Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
Введение
3
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль
6
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
6
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах
8
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России
9
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
10
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия
13
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
15
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия
19
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
28
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
28
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия
32
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
33
Заключение
40
Список литературы
42
Приложения
46
2) повышение темпов
развития малого
Учитывая эти положения, в настоящем исследовании проводится анализ статистики малого предпринимательства, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, с целью оценить самые основные характеристики динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века и сделать попытку прогнозирования этих характеристик, представляющую отдельный исследовательский интерес.
Исследователь не претендует на всеобъемлющий анализ проблемы развития малого предпринимательства и его государственной поддержки (этим занимается достаточно широкий круг исследователей), а лишь делает попытку построить некоторые интересные с точки зрения динамики расчеты, что составляет основу исследования, и дать им собственную интерпретацию в контексте государственного регулирования.
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
Если предприятие создается как акционерное общество (АО), то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего АО, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.
Подписавшиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конференции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.
Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение таких вопросов, как:
- создание акционерного общества;
- утверждение устава акционерного общества;
- размер уставного фонда после завершения подписки на акции;
выбор руководящих органов акционерного общества и др.
После успешного завершения
учредительной конференции
Но хотелось бы затронуть тему бюрократизма при создании малых предприятий. Отечественный экономист А. П. Потемкин в своем «Открытом письме» сравнивает процедуру государственной регистрации создания предприятия в России с подобной процедурой в Германии. По его подсчетам, чтобы официально получить все разрешительные документы, позволяющие начать бизнес в России, предприятию необходимо потратить 1346 дней. Он называет все бюрократические организации, которые необходимо обойти предпринимателю и указывает предельные сроки преодоления каждой из них.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).
Полное товарищество
– это товарищество, участники
которого заключили между собой
договор о создании предприятия
для совместного ведения
Прибыль и убытки полного
товарищества распределяются между
его участниками
Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное) – как и полное товарищество, не имеет своего устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора. В данном товариществе наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Коммандитисты не принимают
участия в осуществляемой товариществом
предпринимательской
Вторая группа предприятий малого бизнеса – хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, дочерние и зависимые общества.
Общество с ограниченной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами. Основной капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью – в данном обществе участники солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного участника его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Акционерные общества – широко распространенная форма малого бизнеса, большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставной капитал акционерного общества разделен на определенное количество акций , его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть:
открытые (его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, могут проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. Обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков);
закрытые (акции распределяются только среди учредителей или определенного круга лиц, акционеры имеют преимущественное право на приобретение акций; не вправе проводить открытую подписку на акции).
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия.
Все предприятия – юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) подают в органы статистики сведения о своей хозяйственной деятельности. Периодичность таких отчётов может быть разной – от ежемесячных и ежеквартальных до представляемых один раз в год или в несколько лет. Для малых предприятий порядок представления сведений упрощён, поэтому отчитываться должны лишь те из них, которые включены в выборку территориального органа статистики.
Форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» представляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий). Показатели отражаются с учётом всех филиалов и подразделений независимо от их местонахождения. Заполняется форма нарастающим итогом за период с начала года. Срок сдачи – не позднее 29 числа после отчётного периода. За январь – декабрь 2012 года отчёт нужно сдать не позднее 29 января 2013 года по форме, утверждённой Приказом Росстата от 15 августа 2011 года. С отчёта за январь – март «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» нужно подавать уже по новой форме, утверждённой Приказом № 470 от 29 августа 2012 года.
Форма № ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием» утверждена Приказом Росстата от 28 июля 2009 года № 153. Эту форму представляют ежемесячно малые предприятия (юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели) с численностью работающих от 16 до 100 человек и занимающиеся производством продукции добывающих, обрабатывающих производств, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, лесозаготовками и рыболовством. Юридическим лицам сдавать форму в территориальные органы статистики нужно как за себя, так и по каждому обособленному подразделению. Срок сдачи не позднее 4 числа следующего месяца, а за декабрь 2012 года – не позднее 9 января 2013 года.
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести:
Другая серьезная проблема
законодательной сферы –
Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.
Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.
К числу не менее значимых
проблем следует отнести
В сфере обеспечения
малых предприятий финансовыми
ресурсами без помощи бюджета
государства также имеется
Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.
Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий вывод. Для улучшения положения в сфере малого предпринимательства необходимо:
установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;
законодательно закрепить
определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
2.1 Организационная
Открытое акционерное общество «Пензинский ЖБК-1» находится по адресу Пензенская область, г.Пенза, Складская ул., 19. Местом нахождения является место постоянного нахождения Совета директоров и единоличного исполнительного органа общества.
Открытое акционерное общество «Пензинский ЖБК-1» является юридическим лицом и действует на основании ГК РФ ФЗ «Об акционерных обществах» настоящего Устава, другого действующего законодательства РФ. Срок его действия не ограничен.
Общество имеет обособленное имущество. Учитываемое на его самостоятельном балансе. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные имущественные права, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях