Максимезация эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и
фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат
методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем
концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономические школы

Файлы: 1 файл

mikroekonomika.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Условия возникновения рынка: 

  • общественное разделение труда.
  • специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
  • ограниченность производственных возможностей человека.
  • экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

    функции:

1)         обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;

2)         стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;

3) снижение затрат. Этого  можно добиться, лишь применяя  новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство. Значит, можно выделить еще одну  функцию рынка — стимулирование научно-технического прогресса;

4)         дифференциация производителей. Рынок ориентируется на

сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ре

сурсы, что способствует их более эффективному использованию

в масштабе всего общества;

5)         забота производителя о качестве выпускаемой продукции.

Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит,

производитель не только не получит прибыли, но даже не смо

жет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет про

изводителя постоянно думать об обновлении продукции, ее ви

доизменении.

 

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА

1) совокупность рынков товаров и услуг;

2) система хозяйственных отношений, в основе которых лежат отношения обмена.

РЫ́НОЧНАЯ СИСТЕ́МА, в экономике — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности , а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения.

 В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, например, обуви, на него возникает поток новых заказов. Это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена в результате конкуренции понизится.

рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить три следующие проблемы:

  • Что именно будет производиться? Это определяется потребителями, которые покупают только тот товар, который им нужен; деньги потраченные потребителями поступают только к тем производителям, которые производят необходимый обществу товар.
  • Как производятся товары? Производители выбирают только те технологии, которые наиболее дешевы и обеспечивают необходимое качество товара.
  • Для кого производятся товары? Это определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всем доходом общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав.

Так работает рыночный механизм, когда люди и предприятия, стремясь получить прибыль, вынуждены удовлетворять потребности других лиц. Тот, кто не в состоянии удовлетворить потребителей своей продукцией, не получает необходимых доходов и в конце концов покидает рынок.

 

Билет 8 Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность, посредством купли-продажи. Товаром может быть материальное благо или услуга.

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи[1], продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Товар имеет два свойства:

1) потребительная стоимость

2)стоимость.

Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим основные положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:

Потребительная стоимость - это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потребительская стоимость не всегда является Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потребительская стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.

Стоимость товара - это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.

Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. 

Общественными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком не уменьшает степени их доступности для других членов общества. Примером общественной услуги может служить оборона. Все жители страны в равном объеме пользуются этой услугой.

 

Частными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком приводит к сокращению объема предложения для других. Примером частного товара может служить хлеб. Чем больше хлеба съел один человек, тем меньше его осталось другим. Чем больше нефти потребит живущее поколение, тем меньше ее останется следующим поколениям.

Закон стоимости является законом функционирования и развития товарного производства. Этот закон регулирует связи между товаропроизводителями, а также распределяет и стимулирует общественный труд в условиях товарного производства.

Закон стоимости — это закон, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости, т. е. как обмен эквивалентов.

Закон стоимости соответствует как теории трудовой стоимости, так и теории предельной полезности. Если стоимость товара должна детерминировать два фактора — затраты труда и степень полезности его для потребителя, то эквивалентность обмена, согласно закону стоимости, допускает равнозначность обоих факторов. Закон стоимости действует через отклонение цен от стоимости. Колебание цен является механизмом действия закона стоимости.

Регулирующая роль закона стоимости проявляется в том, что через механизм колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и капитала между разными отраслями производства, вследствие чего стихийно достигается определенная пропорциональность, сбалансированность между сферами общественного производства. Отклонение цен от стоимости сигнализирует товаропроизводителям об изменении конъюнктуры рынка, о том, каких товаров производится недостаточно, а каких — чрезмерно много* Если того или иного товара производится недостаточно, то спрос на него превышает предложение, соответственно цена на него и прибыль возрастают. Это привлекает в данную отрасль капитал и рабочую силу из других отраслей, где прибыли ниже. Наоборот, когда производство товара превышает спрос, то цена, а вместе с ней и прибыли, снижаются. Вследствие этого производственные ресурсы переливаются в те отрасли, где прибыли выше.

Таким образом, закон стоимости через рыночный механизм цен регулирует пропорции общественного производства.

Закон стоимости стимулирует развитие экономических ресурсов. Каждый товаропроизводитель в условиях конкуренции и угрозы разорения стремится получить наибольшую прибыль. Этого можно достичь, если индивидуальная стоимость его товара будет ниже, чем общественная, рыночная стоимость. А это возможно при условии уменьшения индивидуальных затрат на производство товара на основе внедрения новой более производительной техники, улучшения технологии и организации производства и т. д. Но поскольку к этому стремятся все товаропроизводители, то это предопределяет общий технический прогресс, рост экономических ресурсов общества. Таким образом, закон стоимости выступает движущим мотивом развития экономических ресурсов.

Закон стоимости служит причиной дифференциации, расслоения товаропроизводителей. В условиях конкуренции закон стоимости экономически стимулирует тех товаропроизводителей, которые добились снижения индивидуальной стоимости своих товаров сравнительно с общественной. И, наоборот, наказывает тех товаропроизводителей, у которых индивидуальная стоимость товара выше, чем общественная. Первые получают дополнительные прибыли, обогащаются, процветают, укрепляют свое экономическое положение, вторые — не могут покрыть своих затрат, несут убытки и со временем обанкротятся. Таким образом, на основе действия закона стоимости общество освобождается от экономически неэффективных хозяйств.

Билет 9

деньги их сущность и функции. Ликвидность. Денежные агрегаты

Деньги - это разновидность имущества экономических субъектов.

Функции денег :

-Средство платежа. Деньги  служат общепризнанным платежным  средством при обмене благ  и кредитных отношениях

-Средство сохранения  ценности. Следствием перехода от  бартера к купле-продаже послужило  то, что у продавца, получившего  за свой товар деньги, не всегда  возникает необходимость сразу  потратить их на покупку другого  товара.

-Средство счета. В данном случае деньги являются мерой ценности благ, в них выражаются цены товаров

Ликвидность (от лат. liquidus — перетекающий, жидкий) — характеристика активов (ценностей) предприятия, означающая их способность быть в короткие сроки реализованными по стоимости, соответствующей рыночной. По сути, ликвидный — значит быстро обращаемый в денежные средства.

В соответствии с такой способностью различают неликвидные, низколиквидные и высоколиквидные активы предприятия. Чем быстрее и проще актив можно продать за его полную стоимость, тем выше его ликвидность. Также существует понятие ликвидности товаров, для них оно соответствует скорости реализации по номинальной цене.

 

ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), М3 (наличные деньги, чеки, любые вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги). 

Билет 10 Цена. Два подхода к определению цены: «от производства» и «от рынка»

.Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходиться наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

При этом в экономике применяются десятки миллионов разновидностей цен, под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен.

Цены представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаровпотребителям, так и общие экономические процессы, включаяпроизводство, распределение товаров, обмен или потреблениеблаг, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетомих формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Информация о работе Максимезация эффективности предприятия