Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и является большей частью среди всех форм организаций. Подавляющую часть мирового предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание работы

Введение
Предпринимательство, как экономическая категория.
Экономическая природа предпринимательства
Цели и мотивы предпринимательской деятельности
Сущность и специфика развития малого предпринимательства
Функции и роль малого предпринимательства
Условия, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство в Ростовской области
Заключение
Список литературы
приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Малое предпринимательство: сущность, роль, условия  и тенденции развития 

План:

Введение

  1. Предпринимательство, как экономическая категория.
    1. Экономическая природа предпринимательства
    2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности
  2. Сущность и специфика развития малого предпринимательства
    1. Функции и роль малого предпринимательства
    2. Условия, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства.
  3. Малое предпринимательство в Ростовской области

Заключение

Список литературы

приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   

  Предпринимательство - одна  из  важнейших  составляющих  современной экономики. В  странах  рыночной  экономики   предпринимательство   получило широкое распространение и  является   большей  частью  среди всех  форм организаций. Подавляющую часть мирового предпринимательства  составляет малый  и  средний  бизнес.   Основной   задачей   предпринимателя   является управление предприятием, которое включает в себя рациональное  использования ресурсов, организацию  процесса  на  инновационной  основе  и  хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

      Общественный   характер   предпринимательства   означает   не   только деятельность участвующих  в  нем  лиц,  но  и наличие   в общественном хозяйстве   определённых   условий    позволяющие    реализовать    присущие

предпринимательству  функции.  Совокупность  таких условий составляет  среду   предпринимательства,   важнейшими   элементами   которой являются: экономическая свобода и  личная  заинтересованность.  Экономическая свобода  является  определяющим  признаком  предпринимательской  среды.  Для предпринимателя наличие экономической свободы – это  не  только  возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к  ресурсам и рынкам, но и  морально-этическая  санкционированность  предпринимательской деятельности.   Личная   заинтересованность   выступает   основным   мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для  присвоения  полученных результатов, извлечения и накопления дохода  является определяющим  условием предпринимательской среды.

Переход к  рыночной системе хозяйствования —  это  переход  к  экономике предпринимательского     типа. Создание условий для развития предпринимательства  является   важнейшей   составляющей   трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных  признаков и закономерностей  развития  предпринимательства  имеет  чрезвычайно  важное значение.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и раскрыть такой важный вопрос, как «Малое предпринимательство в современном мире»

Задачей данной работы является: подробное рассмотрение функций, роли, сущности малого предпринимательства, а так же специфику и перспективы  его развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы  

  1. Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства  в России», Проблемы теории и практики управления, 2, 2006
  2. Муравьев А.И., Игнатьев А.М. «Малый бизнес: экономика, организация, финансы», СП б.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2007
  3. Орлова Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2006
  4. Мамедов О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  5. Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 3-е изд. ЮНИТИ ,2007
  6. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. – М.: Высшая школа, 2007.
  7. Бублик В. «Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.: Хозяйство и право, N9, 2007
  8. Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.:ИНФРА-М, 2006
  9. Блинов А.О. «Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности», М.: «Дашков и Ко», 2006
  10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., 2007 г.
  11. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2005-2008 годы. М.,2007
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Предпринимательство, как экономическая  категория.

     

Феномен  предпринимательства  выступает   в   качестве   неотъемлемого

атрибута  рыночного  хозяйства. 

      В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII  в.

и часто ассоциировалось  с  понятием  «собственник».  У  его  истоков  стоял

английский  экономист Р. Кантильон, впервые  внесший термин  «предприниматель»

в экономическую  теорию. По  Кантильону,  предприниматель  —  это  человек  с

неопределенными,   нефиксированными   доходами   (крестьянин,   ремесленник,

торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие  товары  по  известной

цене, а продавать  свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда  следует,

что риск —  главная  отличительная  черта  предпринимателя,  а  его  основная

экономическая функция состоит в приведении  предложения  в  соответствие  со

спросом на различных  товарных рынках.

      А. Смит также характеризовал  предпринимателя как собственника, идущего

на  экономический  риск  ради  реализации  какой-то  коммерческой   идеи   и

получения   прибыли.   Он   сам   планирует   и   организует   производство,

распоряжается его результатами и т. п.

      Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в  рыночной  экономике

придерживался и крупный французский экономист  конца XVIII — начало  XIX  вв.

Ж.-Б. Сэй, характеризовавший  его как лицо, которое берется  за  свой  счет  и

риск и  в  свою  пользу  произвести  какой-нибудь  продукт.  Он  подчеркивал

активную  роль  предпринимателя  как  экономического  агента,  комбинирующего

факторы  производства  как  посредника,  обладателя  знаний  и  опыта.   Сэй

довольно  подробно описал специфические свойства предпринимателя  и  характер

его   доходов,   часть   которых   является    платой    за    его    редкие

предпринимательские способности.

      Крупный вклад в разработку  теории предпринимательства внесли  немецкий

экономист В. Зомбарт и австрийский экономист  И.  Шумпетер.  Предприниматель

по Зомбарту — это  «завоеватель»  (готовность  к  риску,  духовная  свобода,

богатство  идей,  воля  и  настойчивость)  «организатор»  (умение  соединять

многих людей  для совместной работы)  и  «торговец»  (умение  убеждать  людей

купить свои товары, пробуждать их интерес,  завоевывать  доверие).  Описывая

цели предпринимателя,  Зомбарт  главной  среди  них  выделяет  стремление  к

процветанию и росту своего дела, а подчиненной  —  рост  прибыли,  поскольку

без него невозможно процветание.

      И.  Шумпетер  называет  предпринимателем   человека,   берущегося   за

осуществление  новых  комбинаций   факторов   производства   и   тем   самым

обеспечивающего  экономическое  развитие.  При  этом  Шумпетер  считал,  что

предприниматель  не   обязательно   является   собственником   производства,

индивидуальным  капиталистом  —  им  может  быть  и  управляющий  банка  или

акционерного  общества.

      По существу, объединение в одном  лице собственника  и  предпринимателя

стало разрушаться  как раз в период  появления  кредита.  Любой  коммерческий

банк не является собственником всего капитала, который  он пускает в  оборот.

Как правило, его собственность распространяется на  уставной  фонд,  который

может представлять собой относительно небольшую величину.

      Наиболее  зримо   отделение   предпринимательства   от   собственности

обнаруживается   в   акционерных   обществах.   В   условиях    акционерной,

корпоративной экономики собственность как  юридический факт  утрачивает  свои

распорядительные  прерогативы.  Власть  на  производстве   перемещается   от

собственности  к  организации,  роль  собственности  становится  все   более

пассивной. Вместо реальных  физических  предметов,  с  которыми  традиционно

связывалось понятие собственности, акционер  владеет  лишь  клочком бумаги,

титулом собственности. Над самими предпринимателями он,  собственник  акции,

имеет весьма условный контроль. Однако он  и  не  несет  ответственности  за

результаты  деятельности корпорации. Такую ответственность  несут менеджеры.

      Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального

богатства  из   формы   индивидуальной   частной   собственности   в   форму

собственности  корпораций  влечет  за  собой  отделение   собственности   от

распоряжения  предпринимательства. 

1.1.Экономическая  природа предпринимательства.

      Предпринимательство    служит    предметом изучения многих  дисциплин.

Отсюда  и  множественность  его  трактовок  и   определений.   Сущность   же

предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой

и признаками как специфического вида хозяйственного поведения,  способностью

хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный  источник выгоды.

      Предпринимательство —  это   инициативная,  связанная  с   хозяйственным

риском и направленная на поиск  наилучших  способов  использования  ресурсов

деятельность,  ведущаяся  с   целью   извлечения   дохода   и   приумножения

собственности.

      По своей экономической природе  предпринимательство неразрывно  связано

с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как  свойство  хозяйственной

деятельности  внешне оно  проявляется  в  стремлении  извлечь  дополнительную

выгоду в  процессе обмена. Между тем, сам  по  себе  обмен  еще  не  является

источником  предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается  в

составное звено  единого хозяйственного оборота, а  производство  для  обмена

становится   определяющей   функцией   хозяйствующих   субъектов.   Товарное

производство   исторически   и   генетически   является   исходным   пунктом

<

Информация о работе Малое предпринимательство