической политикой, экономические реформы перешли в другую плоскость, государство занялось проектами преимущественно в социальной области. Выражением идей реформ стали национальные проекты в области здравоохранения, жилищного строительства, образования и сельского хозяйства. Некоторое замораживание в проведении реформ наметилось после протестов населения, связанных с монетизацией льгот.
С самого начала наметилась тенденция к бюрократизации государства, причем унификация затрагивала все части конституционного строя Российской Федерации. Владимир Путин с самого начала выступал сторонником сильной центральной власти, которую он называет «эффективной». Президент В. В. Путин с самого первого Послания Федеральному Собранию РФ подчеркивал, что «вертикаль власти» — средство обеспечения функционирования государства. Именно в ней, по мнению президентской команды, воплощается эффективность политического управления. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849, который вводил систему федерального контроля над регионами посредством полпредов, стал первым шагом в процессе встраивания частей Федерации в систему. На ограничение влияния губернаторов на федеральный центр было направлено и их устранение из Совета Федерации в том же году. Изменения, внесенные 12 декабря 2004 г. в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», практически отменяли выборность губернаторов и вводили их назначение президентом (Федеральный закон, 2004). Вместо выборных представителей собственного региона в Москве они практически превратились в представителей Москвы в регионах.
Федеральные
законы «О политических партиях» и
«О выборах депутатов
Названные
выше перемены привели к полному
изменению сущности самого государства.
Административные структуры, как основа
единой властной вертикали, получили огромную
силу по сравнению с политическими партиями.
Административная
реформа и реформа
Вследствие
преобразований путинского времени
Россия перешла от мультипартийного
типа государства к государству
бюрократическому. Выработанная вертикаль
власти внешне полностью соответствует
модели бюрократического управления государством,
описанного М. Вебером. Ввиду того, что
политические партии утратили из-за проведенных
политических преобразований свою силу,
бюрократия получила полный контроль
над государством. Однако, вопреки ожиданиям
президентской администрации, данная
ситуация не способствует повышению эффективности
госуправления, но провоцирует, скорее,
рост коррупции. «Индекс восприятия коррупции»
в России за годы правления президента
В. Путина не изменился в сторону улучшения.
Напротив, Россия ухудшила свою позицию,
переместившись с 79-го места в 2001 г. до
143-го в 2007 г. Правда, на это положение оказало
влияние и повышение числа стран, включенных
в список, но Россия вряд ли может данной
позицией гордиться. Высказывания президента
В. Путина указывают, что он осознает опасность
предоставления власти чиновничеству,
однако в целом административная реформа
переживает разные периоды: длительного
торможения и ускорения.
Вред неограниченности власти нереформированного чиновничества подтверждается тем, что Россия занимает 112-е место по показателям Индекса экономической свободы, ежегодно составляемого Институтом Фрейзера. Например, в 2005 г. Россия оказалась на самом последнем месте среди стран с крупными экономиками. Хотя этот показатель нельзя упрощать и акцентировать внимание лишь на роли государства в экономике, Россия проигрывает и в такой области, как защита прав собственности. Такие происшествия, как «добровольное» замораживание цен на основные продукты питания, применение экологических норм для вытеснения зарубежных нефтяных фирм из разрабатываемых проектов, что имело место вследствие административного давления, вызывают сомнения в желании и способностях российского государства эффективно заниматься защитой прав собственности. Прямым результатом проводимой политики в области добычи нефти и газа стало снижение добычи природного газа. Таким образом, выстраивание «сильного» государства подрывает саму основу его экономики — производство энергоресурсов.
Крупный бизнес все заметнее встраивается в структуру государства. Механизмы различны — от установления прямого контроля государства над фирмой до косвенного влияния через представителей частного бизнеса. Хотя некоторые авторы называют крупных предпринимателей олигархами, это выражение не совсем соответствует истине. Они являются, скорее, государственными служащими, которые управляютнедвижимостью. За разрешение владеть компаниями им приходится платить участием в программе социальной ответственности, показательными подарками в пользу государства или общества. Дело Ходорковского достаточно известно, однако есть и другие. Покупка Алишером Усмановым коллекции Ростроповича, «замораживание» цен на основные продукты питания самими их производителями происходило по заказу президентской администрации. Так же ведут себя российские банки, вкладывающие средства в социальные проекты с сомнительной надеждой получить их назад. Как пишет А. Илларионов в уже упомянутой статье, «формула работы корпорации с частными компаниями обнародована. Это не просто “социальная ответственность бизнеса”, а “государственно-частное партнерство”. Теперь любое пожелание корпорации — от взноса на тот или иной “нужный” проект до продажи самой компании “правильным” покупателям — будет выполнено».
Повышение доли государства в экономике происходит вопреки эмпирическим данным, доказывающим более низкую эффективность работы государством управляемых компаний и секторов экономики в сравнении с частными. Но следует отметить, что сырьевые компании очень часто являются государственными, причем даже в настолько продвинутых государствах, как, например, Норвегия. Что настораживает, так это повышение доли государства и в компаниях, не работающих в энергетической области.
Подытоживая сказанное, можно заключить, что Россия провела важнейшие реформы до 2002 г., когда закончилось преобразование налоговой, таможенной и других систем. Именно в этот период, когда президент должен был проводить преобразования, опираясь на переговоры в большей мере, чем на приказы, было принято наибольшее количество решений в области экономических реформ.
В
конце 2007 г., когда выстраивание «вертикали
власти» можно считать до определенной
степени уже завершенным, практически
все реформы сошли на нет. Страна
находится на этапе бурного экономического
роста, инфляция сдерживается административными
мерами. Растущие социальные расходы и,
следовательно, снижающийся профицит
несырьевой части бюджета являются угрозами
скорее для экономистов, чем общественностью
воспринимаемым явлением, заслуживающем
пристального внимания.
Структура
политических партий была косвенными
шагами сведена до минимума, произошли
изменения в направлении
Масс-медиа
перешли полностью под контроль
«системных» игроков, будь то «системные»
предприниматели, госкомпании или
непосредственно государство. То же
произошло и с
При новых правилах ответственность за управление переносится государством в область администрирования, причем критика почти не допускается.3.
Глава 2. Стабилизация Российской экономики
2.1
Стратегия социально-экономического
развития России
Современная мировая экономика является глобализирующейся, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире.
Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом.
Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия выросла.
Стоимость
перевозки товаров между
В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории.
Страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.
Поскольку доминирует капиталистическая система, то все субъекты стремятся максимизировать доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли.