Максимезация эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и
фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат
методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем
концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономические школы

Файлы: 1 файл

mikroekonomika.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Билет 1. Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)


 

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.\

Наиболее известные представители меркантилизма:

  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Билет 2. Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

  • Т.Веблен
  • Дж.Коммонс
  • У.Митчелл
  • Дж.Гэлбрейт

Билет 3 метод экономической теории

  • Экономическая теория— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
  • Метод - это способ познания, раскрытия сущности изучаемого
  • объекта.
  • Основные методы экономической теории следующие:
  • 1) метод наблюдения - предполагает слежение за происходящими явлениями, их регистрацию, систематизацию, выявление каких-то закономерностей. В экономической науке развитие данного метода привело к возникновению статистики и статистического метода;
  • 2) статистический метод - позволяет изучать экономические явления и процессы, выражая их через количественные определенности и соотношения. Однако одного наблюдения недостаточно, так как сущность обычно скрывается за внешними формами проявления. Вот почему экономическая наука широко использует метод абстракции;
  • 3) метод абстракции - это способ отвлечения от конкретных форм проявления сущности изучаемого явления, которые могут быть нетипичными, случайными, второстепенными и несущественными, и выделение типичного, главного и существенного. На основе абстрагирования строится категориальный аппарат науки.
  • Категории - это абстракции или понятия, отражающие наиболее существенные характеристики вещей или явлений. Особенностью экономической категории является то, что она отражает соответствующие экономические отношения. Например, категория «товар» отражает отношения купли-продажи. Этим категория отличается от понятия как такового, за которым не стоят экономические отношения. Это означает, что именно категории раскрывают предмет экономической теории. В целом экономическая теория оперирует множеством самых различных категорий, понимание которых означает знание самой науки. Так что изучающему экономическую теорию предстоит узнать содержание многих категорий и понятий и научиться оперировать ими.
  • Абстрагирование, предполагающее абстрактное, или отвлеченное, мышление, отнюдь не означает уход от конкретной жизни. Наоборот, оно предстает как способ ее лучшего понимания. Без абстрагирования можно утонуть в огромном многообразии мира, второстепенное принять за главное и в результате прийти к неверным выводам. Абстрактное мышление в свою очередь предполагает использование методов индукции и дедукции;
  • 4) метод индукции - представляет собой движение мысли от частного к общему, в результате которого на основе выделения отдельных, внешне разрозненных фактов делается объединяющий эти факты общий вывод;
  • 5) метод дедукции - предполагает движение мысли от общего к частному, нередко через цепь умозаключений. Например, с помощью данного метода из общего понятия «товар» выделены факторные товары, а среди последних такие товары, как труд, земля и капитал. Отмеченные методы тесно связаны с методами анализа и синтеза;
  • 6) метод анализа - представляет собой способ научного познания, требующий расчленения изучаемого объекта на составные части;
  • 7) метод синтеза - требует обратного - соединения родственных элементов как объектов изучения в единое целое;
  • 8) логический метод - очень важен в экономической науке, он предполагает соблюдение определенной последовательности при изучении экономических явлений и процессов;
  • 9) исторический метод - требует учета исторической последовательности развития экономики и происходящих в ней явлений;
  • 10) диалектический метод - имеет особое значение для экономической теории, указывая на то, что в природе и обществе существует всеобщая связь явлений и процессов, все находится в развитии и изменении. Развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;
  • 11) функциональный метод, в основу которого лег метод диалектический, - позволяет выявлять зависимости одних явлений от других. Причем эти зависимости могут иметь количественную определенность, что позволяет экономической теории использовать математический метод и метод моделирования;
  • 12) математический метод и метод моделирования. Под моделями здесь понимаются искусственные аналоги изучаемых объектов. Такие модели могут быть в виде простых схем, графиков и довольно сложных формул. Последними оперируют специалисты в области экономико-математического моделирования.

Билет 4 ПОТРЕБНОСТИ

Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением благ, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух аксиомах. Первая аксиома: потребности общества – безграничны. Вторая аксиома: ресурсы общества, необходимые для производства благ, – ограничены.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов производства благ для максимального удовлетворения потребностей.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Блага, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами. Экономисты изучают материальные потребности, т.е. желания потребителей приобрести и использовать блага, доставляющие им удовлетворение.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества.

В течение каждых десяти лет количество видов потребительских благ удваивается. Эта историческая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (пища, одежда, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (досуг, культура, спорт). Продукты, предназначенные для удовлетворения потребностей, делят на предметы первой необходимости и предметы роскоши.

Это деление условно. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с благами, удовлетворяют наши потребности (автосервис, парикмахерские, юридическая консультация и т.д.). Многие блага и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина, пылесос и др.

В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для производственных целей. Обществу для удовлетворения коллективных потребностей граждан необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника и т.д.

Информация о работе Максимезация эффективности предприятия