Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общего, среднего, предельного дохода и прибыли фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой.
Задачи работы:
-рассмотреть доход и прибыль предприятия как экономические категории;
-изучить общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы;
-исследовать доход фирмы в зависимости от типа рынка;
-проанализировать условия максимизации прибыли конкурентной фирмы;
-оценить максимизацию прибыли в условиях совершенной конкуренции;
- определить точки максимизации прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные величины.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы……………...5
1.1. Доход и прибыль предприятия как экономические категории……………5
1.2. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы…………………..7
1.3. Доход фирмыв зависимости от типа рынка……………………………….12
Глава 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы……………………...16
2.1. Сущность максимизации прибыли………………………………………...16
2.2. Условия максимизации прибыли…………………………………………..18
2.3. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции………..23
Глава 3.Максимализация прибыли на предприятии…………………………..33
3.1. Краткая характеристика организации……………………………………..33
3.2. Анализ использования прибыли…………………………………………...38
3.3. Предложения по максимизации прибыли…………………………………40
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложения ……………………………………………………………………..47
П прибыль бухгалтерская = В валовой доход - И издержки бухгалтерские (явные)
В
экономике и практике совокупность постоянных
и переменных издержек относят к хозяйственным
издержкам.
П прибыль бухгалтерская = В валовой
доход - И издержки бухгалтерские
(внешние +внутренние)
Хозяйственные совокупные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). (Пбух > Пэкон). Так как прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежных издержек, т. е. Пр = TR—TC, то очевидно фирма стремится максимизировать эту разность [6, с. 258].
Производство каждой дополнительной единицы увеличивает общие издержки на величину предельных издержек (MC), но одновременно и увеличивает и общую выручку на величину предельного дохода (MR). Пока предельный доход больше предельных издержек, общая прибыль растет, и фирма увеличивает объем производства, т. е. MR > MC -объем производства увеличивается, прибыль растет.
Как
только предельные издержки превысят
предельный доход, общая прибыль
снижается: MR < MC - прибыль уменьшается.
MR
= ΔTR : ΔО,
где ΔTR - изменение дохода,
ΔQ - изменение выпуска
Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (MR) равна предельным издержкам (MC).
Прибыль максимальна при Q, когда MR = MC.
Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль.
Чем
объяснить существование
Абсолютная величина прибыли выражается понятием масса прибыли. Но эта масса ни о чем не говорит. Поэтому эта величина должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капиталов.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи факторов производства, применяемых в процессе производства. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.
Рентабельность производства показывает степень отдачи всего авансируемого капитал, в качестве которого выступают основные производственные фонды (ОПФ) и оборотные средства (Об.С).
Р
производства = Пбал.
: Каван •
100 %,
Р
производства = Пбал.
: ОПФ + Об. С •
100 %,
Показателем, характеризующим эффективность текущих затрат фирмы, выступает рентабельность продукции.
Р
производства = Пбал.
: Спрод •
100 %,
где Спрод. – себестоимость продукции.
Она показывает степень выгодности производства той или иной продукции. Основными путями повышения рентабельности является удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат производства продукции. Основой этому является широкое внедрение результатов НТП, ведущее к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Сущность прибыли проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей, распределяющей.
Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что она является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, скорость оборота капитала, уровень производительности труда, уровень цен и т.д.
Распределительная функция. Прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль – основа развития предпринимательской деятельности.
Учетная функция прибыли – это важный критерий эффективности предпринимательской деятельности. Основные показатели: масса и норма прибыли (рентабельность).
Ранее отмечалось, что основная цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Это не совсем так. В западной экономической теории существует несколько теорий оптимизации деятельности фирмы. Так, согласно одной из них целью фирмы должна быть не максимизация прибыли, а объем продаж. Перед фирмой ставится задача достижения, и удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. В этом случае фирма будет ориентироваться на среднеотраслевую норму прибыли, являющуюся результатом внутриотраслевой конкуренции.
Но
в условиях конкуренции объективно
не все фирмы могут обеспечить
себе постоянную и достаточную прибыльность.
1.3.
Доход фирмы в зависимости
от типа рынка
Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:
- в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - «ценополучатель»);
- в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - «ценоделатель»).
Отсюда, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (см. рис. 1).
График
1. Совокупный доход конкурентной фирмы
[10, с. 112]
В то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.
Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции, по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться (рис. 2) [10, с. 112].
График
2. Совокупный доход неконкурентной фирмы
(монополиста)
Доход, получаемый от реализации единицы продукции – это средний доход.
В условиях конкурентного рынка фирма может продать дополнительную единицу продукции только по той же рыночной цене, что и предыдущие единицы продукции, т.е. и предельный и средний доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.
MR
= AR = P,
Зависимость среднего и предельного дохода от объема производства конкурентной фирмы описывается графиком среднего и предельного дохода (рис. 3) [10, с. 113].
График 3. Средний, предельный доход и цена продукции конкурентной фирмы
Предельный
доход неконкурентной фирмы меньше
среднего дохода (цены), т.е.
MR
< P,
Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но так как фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, то она вынуждена снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы.
Отсюда: в условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.
Предположим, что фирма продает 1-ю единицу продукции за 14 ден. ед. Чтобы продать 2-ую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но снизив цену за 2-ую единицу до 12 ден. ед., фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, 1-ую единицу. В результате, продав 2-ую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12-(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.
Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, то кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 4) [10, с. 114].
График
4. Средний доход (цена продукции) и предельный
доход неконкурентной фирмы
Как
видно из рис. 4, снизив цену, фирма
получает некий выигрыш за счет увеличения
объема продаж (совокупный доход возрос),
но одновременно фирма несет и
определенные потери (теперь продукция
продается по более низкой цене),
поэтому общий доход от продажи
дополнительной единицы продукции
оказывается меньше цены.
Глава
2. Максимизация прибыли
конкурентной фирмы
2.1.
Сущность максимизации
прибыли
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
В
ряде случаев фирмы могут ставить
своей целью не максимизацию прибыли,
а какие - либо другие задачи, например,
увеличение объема продаж, достижение
общественного признания, и для
их решения пожертвовать какой-то частью
прибыли, удовлетворившись её более
скромным уровнем. Такая мотивация
поведения фирм носи название удовлетворительного
поведения. Однако и в этом случае
не обойтись без стремления к максимизации
прибыли, по крайней мере, в долгосрочном
периоде, так как только стремление
к прибыли позволит рационально
распределить ресурсы, обеспечить высокую
эффективность, а следовательно, получить
возможность успешно
Максимизация прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками[10, с. 116].
Pm
= TR – TC,
где Pm - общая или чистая экономическая прибыль;
TR
- общий доход, определяемый как
произведение количества
TC - общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.
Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.