Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………… ..3-4
Глава 1. Малый бизнес как ядро мотивационного
механизма инновационного роста
1.1 Понятие и функции малого бизнеса…………………….……….5-7
1.2 Этапы развития малого бизнеса…………………………….……7-9
Глава 2. Место малого бизнеса в экономике США
2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11
2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Англии
3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21
3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30
Заключение……………………………………………………….……31-32
Список литературы……………………………………………...…….33
Приложение………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………..………… ..3-4

Глава 1. Малый  бизнес как ядро мотивационного

 механизма инновационного роста

1.1 Понятие и  функции малого бизнеса…………………….……….5-7

1.2 Этапы развития  малого бизнеса…………………………….……7-9

Глава 2. Место  малого бизнеса в экономике США

2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11

2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18

Глава 3. Место  малого бизнеса в экономике Англии

3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21

3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30

Заключение……………………………………………………….……31-32

Список литературы……………………………………………...…….33

Приложение……………………………………………………...…….34-36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малые предприятия  обеспечивают создание в экономике  новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.

Мировой опыт государственной  поддержки малого предпринимательства  свидетельствует о том, что в  странах с наиболее развитой экономикой и высоким уровнем развития малого бизнеса его поддержка осуществляется специальными органами с законодательно закрепленными задачами, правами и ответственностью.

Огромное значение для развития малого бизнеса имеет  политика государства, которая может  создавать как благоприятную, так  и неблагоприятную среду для развития малого бизнеса. Все зависит от целей, которые ставит перед собой государство в тех или иных исторических условиях. В настоящее время правительства большинства развитых стран поддерживают мелкие и средние предприятия, обеспечивающие основной прирост новых рабочих мест в стране. Эта поддержка проявляется в предоставлении налоговых льгот и льготных кредитов или гарантий по ним, в обеспечении определенного процента государственных заказов, а также организации информационной, консультационной, научно-технической и другой помощи. Как показывает мировой опыт, помощь государства малым предприятиям, в особенности в развитых странах, все чаще носит адресный, отраслевой, характер и предоставляется по принципу соответствия тем или иным критериям – виду деятельности, структуре собственности или объему выручки.

Цель данной работы – раскрыть и проанализировать роль малого бизнеса в экономике  на примере двух стран: Соединенных Штатов Америки и Англии.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие малого бизнеса, его функции, этапы развития.
  • Проанализировать место малого бизнеса в экономиках США и Англии.
  • Исследовать масштабы малого предпринимательства в вышеуказанных странах.
  • Изучить роль государства в регулировании, поддержке мелкого бизнеса.

Объектом исследования курсовой работы является малый бизнес.

Предметом исследования выступит малый бизнес в США и  Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Малый бизнес как ядро мотивационного механизма инновационного роста.

 

    1. Понятие и функции малого бизнеса.

 

Малый бизнес — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

Малые предприятия —  это не организационно-правовая форма. Термин «малое» указывает лишь на размер предприятия. Критериями отнесения предприятия к малым являются:

  • численность работающих;
  • доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности  основного производственного персонала  и сотрудников, работающих по договорам  и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек:

  • в промышленности, транспорте и строительстве - до 100 человек,
  • в науке и научном обслуживании, сельском хозяйстве - до 60 человек,
  • в оптовой торговле – до 50,
  • в розничном и бытовом обслуживании – 30,
  • 50 человек — в других отраслях производственной сферы,
  • до 15 человек — в непроизводственной сфере.1

Малый бизнес демонстрирует высокую проникающую способность функционирования в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики. Многие малые предприятия смягчают агрессивность рыночной среды, принимают на себя рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и согласованную деятельность рыночных структур различного масштаба.

Малое предпринимательство является своего рода «цементом», формирующим рыночное пространство. Крупные компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции, действуют обычно в рамках одного или нескольких взаимосвязанных секторов рынка. Межсекторное пространство заполняется малыми структурами, которые могут мобильно концентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. Поэтому их можно считать связующим звеном различных секторов рынка.

Поэтому значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

 Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике  функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.

Стоит заметить, что малые предприятия оказывают меньшее воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Использование новых технологий (микропроцессоров, компьютеров и т.д.) привело к сближению технического уровня двух частей бизнеса, а в ряде производств перевес оказался на стороне малого бизнеса. Возрастающее значение приобретает объем и качество человеческого капитала. В то же время проведенные исследования 70 важнейших изобретений XX в. выявили, что более половины изобретений были сделаны мелкими фирмами, либо самостоятельными изобретателями. Малый бизнес утвердился в качестве наиболее гибкой и динамичной формы бизнеса, способной генерировать новые технологии, продукты, методы управления. Теперь малый бизнес стал полноправным партнером крупного бизнеса особенно в производстве наукоемкой продукции.2

 

    1. Этапы развития малого бизнеса

 

Для того чтобы  выявить роль малого бизнеса, выяснить его значение для современной экономики, необходимо проследить эволюцию малого бизнеса.

Как известно, до начала XX в. в мире господствовал капитализм  свободной конкуренции.

Однако рынок  свободной или чистой конкуренции  – всего лишь теоретическая модель. Реальная же жизнь намного сложнее. Предприятия на рынке конкурируют друг с другом и в конкурентной борьбе побеждают те, у кого более низкие издержки производства, а следовательно, и более высокие прибыли. Если же у предприятия издержки выше средних по данной отрасли, то оно терпит банкротство. Таким образом, одни предприятия становятся более крупными, другие же – разоряются. Так происходит дифференциация товаропроизводителей и концентрация производства. К массовым банкротствам небольших предприятий вели также кризисы перепроизводства, регулярно происходившие в мире, начиная с 60-х гг. позапрошлого века.

Особенно знаменателен был мировой кризис 1873 г., после  которого крупные предприятия стали  объединяться в картели для раздела  рынков сбыта и контроля над ценами. Например, в Германии, которая считается страной картелей, в 1865 г. было 4 картеля, в 1887 г. – 70, в 1897 г. – 250 и в 1911 г. – 600.

Второй формой объединения крупных предприятий  стали синдикаты, которые предусматривали  реализацию продукции через общие  сбытовые конторы, т.е. предприятия, входившие в синдикат, сохраняли производственную самостоятельность, но теряли коммерческую.

Наиболее развитой формой объединения крупных предприятий  к началу XX века были тресты, в которых участники полностью теряли свою производственную и коммерческую самостоятельность. Первый трест появился в США в 1870 г. Это был нефтяной трест «Стандарт ойл компании», и в дальнейшем тресты наибольшее распространение получили в США.

Концентрации  производства и капитала способствовали также большие изменения, происходившие под влиянием технического прогресса в развитии производственных сил; они проявились в производстве новых видов машин, в энергетике, в технологии, в структуре промышленности.

Все это привело  к тому, что мелкие предприятия  все больше утрачивали свое значение. Объективно сложилось так, что преимущества оказывались на стороне крупных фирм. Прежде всего, эти преимущества связаны с техническим превосходством крупных предприятий.

В результате малый  бизнес был оттеснен на задний план, превратился в придаток крупных фирм, хотя и не был полностью уничтожен (в США, например, насчитывалось около 500 тыс. небольших предприятий).

Вторая мировая  война несколько изменила соотношение  сил. США резко увеличили свое производство и заняли передовые  позиции на мировых рынках. Страны, участвовавшие в войне, как победители, так и побежденные, стали восстанавливать свое народное хозяйство.

На всем протяжении рассматриваемого периода все преимущества были на стороне крупных предприятий  и крупного бизнеса, мелкие же фирмы все более вытеснялись и их роль в экономике уменьшалась. И так продолжалось до 70-х гг., после чего малый бизнес обрел свое второе дыхание.

В 1973-1975 гг. проходил один из сильнейших за послевоенный период мировых кризисов, сопровождавшихся энергетическим, сырьевым и другими кризисами. И оказалось, что этот кризис с наименьшими потерями пережили мелкие и средние фирмы, которые быстрее сумели приспособиться к изменению ситуации в производстве и на рынке.

Малый бизнес не только начинает развиваться и завоевывать позиции в экономике, но и превращается из придатка крупного бизнеса в его союзника и сателлита, становясь необходимым элементом развития крупного бизнеса и всей экономики.

 

 

ГЛАВА 2. Место малого бизнеса в экономике США

 

    1. Масштабы малого бизнеса. Функции

 

Малый бизнес в  США начал свое развитие еще в  эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. Федеральные программы, которые  только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

 В 1953 году  в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США.

В США очень  четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового  законодательства в отношении предприятий  малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

США всегда характеризовались  как страна большого бизнеса, но и  малый бизнес там всегда существовал. Американские ученые любят повторять, что костяк американской экономики – большой бизнес, а мускулы – малый бизнес, а в последние годы многие мелкие фирмы являются и мозгами американского бизнеса. До 70-х гг. малый бизнес в США считался среднеразвитым. Но и здесь в начале 80-х гг. наблюдается процесс активизации малого бизнеса, что выразилось не только в увеличении его численности, но и в количестве и качестве производимых им товаров и услуг. Достаточно привести такие данные: в 60-х гг. ежегодно создавалось 95-100 тыс. новых предприятий, в 70-х – 250-300 тыс., в 80-90-е гг. – 600-700 тыс.

Информация о работе Малый бизнес