Малые предприятия и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические основы влияния малых предприятий на строительную отрасль
6
1.1 Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
6
1.2 Малый бизнес в зарубежных странах
8
1.3 Динамика развития малого предпринимательства в России
9
1.4 Особенности создания и регистрации малых предприятий
10
1.5 Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия
13
1.6 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
15
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.1 Организационная характеристика ОАО «Пензинский ЖБК-1»
17
2.2 Характеристика экономической деятельности предприятия
19
3 Экономическая эффективность деятельности ОАО «Пензинский ЖБК-1»
28
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
28
3.2 Эффективность деятельности строительного предприятия
32
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
33
Заключение
40
Список литературы
42
Приложения
46

Файлы: 1 файл

Курсовой экономика.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

- материально-техническая  поддержка (различные формы предоставления  технологии и оборудования в  аренду малого бизнеса, создание  технопарков и т.д.);

- консультативная и  информационная поддержка (обеспечение  доступа к техническим библиотекам,  базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

- создание рыночной  инфраструктуры (локальных ярмарок,  рынков оборудования и технологий  для малых фирм, рынков сбыта  и т.д.).

Органы государственной власти и местного самоуправления должны координировать работу различных структур в области малого предпринимательства, разрабатывать предложения по содействию малым предприятиям, проводить анализ и оценку программ развития данной сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, разрабатывать рекомендации по привлечению иностранных инвестиций.

Опираясь на анализ научной  литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого бизнеса  в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно условно разделить на следующие группы:

1. Механизмы нормативно-правового  регулирования.

Основным нормативным  актом является ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе наиболее значимая роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же закон, по оценке экспертов, в большей степени является «рамочным».

2. Механизмы финансовой поддержки.

В целом финансовая структура  малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития  РФ на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ при условии со финансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится в компетенции субъекта РФ. Структурно-государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может быть предоставлена в следующем виде:

- субвенции и субсидии;

- бюджетные кредиты,  займы, ссуды;

- государственные и  муниципальные гарантии;

- особый режим налогообложения.

3. Механизмы имущественной  поддержки.

Имущественная поддержка  оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе (по рыночным ценам), на безвозмездной основе, на льготных условиях (по ценам и условиям более выгодным, чем рыночные).

В настоящее время  к числу основных проблем в  области имущественной поддержки  относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок.

4. Механизмы предоставления  инфраструктурных услуг.

Инфраструктура поддержки  малого предпринимательства

подразумевает следующее:

- формирование системы  коммерческих и некоммерческих  организаций, которые осуществляют  свою деятельность в качестве  поставщиков (исполнителей, подрядчиков)  в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития малого предпринимательства;

- создание центров  и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительства), акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационно-информационные центры.

Весь прошлый год  правительство помогало малому бизнесу, который в кризис оказался в особенно тяжелом положении. Денег было выделено достаточно: если в 2008 г. на разнообразные программы поддержки малых предприятий федеральный бюджет выделил 3,5 млрд. руб., то в 2009 г. - уже 48 млрд. рублей. А в 2010 году помощь в экстренном порядке увеличили с 10 до 25 млрд. рублей. Но реального эффекта от выделенных средств ждать придется достаточно долго.

Государственная помощь распределяется по двум каналам. Более  половины средств достается местным  властям, которые сами решают, как  помочь своим бизнесменам. Например, в Татарстане малый бизнес получает в аренду площади технопарка по ценам на треть ниже коммерческих. Успех превзошел ожидания: в технопарке поселились сотни малых предприятий, в основном - поставщики КамАЗа. Между ними развернулась бешеная конкуренция, и качество продукции завода от этого выиграло. С другой стороны, в Новосибирской области местные власти решили поддержать безработных, пообещав безвозвратные ссуды в 450 тыс. руб. на открытие малого бизнеса с нуля. Эффект получился неожиданным: хотели выдать ссуды для 700 человек, но за бесплатной помощью обратились менее 300. Когда разобрались, оказалось, что чиновники поставили невыполнимые условия: ссуду нельзя использовать ни на зарплаты, ни на рекламу, ни на закупку товаров [2, с.23].

На этом направлении  все зависит от того, насколько разумно действуют местные власти. Но есть и второй канал. Это госгарантии по льготным кредитам для малых предприятий. Схема работает так: миллиарды рублей идут Российскому банку развития - дочернему предприятию государственного Внешэкономбанка. Он выбирает региональные банки, а они, в свою очередь, кредитуют малые предприятия. При этом было обещано, что ставка по кредитам не превысит 14%. На практике схема работает совсем не так, как ожидалось. Кроме общеобязательных критериев каждый банк может устанавливать дополнительные ограничения. Например, не может получить льготный кредит компания, просрочившая выплаты по кредиту или принадлежащая более крупной структуре. Но основная проблема в том, что обещанные 14% годовых на деле превращаются в гораздо более внушительные суммы. В Томске процент был больше двадцати. В некоторых регионах предприниматели называют цифру 24%, что неприемлемо.

В конце прошлого года экспертная группа провела опрос  в 22 регионах страны среди 10 тыс. малых предпринимателей, то 87% их них не видели никакой антикризисной помощи и не знают о ней. При этом треть из тех оставшихся 13%, которые получили деньги, давали за это «откаты» в размере до половины суммы, выданной государством на поддержание малого бизнеса. Первые итоги такой политики впечатляют. В 2009 г. оборот малых предприятий рухнул на четверть, а их число сократилось на 20% - до 228 тысяч. Благодаря этому страна недосчиталась 350 тыс. рабочих мест. Самое крупное падение было в Волгоградской области, где разорились 5 тыс. из имевшихся 14 тыс. малых предприятий. Также сложная ситуация в сибирском федеральном округе здесь малых предприятий стало меньше на треть.

Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  на уровне региона, как свидетельствует  зарубежный и отечественный опыт, способствует стабильному развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вклада в решение социально-экономических задач.

Подводя итог, следует  подчеркнуть, что конкретный выбор  механизмов государственной поддержки  малого предпринимательства в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.

 

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят  противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых  льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность  происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

В работе получены следующие  результаты:

- Малый бизнес –  это экономика государства, мелкие  предприятия играют заметную  роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен  создавать новые рабочие места,  а следовательно, может обеспечить  снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  стране.

- Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно  считать, что данная тема является очень  актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль.

В силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в  первую очередь малого бизнеса, неизбежно  должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [Принята всенар. Голосованием 12.12.1993 г.] (с изм. от 09.06.2001 г.) / Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№237)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон. от 26.01.1996г. №14-ФЗ (в редакции от 28.11.2011 №337-ФЗ)] – Режим доступа [Консультант Плюс]
  3. Федеральный закон [Текст]: от 29.12.2001г. №184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год»
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Электронный ресурс] : [приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. №32Н (в редакции от 08.11.2010 №144н)] – Режим доступа [Консультант Плюс]
  5. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М: Госстандарт России: Изд-во стандартов. 2003. – 47 с.
  6. Акимов В.В.и др. Экономика отрасли (строительство) [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304с С. 125-130
  7. Бирюков, Б.В. Моделирование экономических систем [Текст] / Б.В. Бирюков. Ю.А. Гастев. Е.С. Геллер // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Экономика. – 2003. – № 5. – С. 393-395.
  8. Бусыгин, А. В.. Предпринимательство. Учебник/А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.-М.:Дело, 2002.-640 с.
  9. Бухарова О.В. От малого не жди большого // Российская газета. 2009. Спецвып. 4858. С. 3-5.
  10. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2010. № 10. С. 23.
  11. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.
  12. Ефименко И.Б. Экономика отрасли (строительство): Учебное пособие для вузов / И.Б. Ефименко, А.Н. Плотников. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 359с.
  13. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки <span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_0430_043b_04

Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях