Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
Введение
3
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль
6
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
6
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах
8
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России
9
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
10
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия
13
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
15
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия
19
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
28
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
28
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия
32
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
33
Заключение
40
Список литературы
42
Приложения
46
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кировский государственный колледж строительства, экономики и права
(филиал) ФГБОУ ВПО «Московский
государственный университет
Специальность 270802
Курсовая работа
На тему: «Малые предприятия и их роль в современных условиях»
Наименование предприятия: ОАО «Железобетонные конструкции - 1»
Выполнил: Крупин О.П.
Группа Ск-23
Проверил преподаватель: Косова Н.И.
Дата сдачи на проверку:__________
Оценка после защиты:__________
Киров 2013
Содержание
Введение |
3 |
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль |
6 |
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике |
6 |
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах |
8 |
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России |
9 |
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий |
10 |
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия |
13 |
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России |
15 |
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1» |
17 |
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1» |
17 |
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия |
19 |
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1» |
28 |
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе |
28 |
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия |
32 |
3.3 Государственная поддержка малых предприятий |
33 |
Заключение |
40 |
Список литературы |
42 |
Приложения |
46 |
Введение
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К
малому предприятию относится коммерческая
организация в любой сфере деятельности,
которая по своим критериям, установленным
государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического
лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может
нормально развиваться без оптимального
сочетания крупного, среднего и малого
бизнеса. Это доказывает вся история экономического
развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства
с методической точки зрения, на взгляд
авторов, необходимо рассматривать с нескольких
позиций: экономической, научно-технической,
социальной, политической.
С
экономической стороны роль и значение
малого бизнеса можно определить с помощью
таких показателей, как:
•доля валового внутреннего продукта
(ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доля национального дохода, создаваемого
в малом бизнесе;
• доля мелких предприятий в общем количестве
коммерческих предприятий;
• доля трудоспособного населения, занятого
в малом бизнесе;
• доля малого бизнеса в экспорте продукции;
доля налогов, поступающих от малого
бизнеса, в их общей величине;
• доля основного капитала, функционирующего
в малом бизнесе;
• доля отдельных видов продукции или
услуг, производимых малым бизнесом, в
общем их объеме и др.
Малое
предприятие – это фирма, которая не доминирует
в своей области, а хозяин – это независимый
владелец, осуществляющий руководство
малым числом подчинённых в сравнении
с другими фирмами той же отрасли.
Микропредприятия относятся к очень
небольшому бизнесу. Они часто включают
единоличного, редко двух собственников,
а также сферу семейного бизнеса. Большинство
микро-предприятий имеет незначительный
капитал, обладают ограниченными техническими
и бизнес-навыками. При этом большинство
таких предприятий демонстрируют жизнеспособность
малого предпринимательства.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы роли малых предприятий в строительной организации;
2. Провести анализ организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО « Пензинский ЖБК-1»;
3. Экономическая эффективность деятельности ОАО « Пензинский ЖБК-1»
Предмет исследования курсовой работы малые предприятия.
Объектом исследования послужила организация ОАО « Пензинский ЖБК-1».
Период исследования 3 года с 2010 года по 2012 год.
В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения; метод относительных величин; метод абсолютных величин; метод средних величин; графический метод; табличный метод; метод финансовых коэффициентов.
Информационной базой
послужило годовая
При выполнении курсовой работы были использованы труды, методики и рекомендации по эффективности сбыта продукции, законодательные и нормативные документы, Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы и др.
1 Теоретические основы роли малых предприятий в строительной организации
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике.
В развитой рыночной экономике
действует три ведущих
Под предприятием понимается
самостоятельно хозяйствующий субъект,
созданный в соответствии с действующим
законодательством для
Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ.
Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.
Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.
На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. В зависимости от места возникновения все факторы классифицируют как внутренние и внешние.
К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным:
- с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса, предложения, колебании цеп;
- с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе:
- с инфляционными процессами;
- с деятельностью государства.
В современных условиях
именно от государства зависит
Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предприятия постоянно подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и т.д.
Таким образом, существование риска является постоянным и сильнодействующим фактором, повышающим эффективность деятельности предприятия.
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах.
После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. Мы будем рассматривать в этой разделе основные характеристики малого бизнеса США, Испании, Южная Кореи, Японии и т. д. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.
Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России.
Вопросы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.
Спектр обсуждаемых вопросов достаточно широк и не является предметом настоящей статьи, однако, в нем стоит выделить особо сферу государственной политики развития малого предпринимательства.
В России целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
1) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;
Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях