Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и является большей частью среди всех форм организаций. Подавляющую часть мирового предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Введение
Предпринимательство, как экономическая категория.
Экономическая природа предпринимательства
Цели и мотивы предпринимательской деятельности
Сущность и специфика развития малого предпринимательства
Функции и роль малого предпринимательства
Условия, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство в Ростовской области
Заключение
Список литературы
приложения
побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда,
иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он
выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом
лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода
рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве
доходов от предпринимательства. В реальной действительности
предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли,
выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова
же цель предпринимателя?
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать
свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась
различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической
организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков
предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель
формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон,
участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться
в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не
реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной
ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок
на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это
приводит
к модификации целевых
ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка,
достижение
лидирующего положения в
Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира
предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к
тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них
допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы
прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую
прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является
источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем
эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей,
наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что
даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в
иерархии целей предпринимателя.
Таким образом, как управленец-
к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей
предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в
уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять
предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время,
реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность
от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение
этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном
счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность
прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами
предпринимательской
функции.
Как показывает мировая
практика малое предпринимательство играет
очень существенную роль в экономике страны.
Экономическая и социальная роль малого
предпринимательства заключается в праве
граждан на свободное использование своих
способностей и имущества для осуществления
предпринимательской деятельности.
Сущность малого
предпринимательства
Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. Малому предпринимательству свойственны общеэкономическая, инновационная (особенно для малых предприятий, функционирующих в научно-технической сфере), социальная, ресурсная и организаторская функции. Важнейшей особенностью малого предпринимательства является положение, установленное Федеральным законом, что его субъектами могут быть юридические и физические лица, соответствующие установленным Федеральным законом критериям.
В ряде научных
работ под малым
Наряду со средней
численностью персонала критериями
отнесения к малому предпринимательству
выступают объем оборота (прибыли,
дохода), величина активов, размер уставного
капитала и др. По данным Всемирного
банка, общее число показателей, по которым
предприятия признаются субъектами малого
предпринимательства, превышает 50. Однако
наиболее часто применяются вышеназванные.
Роль малого предпринимательства и его социальные функции в современном обществе могут быть наиболее полно определены только при рассмотрении малого предпринимательства, как целостной экономической системы. Анализ такой системы предполагает необходимость обязательного учета комплекса внешних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности основных субъектов экономических отношений, в данном случае — малых предприятий.
О главной социальной
функции малого предпринимательства
наиболее конкретно высказался профессор
В. Афанасьев: «смягчение социальной напряженности
и демократизация рыночных отношений,
поскольку именно малое предпринимательство
является фундаментальной основой формирования
«среднего класса». Аналогичную позицию
занимает О. Александрова, специализирующаяся
на проблемах становления этого класса
в нашей стране. Свой вклад в увеличение
«среднего класса» малое предпринимательство
в России вносит путем формирования класса
собственников, но не высокооплачиваемых
наемных работников. Эту функцию принимают
на себя крупные предприятия, способные
содержать высокооплачиваемых менеджеров
и специалистов необходимого профиля.
Место малых предприятий
на рынке труда как работодателей
определяет еще одну социальную функцию
малого предпринимательства. Ее нельзя
отнести к числу отличительных
особенностей малого предпринимательства,
поскольку рабочие места создаются также
государством, корпоративными структурами,
даже некоммерческими организациями.
Более того, в какой-то степени потенциал
этой социальной функции малого предпринимательства
ниже, чем у работодателей прочих категорий.
Значительное число малых предприятий
в лице индивидуальных предпринимателей
без образования юридического лица и семейных
фирм вообще не использует наемный труд.
Но это компенсируется действием другого
фактора, на который обратил внимание
ряд исследователей. Выраженным преимуществом
малого предпринимательства является
меньшая стоимость создания рабочих мест.
Некоторые специалисты считают, что разница
составляет не менее десяти раз. Например,
Л. Мамедова приводит более конкретные
цифры: «в крупном бизнесе обустройство
одного рабочего места стоит 100-150 тыс.
долларов, в малом создание одного рабочего
места обходится примерно в 10 тысяч долларов».
Практическая значимость
указанного преимущества выявляется при
реализации государственных социальных
программ по снижению уровня безработицы.
Создавая благоприятные условия для развития
малого предпринимательства, государство
вправе рассчитывать на появление большего
числа рабочих мест, чем при содействии
работодателям других категорий. Сформулированный
здесь тезис подтверждается имеющимся
зарубежным опытом. Так, в Германии в 1988
году на цели создания новых малых фирм
было выделено 720 млн. марок. Законодательно
предусмотрена возможность выдачи будущим
предпринимателям из числа физических
лиц кредитов на срок до 20 лет. В Великобритании
безработные, начинающие собственный
бизнес, сохраняют пособия по безработице
и получают от государства дополнительную
еженедельную субсидию в сумме 40 фунтов
стерлингов. В Дании, право на получение
50% пособия по безработице сохраняется
за начинающим предпринимателем на срок
до 3,5 лет.
По данным Международной
федерации малых и средних
промышленных предприятий (MFHSP) в среднем
по 18 развитым странам на долю малых
предприятий приходится примерно 50%
выпускаемой продукции, свыше 30% капиталовложений
и экспорта. За счет малого бизнеса в США,
Германии, Великобритании, Италии, Японии
создается 2/3 рабочих мест.
К числу социальных функций малого предпринимательства правомерно отнести содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей трудовой потенциал как носителей товара «рабочая сила» ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т.п. В условиях рыночной экономики большинство работодателей не рассматривает их в качестве полноценных работников, следовательно, не в состоянии обеспечить возможность трудоустройства.
Малое же предпринимательство
предъявляет не столь жесткие
требования. В семейных фирмах
задействован труд всех хотя
бы минимально трудоспособных
членов семьи. Малые
Наконец, следует упомянуть
еще одну социальную функцию малого
предпринимательства, которой далеко
не всегда уделяется должное внимание.
Она связана с формированием
в обществе «идеологии предпринимательства»,
что особенно важно для современных
отечественных условий. Об иждивенческой
психологии, как одном из проявлений ментальности
россиян, упоминали многие отечественные
исследователи, например, д.э.н. Е. Маймис:
«сплав государственной (и иной высшей)
власти, уравнительности и иждивенчества
- наиболее характерная, определяющая
черта традиционного российского генотипа».
В свою очередь, профессор
В.И. Кушлин считает, что «успех системных
инноваций и повышение