Проблема соотношения пропорций
между сбережениями и экономическим ростом
в национальном хозяйстве уже длительное
время занимает умы многих поколений экономистов.
Еще А. Смит в своем бессмертном труде
«Исследование о природе и причинах богатства
народов» писал, что если «большая часть
дохода идет не на привлечение новых рабочих
мест, а на праздную сделку – экономика
не имеет стимулов к росту. От бережливости
капиталы возрастают, а от мотовства, расточительности
и неблагоразумия уменьшаются...
Дж. М. Кейнс, безусловно, один из выдающихся
ученых-экономистов XX столетия, рассматривая
вопрос регулирования совокупного спроса,
указал, что важнейшим компонентом увеличения
совокупных расходов являются сбережения.
На современном этапе развития
экономической ситуации в России
нередко можно слышать от лиц, облеченных
властью, что наметившийся рост сбережений
населения свидетельствует о начале стабилизации
в хозяйственном комплексе страны. Безусловно,
логика в таком выводе присутствует.
Но вывод концептуального плана
сводится к тому, что если сбереже-ния
трансформируются в инвестицию и как результат
появляется дополни-тельный капитал, рабочие
места, увеличивается потребление, значит,
зримо проявляется тенденция повышения
эффективности производства. В случае
же, когда сбережения населения используются
для спекулятивных «игр» с ценными бумагами
через «мнимые» инвестиционные фонды
– экономика находится в деградирующем
состоянии, со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В этой связи сегодня крайне
важно с государственной точки зрения
всеми способами содействовать рациональному
использованию тех крохотных сбережений,
которые имеет население. По нашему мнению,
малый бизнес может использовать финансовые
и материальные ресурсы населения двояким
способом. С одной стороны, сбережения
граждан способствуют вовлечению в малое
предпринимательство новых лиц, которые
имеют желание и склонности заняться бизнесом.
В этой связи национальное хозяйство получает
значительную выгоду, ибо новые предприниматели
способствуют насыщению рынка товарами
и услугами, являются источником поступ-ления
налогов в бюджеты различного уровня,
избавляют государство от проблемы трудоустройства
этих индивидов. С другой стороны, сбережения
граждан могут эффективно и целенаправленно
использоваться функционирующими малыми
предприятиями для удовлетворения крайне
важных потребностей, которые имеют коллективный
характер: телефонизация микрорайона,
села, газификация улицы, поселка, строительство
системы водоснабжения, дорог с твердым
покрытием и т. п. Деятельность малого
бизнеса по использованию сбережений
в данной плоскости в настоящее время
находится в зачаточном состоянии, но,
по нашему глубокому убеждению, имеет
хорошие перспективы, особенно в сельской
местности, где состояние социальной сферы
находится в крайне удручающем состоянии.
5. Одной из центральной функции
малого предпринимательства в
конце XX столетия стала разработка
и внедрение инноваций в производство.
Инновационные малые предприятия
находятся на гребне научно-технической
революции, именно они нередко
совершают величайшие открытия в области
микроэлектроники, биотехнологии, приборостроении
и т. п.
Это направление деятельности
в современной России в системе
малого бизнеса практически отсутствует.
Но данная сфера экономики
представляет собой актуальнейшее
значение для развития производства в
национальной экономике. По меткому замечанию
Адама Смита, благоденствие народов зависит
от двух факторов – искусства проворства
и благоразумия в труде, пропорции между
числом занятых полезным трудом и не занимающихся
им, при этом он подчеркивал, что первые
факторы имеют наиважнейшее значение.
Таким образом, великий ученый определял,
что уровень развития производительности
труда определяет благосостояния нации.
Но, как справедливо писал К. Маркс: «Наличная
производительность труда, из которой
капитал исходит как из своей основы, есть
не дар природы, а дар истории, охватывающий
тысячи веков», то есть, производительность
труда не может быть пренесена откуда-то
извне, она является результатом некой
целостности компо-нентов, которые должны
присутствовать в хозяйственной деятельности
об-щества.
Современный этап, к сожалению,
характеризуется отсутствием долж-ного
внимания к вопросу эффективности
труда. Ошибочно считается, что
для стабилизации экономики эта
проблема не очень важна. Вместе
с тем ситуация здесь складывается крайне
сложная и, наконец, необходимо уяснить,
что без роста эффективности производства
невозможна структурная перестройка экономики.
Неконструктивны по своей сущности призывы
к социальной защите человека, нет перспектив
создания новых рабочих мест и в целом
экономического роста к социально ориентированной
экономике.
В мировой практике
уже сложилась целая система
мер для стимулирования малых
предприятий инновационного характера,
это: консолидация инновационных
проектов, придание приоритета разработкам
отдельных отраслей и концентрации на
них финансовых, организационных и иных
усилий, правовое, законодательное обеспечение
этого вида бизнеса, внедрение системы
льготного кредитования и налогообложения.
Необходимо, чтобы на государственном
уровне сформировалось понимание, что
«опытные производства мелких новаторских
предприятий есть своеобразные элементарные
частицы», с помощью которых можно быстро
строить и перестаивать производ-ственный
организм экономики.
Малое и среднее предпринимательство
выполняет в обществе важнейшие
функции социально-политического
характера. Особенно наглядно
оно просматривается, поднимая
роль и значимость малого и
среднего предпринимательства в
«переломные», кризисные периоды
развития национальной экономики.
Экономическая роль малого бизнеса
возрастает в связи с тем,
что в последние годы экономика
развитых стран переходит от
так называемой «индустриальной»
экономики к «сервисной» экономике,
в которой главным фактором, определяющим
успех, является способность удовлетворять
запросам потребителей. Стратегия ориентации
на потребителя означает, что последний
находится в центре внимания предприятия,
которое стремится как можно лучше понять
тенденции развития предпочтений клиентов.
Дальнейшее развитие данного сектора
экономики призвано решить ряд социально-экономических
проблем, связанных с:
- созданием условий для обеспечения
политической стабильности в
обществе;
- формированием рациональной структуры
экономики;
- образованием
среднего класса;
- смягчением безработицы;
- ростом доходной части бюджетов
всех уровней и другие.
Малое предпринимательство является
социальной основой сущест-вующей
политической и экономической
системы, устойчивость рыночной системы
хозяйствования предопределяется наличием
громадной массы мелких собственников.
Этот вывод объясняется тем, что, с одной
стороны, малое предпринимательство осуществляет
постоянную подпитку крупного и среднего
бизнеса как бы обновляя его «кровь», не
дает возможности остановиться на достигнутом,
тем самым является революционизирующим
началом.
Мелкое и среднее предпринимательство
продолжает оставаться глав-ным
хранителем и распространителем
предпринимательского духа в
общественной системе, а в современной
России, на стадии переходного состояния,
источником его формирования.
Малое и среднее предпринимательство
в современной России отяго-щено
сегодня спектром негативных
тенденций, имеющих немалый «стаж»,
и дополняются новыми, которые появились
в самые последние годы, это:
1. Бегство мелкого капитала из
производства в сферу преимущественно
посреднических операций.
2. Исключительная недолговечность
большинства мелких и средних
предприятий, обусловленная не
только конкуренцией, нестабильностью
экономической ситуации, но отсутствием
стимулов к долгосрочным инвестициям
в экономику России.
3. Вытеснение большинства предприятий
на периферию научно- технического
прогресса, отражающее их неспособность
переломить, за счет прорыва на экспортные
рынки, негативные последствия примитивизации
внутреннего спроса.
4. Отсутствие стабильных структур,
осуществляющих функции под-держки
предпринимательства и др.
Сложившийся характер развития
малого и среднего предпринимательства
в России обусловлен воздействием
комплекса субъективных и объективных
факторов, экономического и не
экономического содержания. Анализ
данных факторов в последнее
время получил широкое отражение
в научной литературе В контексте проблем,
малых и средних предприятий России большинство
авторов, как правило, достаточно глубоко
и всесторонне показывают, что такие факторы,
как неэффективная налоговая система,
несовершенное законодательство, многочисленные
административные барьеры, фактическое
отсутствие финансовой поддержки, слабость
материально-технической базы многих
предприятий, высокая криминализация
общества и т. д., вызывают нестабильность
в работе малых и средних предприятий,
оказывая регрессирующие воздействие.
Вместе с тем, как правило, ис-следование
указанных факторов осуществляется вне
контекста существую-щей сегодня в России
социально-экономической системы.
Проблемы малого и среднего
бизнеса, факторы, определяющие
тенденции развития данного сектора экономики,
в своей основе обусловлены сложившейся
системой экономических отношений в современной
экономике России.
Создание достаточного для оптимального
развития количества малых и
средних предприятий как основы
социально-экономического развития возможно
методом целевых программ при активной
поддержке государства на федеральном
и региональном уровнях.
- Малое предпринимательство
в Ростовской области
На сегодняшний
день в Ростовской области зарегестрировано
около 214-ти тысяч малых и средних предприятий.
Ими производится треть сельскохозяйственной
продукции, 14% промышленной. Кроме того,
малый бизнес обеспечивают почти половиной
оптовой и розничной торговли в регионе.
Выгодное экономико-географическое
расположение Ростовской области, развитая
транспортная инфраструктура, высокая
обеспеченность трудовыми ресурсами,
отсутствие социальной напряженности
исторически определили положение области
как одного из крупнейших на юге страны
центров многоотраслевой промышленности,
развитого сельского хозяйства, науки,
культуры.
По объемам валового
регионального продукта область
находится на 15 месте среди других
субъектов России.
Министерством регионального
развития на основании оценки ситуации
в реальном секторе экономики, инвестиционной
привлекательности, социальной и бюджетной
сферах область отнесена во вторую группу
регионов со средним уровнем развития.
Таких регионов в России 22. Среди них: г.
Москва, Московская, Липецкая, Астраханская
области, Республика Татарстан и другие.
В 2010 году в области
темпы роста валового регионального
продукта по сравнению с 2009 годом
увеличены на 6,4 %, что выше, чем
прирост ВВП в России (на 4%). Рост
обеспечен за счет опережающего развития
обрабатывающих производств.
В 2011 году в экономике
области предполагается сохранение устойчивых
темпов развития.
Ростовская область
является энергообеспеченным регионом
и занимает первое место в четверке
основных регионов - энергопроизводителей
Южного федерального округа. Мощностей
электростанций, расположенных на территории
области, достаточно для покрытия нагрузок.
Основной объем потребления электроэнергии
приходится на обрабатывающие производства,
коммунальное и сельское хозяйство, транспорт.
Уровень зарегистрированной
безработицы в области (1,3 %) ниже,
чем в России (2,4 %).
Ростовская область
открыта к взаимовыгодному сотрудничеству
и приветствует конструктивные деловые
предложения отечественных и
иностранных инвесторов, реализация
которых будет способствовать развитию,
целостности и процветанию как области,
так и России в целом.