Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа
Малые предприятия обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.
Введение…………………………………………………..………… ..3-4
Глава 1. Малый бизнес как ядро мотивационного
механизма инновационного роста
1.1 Понятие и функции малого бизнеса…………………….……….5-7
1.2 Этапы развития малого бизнеса…………………………….……7-9
Глава 2. Место малого бизнеса в экономике США
2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11
2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Англии
3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21
3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30
Заключение……………………………………………………….……31-32
Список литературы……………………………………………...…….33
Приложение………………………………
Особенно большую роль мелкие и средние фирмы играют в таких отраслях экономики, как оптовая торговля (86% валового продукта частного сектора), сфера услуг (81%), строительство (80%), розничная торговля (55%). В обрабатывающей промышленности доля малого бизнеса в валовом продукте составляет всего 21%, но мелкие и средние фирмы уже укрепились в таких отраслях, как электротехническая и химическая промышленность. Это стало возможно благодаря ускоренному развитию специализаций производства, сокращению оптимальных размеров предприятий. К тому же качественное обновление мелкого производства по-новому подходить к их технико-экономическим возможностям и научно-техническому потенциалу.
Более того, некоторые ученые указывают на зависимость крупного бизнеса от малого. Так, Николас Сирополис, поясняя эту мысль, пишет, что малые предприятия нанимают на работу десятки миллионом мужчин и женщин; продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями; обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых им услуг, материалов и сырья. Например, «Дженерал Моторс» делает закупки у 30 тыс. поставщиков, большинство из которых мелкие фирмы, потому что их поставки более дешевы.
Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. В законе о малом бизнесе США говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и безопасность страны, невозможна без развитого сектора малого и среднего предпринимательства, который нуждается в постоянной поддержке.3 Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство
со своей стороны оказывает
Рассмотрим их роль и деятельность подробнее.
Администрация Малого Бизнеса США4 создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.
Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное управление. При этом, год 1998 в деятельности Администрации является поворотным прежде всего потому, что при формировании плана развития, определении приоритетов на будущий 1999г. руководство Администрации, проведя опрос владельцев малых компаний, а также изучив запросы своих клиентов, составило доклад Президенту США с подробным изложением результатов предыдущей работы и приемлемых перспектив деятельности SBA. Никогда прежде такой работы не проводилось. В итоге Администрация вынуждена признать необходимость коренного пересмотра системы и культуры управления, изменения организационной структуры и повышения квалификации сотрудников. Реализация и решение этих задач поможет создать более мобильный и эффективный механизм деятельности SBA. Администрация Малого Бизнеса видит смысл своей деятельности в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.
Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.
Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства с более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно малый предприниматель, заемодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.
Деятельность SBA базируется на следующих принципах:
SBA оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Однородные программы объединены в блоки. Причем, ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. На сегодняшний день их около 50. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.
Кроме того, SBA посредством заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур.
SBA имеет 108 представительств во всех регионах и крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников5.
SBA разработал отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).
Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г.Сиэттла. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса сегодня Сиэттл из провинциального городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт – крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ “Microsoft”, расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:
93,3% всех проектов
53,3% предполагают новое строительство;
70% клиентов из провинции;
10% заявителей из соседних штатов - Калифорния, Орегон, Айдахо.
Основной своей задачей Правительство и Муниципалитет Сиэттла считают создание для более менее равномерного развития всех районов города. Наиболее неразвитой частью считается Китайский городок (China Town) и прилегающие к нему кварталы. Это и послужило одной из главных причин размещения здесь специально созданного фонда по поддержке малых предприятий с высокой степенью риска6. Другой проблемой стала безработица. Из-за большого притока эмигрантов даже в середине 90-х годов вопреки беспрецедентному росту потребности в рабочей силе, активной позиции самих трудоустраивающихся, уровень безработицы в Сиэттле превышал городской среднестатистический в три раза. Исходя из вышеизложенного под эгидой Муниципалитета и Правительства г. Сиэттла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием “Сильное решение в пользу нового века”7. Инициаторы - ряд бизнесменов, служащих и Правительство г.Сиэттла, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит положение о необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремлений людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий. Исходя из вышеизложенного в рамках этого единого проекта Правительство Сиэттла решило открыть три программы: “Готов заработать” 8, “Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний” 9, “Компания общественного развития Сиэттла” 10, практическая реализация которых началась в разные периоды 1997г. и уже в начале 1998г. приобрели популярность и доверие со стороны различных слоев общества.
США являются не только родиной крупнейших трестов, но и родиной антитрестовского законодательства, которое восходит корнями в конец прошлого века почти одновременно со становлением крупного бизнеса. Целью антитрестовского законодательства явилась защита мелкого и среднего бизнеса от посягательств монополий, гарантирование экономической свободы всем и каждому отдельному предпринимателю.
Первый законодательный акт – Акт Шермана, объявивший незаконными монополизацию торговли, явные и тайные соглашения об ее ограничении, был принят в 1890 г. «Контракты, обвинения в форме треста или в любой другой или тайные соглашения, направленные на ограничения в торговле…, а каждый кто монополизирует или стремится к монополизации… будет обвинен в совершении поступка»11. Значительно позже, уже в 1974 г., было принято дополнение к этой статье, которое заключалось в том, что «всякое лицо, которое заключает такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признается виновным и по осуждению принадлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тыс. долларов, или тюремному заключению сроком не более 1 года, или указанным наказаниям по усмотрению суда».
Акт Шермана запрещал также корпорациям и фирмам проводить дискриминационную политику в области цен, если она ведет к созданию к созданию монополии или к ограничению свободной конкуренции, приобретать акции конкурирующих с ними или между собой фирм при условии, что это может повлиять на уменьшение конкуренции или привести к созданию монополии.
В 1914 г. был принят второй антитрестовский закон – Акт Клейтона, в котором делалась попытка более четко определить незаконную деятельность корпораций. Он содержал 4 положения:
В этом же году конгресс принял Акт о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Акт Клейтона, объявляя в широком смысле нелегальными нечестные методы конкурентной борьбы в торговле. Полномочия комиссии заключались в установлении правонарушений со стороны монополий по ограничению конкуренции и в обращении в суд на предмет пресечения противоправных действий.
Новое оживление антитрестовской практики относится к послевоенному периоду, когда в 1950 г. под влиянием борьбы малого бизнеса было принято новое дополнение к Акту Клейтона Акт Селлера-Кэфовера о слияниях путем покупки любых активов предприятий. Отныне каждое слияние крупных фирм стало объектом правительственного рассмотрения.
Выводы из изложенного:
Среди ученых нет единого мнения о необходимости борьбы против монополизма, но большинство из них выступает за поддержку свободы конкуренции. Поэтому антитрестовское законодательство представляется как средство защиты мелкого и среднего бизнеса от монополий, как гарантия экономической свободы всем и каждому предпринимателю.
Действенность
любых правительственных
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Великобритании.
До определенного времени Великобритания относилась к странам, где малый бизнес был развит сравнительно мало, что соответствовало общепринятым представлениям о высокоразвитой экономике как экономике крупного бизнеса.
Смена парадигмы
заставила правительство
Настоящий бум
мелкого предпринимательства