Малые предприятия и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль
6
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
6
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах
8
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России
9
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
10
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия
13
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
15
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия
19
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
28
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
28
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия
32
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
33
Заключение
40
Список литературы
42
Приложения
46

Файлы: 1 файл

Курсовой экономика.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

На протяжении исследуемого периода, так как выручка увеличилась, и уменьшился коэффициент оборачиваемости оборотных средств  на 5,21%.

И увеличился коэффициент загрузки на 120,4%, из-за уменьшения коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

Но рентабельность оборотных  средств уменьшилась на 23,83%

 

 

 

3 Экономическая эффективность деятельности ОАО « Пензинский ЖБК-1»

 

3.1 Анализ особенностей  развития малого предпринимательства  на современном этапе 

 

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.

Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.

Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым - сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.

В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек.

В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро-, малых и средних предприятий:

-численность работающих человек - от 10 до 250;

-величина годового оборота - 740 млн евро;

-величина балансовой стоимости активов - 527 млн евро. 
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми. 
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

- доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

- доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;

- средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для "микропредприятий", выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

- предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • микропредприятия - 60 млн руб.;
    • малые предприятия - 400 млн руб.;
    • средние предприятия - 1000 млн руб.

Число малых предприятий по видам экономической деятельности достаточно незначительное, при этом показатели сильно разбросаны: от 0,05% от общего числа предприятий в рыболовстве и рыбоводстве до 9,7% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий. 
Рост малых предприятий заметен во всех видах экономической деятельности, наиболее заметное увеличение произошло в оптовой и розничной торговле, где увеличение составило 16 тыс. предприятий за год. Данная отрасль является наиболее привлекательной для малого бизнеса, так как не требует больших стартовых затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений. Без изменений осталась только отрасль "образование", где не наблюдается увеличения числа малых предприятий.

Соотношение доли прибыльных и убыточных организаций по видам экономической деятельности, позволяет сделать вывод о низкой эффективности предпринимательской деятельности. Доля убыточных предприятий в сфере малого бизнеса в 2003 г. достигла 36%, что же касается крупных и средних предприятий, то в этом же периоде доля убыточных предприятий составляет 43%. Наибольшая доля убыточных предприятий в 2003 г. в сфере малого бизнеса приходилась на рыболовство и рыбоводство - 51% от общего числа малых предприятий, при этом в доле крупных и средних предприятий убыточные предприятия преобладали в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 59,5%. Данные показатели свидетельствуют о том, что половина из всех организаций данной отрасли убыточна.

Второе место по убыточным предприятиям занимает добыча полезных ископаемых, где доля убыточных - 51,3%, а по средним и крупным предприятиям рыболовство и рыбоводство - 54,9%. Наименьшее число убыточных предприятий в данном периоде как по малым, так и по крупным предприятиям приходилось на оптовую и розничную торговлю - 32%. 
Число убыточных предприятий уменьшается как в сфере малого предпринимательства, так и в доле средних и крупных организаций. В 2006 г. убыточные малые предприятия составляют 28%, за три года данный показатель уменьшился на 8 пунктов, такая же тенденция наблюдается и в области крупных и средних предприятий. В 2006 г. в сфере малого предпринимательства по доле наиболее убыточных предприятий в отрасли рыболовство и рыбоводство поменялось местами с добычей полезных ископаемых, 45% - добыча и 44% - рыболовство и рыбоводство. В сфере крупных и средних предприятий ситуация не изменилась, уменьшилась только доля убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий снизилась до 50% в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Меньше всего убыточных предприятий в 2006 г. в сфере малого предпринимательства было в отрасли государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального обеспечения - 16,2%. Среди крупных и средних предприятий наименьшее число убыточных предприятий приходилось на оптовую торговлю - 22,7%. Данные, приведенные в табл. 4, 5, подтверждают специфическую особенность развития сферы малого бизнеса в нашей стране, которой характерно сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг.

Несмотря на предпринятые шаги помощи в развитии и поддержке малого предпринимательства со стороны государственных органов, значительного роста количественного показателя малых предприятий или укрепления экономики государства за счет малого бизнеса не произошло. Проанализировав несколько периодов развития и становления малого бизнеса, с уверенностью можно сказать, что сфера малого предпринимательства развивается "поступательно". Увеличится или уменьшится экономический вес малого предпринимательства - зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. Если субъект предпринимательства будет уверен в экономической стабильности и целенаправленной помощи государства в налогово-кредитной политике, направленной на повышение эффективности бизнеса, то и развитие бизнеса будет более поступательным и энергичным.

 

 

3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия

 

Одним из основных финансовых  показателей плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятия является прибыль. Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности хозяйства.

Рассмотрим динамику суммы прибыли от реализации продукции  за период с 2010 года по 2012 год.

 

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012г. к 2010 г., %

1.

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

200909

235330

278177

138

4.

Валовая прибыль (+) / убыток (-), тыс. руб.

22448

23327

25333

113

5.

Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс.руб.

20889

21309

23436

112

6.

Чистая прибыль, тыс.руб.

16576

16804

18606

112


 

За анализируемый период 2010-2012 гг. темпы увеличения чистой прибыли составило 112%.

При этом валовая прибыль  увеличилась на 13%, увеличение прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности- за счет уменьшения прочей деятельности на 49,1 %.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг на сумму полученной выручки.  Характеризует эффективность предпринимательской деятельности.

Показатели 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2010 г., %

 

Рентабельность, %:

       

1

     - текущих затрат

11,7

10

9

76,92

2

     - продаж

10,39

9,05

8,42

81,03

3

     - основных фондов

28,6

27,63

27,56

96,36

4

     - оборотных средств

28,6

27,63

27,56

96,36

5

     - совокупного капитала

14,3

13,81

13,78

96,36




 

Данные таблицы  позволяют сделать следующие выводы:

    • Рентабельность затрат характеризует эффективность использования всех затрат предприятия. Уменьшение текущих затрат на 23,08 свидетельствует о увеличении прибыли. И уменьшение рентабельности продаж уменьшилоь на 18,97% .
    • Так же рентабельность основных фондов,  оборотных средств и совокупность капитала уменьшилась на 3.64%.

 

3.3 Государственная поддержка  малых предприятий

 

За последнее десятилетие  в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако, сложные экономические условия хозяйствования и существующие проблемы развития малого предпринимательства, выявили не эффективность мер государственной поддержки. В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства;

- государственный аппарат,  представляющий собой совокупность  государственных институциональных  структур, ответственных за развитие малого предпринимательства,

обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование  сферы малого предпринимательства  и управление инфраструктурой его  поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Государственная поддержка  малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная  необеспеченность заставляет государство  поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

- финансовая поддержка  (формирование государственных программ  обеспечивающих льготное кредитование  малых предприятий, субсидии, налоговых  и амортизационных льгот и  т.д.);

Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях