Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и является большей частью среди всех форм организаций. Подавляющую часть мирового предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание работы

Введение
Предпринимательство, как экономическая категория.
Экономическая природа предпринимательства
Цели и мотивы предпринимательской деятельности
Сущность и специфика развития малого предпринимательства
Функции и роль малого предпринимательства
Условия, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство в Ростовской области
Заключение
Список литературы
приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Специфическая роль малого предпринимательства в системе  трудовых отношений современного общества определяется еще одной особенностью, связанной с использованием наемного труда. В отличие от любых других категорий работодателей здесь присутствуют предприятия, не использующие его в принципе. К ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица «семейного бизнеса» (по российскому законодательству на них распространяются все установленные малым предприятиям льготы), и большая часть семейных предприятий. 

Необходимо также  учитывать и такие особенности  малого предпринимательства, как категории  работодателей. Здесь следует подчеркнуть  более личный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на организацию управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупных предприятиях и в государственных учреждениях рассматриваемое направление внутрифирменного менеджмента строится на сугубо формальной основе - трудовом законодательстве, индивидуальных контрактах, внутренних регламентах. Собственник - менеджер малого предприятия при принятии конкретных решений опирается, в том числе, и на личные отношения с подчиненным. 

В отечественных условиях подобный характер трудовых отношений  несет в себе дополнительный позитивный потенциал. Трудовая ментальность россиян  во многом определена идеологией исторического  этапа, предшествующего рыночным преобразованиям. В глазах наемного работника тождественны понятия собственник и эксплуататор, что определяет его отношение к трудовой деятельности. На малом же предприятии персонал видит в своем хозяине, прежде всего, коллегу, менеджера, специалиста и только потом хозяина. Это способствует изменению упомянутого выше поведенческого стереотипа. Столь же важна для россиянина возможность общаться с руководителем и на «личном» уровне. При правильном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные факторы способствуют формированию психологического климата, благоприятного для деятельности малого предприятия. 

Вышеизложенное позволяет  определить роль малого предпринимательства  как ключевого элемента системы  социально-экономических отношений  современного общества и в немалой  степени как ее стабилизирующего фактора.

   
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Условия, тенденции  и перспективы развития малого предпринимательства.

     

 Социально-экономического  развитие регионов является одним  из важнейших приоритетов в  России вследствие широкого признания  того факта, что решение выдвинутой Президентом России В. В. Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 году невозможно без повышения конкурентоспособности регионов. Основой повышения конкурентоспособности регионов должно стать малое и средние предпринимательство, так как оно имеет ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями, это:

       1) способность к инновациям;

       2) соединение функции собственности  и управления;

       3) своеобразный социально-экономический  климат, складывающийся в коллективе  предприятия;

       4) огромный потенциал быстрого  достижения эффекта насыщения  рынка, наличие, по сравнению  с крупным производством преимуществ  в скорости оборота капитала;

       5) сокращение пути от начала  до готового продукта;

       6) преимущественная ориентация на местные источники сырья и рынки сбыта;

       7) множество организационно-экономических  форм предприятия;

       8) более полное и эффективное  использование уникальных способно-стей, знаний и трудовых навыков  отдельных граждан, для которых  условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи;

       9) создание благоприятных условий  для трудоустройства различных  категорий населения, в том  числе инвалидов и т. д.

       Данный подход позволяет нам  согласится с авторами в определениях малого и среднего предпринимательства, как специфической формы организации предпринимательской деятельности, имеющий определенные неодинаково очерченные количественные показатели для различных отраслей народного хозяйства, сущность которых находит проявление в целом спектре качественных критериев, которые неадекватно отражаются на конкретных этапах хозяйственной жизни общества:

       1. Расширение ассортимента и увеличение  производства товаров и услуг  без вложения значительных государственных инвестиций.

       По данным социологического исследования, в качестве стартового капитала 74 % предпринимателей малого и  среднего бизнеса, по их собственному  признанию, использовали свои  личные сбережения, еще 5,3 % брали  финансовые средства взаймы у друзей, знакомых, только у 3,2 % предпринимателей стартовый капитал формировался на основе государственных источников средств.

       В настоящее время наблюдается  тенденция быстрой дифференциации  и индивидуализации потребительского  спроса населения.

       Удовлетворение населения в товарах  и услугах в значительной мере  за счет импорта, как сегодня  происходит в российской экономике,  – путь бесперспективный и  тупиковый. Крупное производство, в основном ориентируясь на  серийное производство, не в состоянии нормально обеспечивать динамично прогрессирующий рост индивидуальных потребностей населения, ибо оборачивается высокими издержками производства, неэффективным использованием наличных ресурсов. В результате «в процессе формирования современного рынка образуются своеобразные «вакансии» или ниши, которые крупные предприятия не считают целесообразным заполнять». Эти свободные места на рынке в основном связаны с производством мелкосерийной продукции или продукции, предназначенной для ограниченного потребления, ее производство не может принести значительной прибыли для крупных предприятий.

       Можно согласиться с учеными,  которые отмечают, что современный  малый бизнес – это новый  тип предпринимательства, существующий  под воздействием противоречивых  начал: конкуренции, монополизма экономики и государственного регулирования.

       Крупные предприятия, имея безусловные  преимущества по сравнению с  малыми и средними в массовом  крупносерийном производстве, значительно  проигрывают им в производстве  продукции мелкими сериями и тем более в единичном производстве. Во взаимодействии с крупными и средними предприятиями малые фирмы создают гибко функционирующий механизм национальной экономики, оперативно реагирующий на изменения в рыночной конъюнктуре, бесперебойно обеспечивающий население всем комплексом необходимых товаров и услуг.

       Следующая экономическая функция  малых предприятий вытекает из  первой.

       2. Обслуживание крупных предприятий,  изготовление для них ком-плектующих  изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции. В этой связи можно согласиться с Н. А. Лушиной, которая называет малый бизнес своеобразным «промышленным тылом» гигантов индустрии.

       Нам кажется ошибочным мнение  авторов, которые видят во взаимо-действии  мелких предприятий с крупными в условиях рыночной экономики лишь негативные стороны.

       Несправедливо определять систему  взаимоотношений крупного и мелкого  предпринимательства в капиталистической  экономике, системой отношений  подчинения и эксплуатации, которые  скрыты под маской равноправия и взаимовыгодности. Думается, что такая оценка взаимодействия крупного и мелкого бизнеса достаточно тенденциозна, необъективна и во многом идеологизирована. Весь ход эволюции хозяйственного развития убедительно показывает противоречивую, но прочную взаимосвязь и взаимозависимость малого и крупного бизнеса. И правы ученые, которые утверждают, что «система увязки и привязки» мелкого производства к крупному стала одной из важнейших особенностей организационной структуры современной временной промышленности».

       Функционирование большого количества  малых предприятий в национальной  экономике заставляет монополии  считаться с фактом их существования,  под давлением обстоятельств  вступать с ними в определенные  отраслевые и межотраслевые соглашения. В основе взаимодействия крупных предприятий с мелкими лежат объективные факторы, которые к тому же по мере развития научно-технического прогресса имеют тенденцию усиления. К таким факторам можно отнести:

       а) дальнейшее углубление общественного разделения и специализацию труда, что способствует значительному повышению эффективности производства;

       б) формирование под воздействием  научно-технической революции новой  структуры национального хозяйства,  появление принципиально новой  техники, быстрое расширение номенклатуры изделий, рост числа компонентов и узлов;

       в) экономия и рациональное  использование капитала заставляет  крупные предприятия освобождаться  от нерентабельной мелкосерийной  и штучной продукции и передавать  заказы на ее производство малым и средним предприятиям. К примеру, объем комплектующих изделий, выпускаемых малыми предприятиями партнерами в общей стоимости легковых автомобилей немецкой фирмы «Фольксваген» достигает 60 %, у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторе» – 50 %, японских «Тойота» и «Ниссан» – более 70 %.

       Быстрое развитие хозяйственной  жизни заставляет крупные и  малые предприятия находиться  в постоянном поиске новых  форм взаимодействия, модернизации  старых систем экономических  отношений. Поэтому малые предприятия не просто компонент, выполняющий вспомогательные функции у крупных предприятий, которые во многом «искусственно» сохраняются благодаря государственной поддержке, а важный элемент повышения эффективности производства всего национального хозяйства.

       3. Преодоление монополизма, развитие  конкуренции, формирование рыночных  отношений в российской экономике  является одной из главней-ших  экономических функций малого  предпринимательства. Гигантомания  – характерная черта административно-командной системы. Как справедливо отмечает Д. Г. Левчук: «Эта система породила правило: чем меньше объектов управления в основном звене, тем проще управлять; чем меньше предприятий, выпускающих однородную продукцию, тем легче планировать и распределять ее из центра».

       Монополизм в советской экономике  в своей основе был порожден  искусственным путем в результате  директивных решений. Как следствие,  источниками монополизма выступали  прежде всего иерархические управленческие  структуры, в которых все принимаемые решения построены на принципах административного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим.

       После ломки административно-командной  системы рухнул только монополизм  высшего управленческого звена,  но при этом все его функции  обрели нового «хозяина» – предприятие.

       В конечном итоге страдает  опять потребитель, ибо при  отсутствии сдерживающих административных  начал мощь монополизма на  уровне предприятия получилась  в усиленном варианте.

       Отрицательными последствиями монополизма  являются: высокие из-держки производства, а значит и искажение в ценообразовании, диктат производителя над потребителем, безразличие к его интересам, отсутствие стимулов к внедрению научно-технических достижений, прогрессивных технологических процессов, низкая производительность труда и бесхозяйственность. При таком уровне монополизации, когда он проник во все поры экономической жизни России, сложно говорить о постановке производства на уровень мирового развития. Всемерное развитие малого бизнеса является наиболее эффективным средством для преодоления хотя бы в малой степени монополизма в российской экономике и становления подлинной конкуренции, так как он не требует огромных инвестиций, и при определенной государственной поддержке может получить динамичное развитие в короткие сроки. В этом плане прав Р. И. Хасбулатов, утверждая, что для перехода России к рынку, формирования новой экономической среды необходимо создать критическую массу малых предприятий. По его мнению – это хотя бы 2-3 млн. мелких фирм различных по организационно-экономическим формам. Конкуренция российской экономике необходима не просто как факт, атрибут рыночной экономики, способствующий эффективному ведению хозяйства, но и в связи с тем, что именно она формирует «развитый коммерческий дух», обеспечивает «процесс приобретения и передачи знаний», «процедуру открытия», в которой мы не нуждались бы, если бы результаты конкуренции были предсказуемы.

       Вывод достаточно прост и ясен: нет рыночной экономики без  конку-ренции, конкуренция возможна  лишь при значительном секторе малого предпринимательства.

       4. Многие исследователи выделяют  как важнейшую экономическую  функцию малого бизнеса – вовлечение  в производство материальных  и фи-нансовых сбережений населения.

Информация о работе Малое предпринимательство