Максимизация прибыли конкурентной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общего, среднего, предельного дохода и прибыли фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой.

Задачи работы:

-рассмотреть доход и прибыль предприятия как экономические категории;

-изучить общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы;

-исследовать доход фирмы в зависимости от типа рынка;

-проанализировать условия максимизации прибыли конкурентной фирмы;

-оценить максимизацию прибыли в условиях совершенной конкуренции;

- определить точки максимизации прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные величины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы……………...5

1.1. Доход и прибыль предприятия как экономические категории……………5

1.2. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы…………………..7

1.3. Доход фирмыв зависимости от типа рынка……………………………….12

Глава 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы……………………...16

2.1. Сущность максимизации прибыли………………………………………...16

2.2. Условия максимизации прибыли…………………………………………..18

2.3. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции………..23

Глава 3.Максимализация прибыли на предприятии…………………………..33

3.1. Краткая характеристика организации……………………………………..33

3.2. Анализ использования прибыли…………………………………………...38

3.3. Предложения по максимизации прибыли…………………………………40

Заключение ………………………………………………………………………43

Список использованной литературы…………………………………………...45

Приложения ……………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

общий средний предельный доход.docx

— 177.60 Кб (Скачать файл)

       Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет  представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, - предельные издержки.

       Пока  предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль  и, значит, имеет смысл увеличивать  выпуск продукции. Но когда прирост  дохода от последней единицы выпуска  сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.

       Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать  выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

       Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции.

       Принимая  решение о вложении капитала и  об объеме выпуска, фирма может ориентироваться  также на показатель средней прибыли, выражающий количество прибыли, приходящейся на единицу продукции (Pm)/Q [3,c.74].

       Следует, однако, иметь в виду, что максимум средней прибыли и максимум общей  прибыли не совпадают. 

2.2. Условия максимизации прибыли 

       Всякая  фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна ответить на три основных вопроса:

       1. Производить ли вообще?

       2. При каком объеме выпуска максимизируется прибыль?

       3. Каков будет результат деятельности фирмы при данных ценах?

       Хотя  целью деятельности фирмы является прибыль, вполне возможна ситуация, когда  она (в краткосрочном периоде) будет  работать, не получая прибыли или  неся убытки (-Pr), или вообще на некоторое  время прекратит производство. Все  зависит от соотношения дохода и  издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма.

       Отсюда  важнейшей задачей фирмы является нахождение, выбор наилучшего - оптимального объема производства, позволяющего максимизировать  прибыль.

       Существует  два взаимосвязанных подхода (принципа) к определению оптимального объема производства:

       - сравнение совокупного дохода и совокупных издержек;

       - сравнение предельного дохода и предельных издержек.

       Сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек. Начертив на одном графике  кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (ТС) конкурентной фирмы, можно  сопоставить доход и издержки, соответствующие разным объемам  производства (рис. 5) [11, с. 68]. 

       

       График 5. Нахождение оптимального объема производства конкурентной фирмой 

       Анализ  графика показывает, что при разных объемах производства соотношения  между совокупными издержками и  совокупным доходом различны.

         Фирма получает прибыль, производя  продукцию в объемах, при которых  совокупный доход больше совокупных  издержек (TR>TC). На графике - это  объемы производства, расположенные  между точками   и .

         Объем производства, при котором  разница между совокупным доходом  и совокупными издержками максимальна  (TR-TC)max, обеспечивает фирме максимальную  прибыль ( ).

         Производство продукции в объемах,  при которых совокупные издержки  больше совокупного дохода (TC>TR), приносит фирме убытки (0- ). Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек, т.е. издержек, которые она имела бы при нулевом выпуске. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (TC-TR)min[10, с. 117].

         Объем производства, при котором  совокупные издержки равны совокупному  доходу (TR=TC), не приносит фирме  ни прибыли, ни убытков, т.е.  имеет место нулевая прибыль  ( и ). Обратите внимание на то, что нулевая прибыль не означает, что фирма не получает вообще никакой прибыли. Она получает нормальную прибыль, которая является частью издержек производства.

         Если при определенном объеме  выпуска ( ) убытки фирмы равны постоянным издержкам (-Pr=FC), то фирме безразлично, производить или нет; она находится в точке безразличия, поскольку, приостанавливая производство, фирма все равно несет потери, равные постоянным издержкам.

         Объем производства ( ), при котором убытки больше постоянных издержек (-Pr>FC), свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство[10, с. 118].

       Очевидно, что фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, будет выбирать объем производства, равный . Однако, в зависимости от рыночной конъюнктуры и, прежде всего, уровня цен, фирма может производить и в других объемах, получая убытки, или вообще приостановить производство на короткий срок. Если же производство будет приносить убытки в течение долгого периода, то фирма закроется, прекратит свое существование и вообще уйдет из отрасли.

       Рассмотренная выше зависимость результатов деятельности фирмы от объема производства относится  не только к конкурентной, но и к  неконкурентной фирме, только те же соотношения TR и TC неконкурентной фирмой будут достигаться  при других объемах производства (рис. 6).

       Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Определить оптимальный объем  производства фирма может, сопоставив доход, приносимый дополнительной единицей продукции (МR), с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском (МС). См. рис. 7.[18, с. 147] 

       

       График 6. Нахождение оптимального объема производства неконкурентной фирмой

       

       График 7. Правило максимизации прибыли 

       Согласно  правилу максимизации прибыли фирма, производящая продукцию в объемах, при которых MR=MC, получает максимально  возможную при данных ценах прибыль, т.е. оптимальный объем производства - это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны.

       При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска, а не только на дополнительную единицу.

       Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой  она функционирует (совершенная  или несовершенная конкуренция).

       Это равенство в условиях совершенной  конкуренции, когда  , преобразуется в равенство: 

        ,                                                                                           (12) 

       Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и MС, приводят к потерям  для фирмы либо в виде прямых убытков  при большем, чем оптимальный, объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме меньшем, чем оптимальный.

       При , соответствующем равенству MR и MС, фирма получает максимальную прибыль, равную площади фигуры РЕА, представляющей собой разность между совокупным доходом (произведение цены на объем выпуска) и совокупными издержками производства - .

       При  общая масса прибыли будет меньше, чем при ; при фирма понесет убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов.

       Пока  предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять  производство, так как увеличив объем  производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме  следует снизить производство, иначе  ее прибыль будет сокращаться[10, с. 116].

       Равенство предельных издержек и предельного  дохода - это своего рода сигнал, который  информирует производителя о  том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего  роста прибыли. Фирма, достигшая  в краткосрочном периоде оптимального объема производства, т.е. равенства MR и MC, находится в состоянии равновесия.

       Однако  достижение оптимального объема производства еще не является гарантией фактического получения максимальной прибыли. Все  зависит от соотношения средних  издержек производства и сложившегося на рынке уровня цены. Если:

       - рыночная цена выше минимума средних совокупных издержек (Р > min ATC), то фирма получает прибыль;

       - рыночная цена ниже минимума средних совокупных издержек, но выше минимума средних переменных издержек (min ATC > Р > min AVC), то фирма несет убытки;

       - рыночная цена равна минимуму средних совокупных издержек производства (Р = min ATC), то прибыль равна 0, т.е. фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.

       - рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек (Р < min AVC), то фирме следует прекратить производство, так как ее убытки больше постоянных издержек, существующих и при нулевом объеме производства[10, с. 120]. 

2.3. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции 

       Приняв  в качестве исходной модели совершенной  конкуренции попытаемся определить, как будет вести себя в данной рыночной ситуации конкурирующая фирма. Целевой функцией фирмы, как отмечалось выше, является максимизация прибыли  или, в крайнем случае, минимизация  издержек с тем, чтобы удержаться на рынке. В зависимости от выбранной  цели фирма будет решать вопрос о  том, участвовать ли в производстве данного продукта, и если да, то какое  его количество выпускать. На основе решений отдельных фирм будет  формироваться рыночная кривая предложения.

       Поскольку в данной рыночной структуре доля каждой фирмы в общем выпуске  очень мала, цена равновесия, сложившаяся  на рынке, является для нее определяющей и неподвластной контролю. Эти  фирмы являются принимающими цену (price taker), то есть продающими свою продукцию  по ценам, складывающимся под влиянием сил, внешних для фирмы и недоступных  для её влияния[3,c.83]. В этих условиях фирма может принимать решения только по поводу регулирования объема выпуска, позволяющего обеспечивать максимальную прибыль и минимальные издержки.

       В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием  и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем  производства посредством изменений  в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым  фирма стремится, определяются как  разность между валовым доходом  и валовыми издержками. И это действительно  указывает направление нашего анализа. Данные о доходе и данные об издержках  должны быть сведены вместе, с тем  чтобы можно было определить для  фирмы объем производства, максимизирующий  прибыль.

       Существует  два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма  будет получать максимальные прибыли  или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых  издержек; второй — сравнение предельного  дохода и предельных издержек. Оба  подхода применимы не только к  чисто конкурентной фирме, но также  и к фирмам, функционирующим в  условиях любой из трех рыночных структур. Чтобы облегчить понимание определения  объема производства  в условиях чистой конкуренции, мы используем оба  подхода, делая упор на втором подходе. Для подкрепления нашего понимания  двух подходов будут использоваться гипотетические данные как в форме  таблиц, так и в виде графиков.

Информация о работе Максимизация прибыли конкурентной фирмы