Малые предприятия и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль
6
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
6
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах
8
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России
9
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
10
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия
13
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
15
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия
19
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
28
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
28
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия
32
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
33
Заключение
40
Список литературы
42
Приложения
46

Файлы: 1 файл

Курсовой экономика.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Кировский государственный  колледж строительства, экономики  и права

(филиал) ФГБОУ ВПО «Московский  государственный университет геодезии  и картографии»

 

Специальность 270802

 

 

Курсовая работа

 

По  предмету:  Экономика организации

На тему:  «Малые предприятия и их роль в современных условиях»

Наименование предприятия: ОАО «Железобетонные конструкции - 1»

 

 

 

         Выполнил:  Крупин О.П.

       Группа Ск-23

Проверил преподаватель: Косова Н.И.

 

 

Дата сдачи на проверку:__________

Оценка после защиты:____________

 

 

Киров 2013

 

 

Содержание

 

Введение

3

1 Теоретические основы  влияния малых предприятий на строительную отрасль

6

1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике

6

1.2 Малый бизнес в зарубежных странах

8

1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России

9

1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий

10

1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия

13

1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

15

2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»

17

2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»

17

2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия

19

3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»

28

3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе

28

3.2 Эффективность деятельности  строительного предприятия

32

3.3 Государственная поддержка малых предприятий

33

Заключение 

40

Список литературы

42

Приложения

46


 

Введение

 

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу. 
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. 
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как: 
•доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; 
• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; 
• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; 
• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; 
• доля малого бизнеса в экспорте продукции; 
доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; 
• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; 
• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли. 
Микропредприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы  роли малых предприятий в строительной организации;

2. Провести анализ организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО « Пензинский ЖБК-1»;

3. Экономическая эффективность деятельности ОАО « Пензинский ЖБК-1»

Предмет исследования курсовой работы малые предприятия.

Объектом исследования послужила организация ОАО « Пензинский ЖБК-1».

Период исследования 3 года с 2010 года по 2012 год.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения; метод относительных  величин;  метод абсолютных величин; метод средних величин; графический метод;  табличный метод;  метод финансовых коэффициентов.

Информационной базой  послужило годовая бухгалтерская  отчетность предприятия ОАО « Пензинский ЖБК-1»  за 2010 – 2012 года.

При выполнении курсовой работы были использованы труды, методики и рекомендации по эффективности сбыта продукции, законодательные и нормативные документы, Гражданский Кодекс РФ,  Федеральные законы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  роли малых предприятий в строительной организации

 

1.1 Понятие и место  малых предприятий в рыночной экономике.

 

В развитой рыночной экономике  действует три ведущих хозяйствующих  субъекта: домохозяйство, предприятие  и государство, которое выступает  в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия.

Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим  законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Именно на предприятии  протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ.

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.

На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. В зависимости от места возникновения все факторы классифицируют как внутренние и внешние.

К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а  также способность его команды  управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная  политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным:

- с изменением конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка.  В основном это проявляется  в изменении спроса, предложения,  колебании цеп;

- с изменением политической  обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе:

- с инфляционными процессами;

- с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства зависит эффективность  деятельности предприятий. Это, прежде всего, создание цивилизованного рынка  и правят игры на этом рынке (то есть создание правовой основы), обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, защита конкуренции, разработка и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предприятия постоянно подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и т.д.

Таким образом, существование  риска является постоянным и сильнодействующим  фактором, повышающим эффективность  деятельности предприятия.

 

 

1.2 Малый бизнес в зарубежных странах.

 

После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. Мы будем рассматривать в этой разделе основные характеристики малого бизнеса США, Испании, Южная Кореи, Японии и т. д. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень  развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Развитие малого бизнеса  на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают  большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку  на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

 

 

1.3 Динамика развития  малого предпринимательства в  России.

 

Вопросы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.

Спектр обсуждаемых  вопросов достаточно широк и не является предметом настоящей статьи, однако, в нем стоит выделить особо  сферу государственной политики развития малого предпринимательства.

В России целью государственной  политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических  условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

1) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях