Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………… ..3-4
Глава 1. Малый бизнес как ядро мотивационного
механизма инновационного роста
1.1 Понятие и функции малого бизнеса…………………….……….5-7
1.2 Этапы развития малого бизнеса…………………………….……7-9
Глава 2. Место малого бизнеса в экономике США
2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11
2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Англии
3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21
3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30
Заключение……………………………………………………….……31-32
Список литературы……………………………………………...…….33
Приложение………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Особенно большую  роль мелкие и средние фирмы играют в таких отраслях экономики, как  оптовая торговля (86% валового продукта частного сектора), сфера услуг (81%), строительство (80%), розничная торговля (55%). В обрабатывающей промышленности доля малого бизнеса в валовом продукте составляет всего 21%, но мелкие и средние фирмы уже укрепились в таких отраслях, как электротехническая и химическая промышленность. Это стало возможно благодаря ускоренному развитию специализаций производства, сокращению оптимальных размеров предприятий. К тому же качественное обновление мелкого производства по-новому подходить к их технико-экономическим возможностям и научно-техническому потенциалу.

Более того, некоторые  ученые указывают на зависимость  крупного бизнеса от малого. Так, Николас Сирополис, поясняя эту мысль, пишет, что малые предприятия нанимают на работу десятки миллионом мужчин и женщин; продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями; обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых им услуг, материалов и сырья. Например, «Дженерал Моторс» делает закупки у 30 тыс. поставщиков, большинство из которых мелкие фирмы, потому что их поставки более дешевы.

 

    1. Поддержка малого бизнеса государством

 

Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. В законе о малом бизнесе США говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и безопасность страны, невозможна без развитого сектора малого и среднего предпринимательства, который нуждается в постоянной поддержке.3 Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Правительство со своей стороны оказывает всяческую  помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.

Рассмотрим  их роль и деятельность подробнее.

Администрация Малого Бизнеса США4 создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.

Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное  управление. При этом, год 1998 в деятельности Администрации является поворотным прежде всего потому, что при формировании плана развития, определении приоритетов на будущий 1999г. руководство Администрации, проведя опрос владельцев малых компаний, а также изучив запросы своих клиентов, составило доклад Президенту США с подробным изложением результатов предыдущей работы и приемлемых перспектив деятельности SBA. Никогда прежде такой работы не проводилось. В итоге Администрация вынуждена признать необходимость коренного пересмотра системы и культуры управления, изменения организационной структуры и повышения квалификации сотрудников. Реализация и решение этих задач поможет создать более мобильный и эффективный механизм деятельности SBA. Администрация Малого Бизнеса видит смысл своей деятельности в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.

Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства с более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно малый предприниматель, заемодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.

Деятельность SBA базируется на следующих принципах:

    • Незамедлительное, вежливое и аккуратное обслуживание клиента по телефону, письменно и визуально.
    • Продолжение поиска путей по снижению себестоимости обслуживания и созданию более дружеской среды общения при предоставлении информации малым предпринимателям.
    • Продолжение процесса руководства и поиска новых путей сотрудничества между SBA и клиентами, непосредственно между малыми предпринимателями, с иными партнерами.
    • Оказание малым предпринимателям специальной технической помощи посредством реализации различных локальных программ.
    • Продолжение поиска путей облегчения повседневной деятельности малых предприятий.
    • Продолжение обеспечения и поддержки рабочих связей между малым подрядчиком и федеральными агентствами-заказчиками.

 

SBA оперирует  целым рядом программ, каждая  из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Однородные программы объединены в блоки. Причем, ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. На сегодняшний день их около 50. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.

Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.

Кроме того, SBA посредством  заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур.

SBA имеет 108 представительств во всех регионах и крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников5.

SBA разработал отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).

 

Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г.Сиэттла. Благодаря продуманной  политике в отношении малого бизнеса  сегодня Сиэттл из провинциального  городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт – крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ “Microsoft”, расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:

93,3% всех проектов производственного  характера; 

53,3% предполагают новое  строительство; 

70% клиентов из провинции; 

10% заявителей из соседних  штатов - Калифорния, Орегон, Айдахо.

Основной своей задачей Правительство и Муниципалитет Сиэттла считают создание для более менее равномерного развития всех районов города. Наиболее неразвитой частью считается Китайский городок (China Town) и прилегающие к нему кварталы. Это и послужило одной из главных причин размещения здесь специально созданного фонда по поддержке малых предприятий с высокой степенью риска6. Другой проблемой стала безработица. Из-за большого притока эмигрантов даже в середине 90-х годов вопреки беспрецедентному росту потребности в рабочей силе, активной позиции самих трудоустраивающихся, уровень безработицы в Сиэттле превышал городской среднестатистический в три раза. Исходя из вышеизложенного под эгидой Муниципалитета и Правительства г. Сиэттла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием “Сильное решение в пользу нового века”7. Инициаторы - ряд бизнесменов, служащих и Правительство г.Сиэттла, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит положение о необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремлений людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий. Исходя из вышеизложенного в рамках этого единого проекта Правительство Сиэттла решило открыть три программы: “Готов заработать” 8, “Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний” 9, “Компания общественного развития Сиэттла” 10, практическая реализация которых началась в разные периоды 1997г. и уже в начале 1998г. приобрели популярность и доверие со стороны различных слоев общества.

 

США являются не только родиной  крупнейших трестов, но и родиной  антитрестовского законодательства, которое  восходит корнями в конец прошлого века почти одновременно со становлением крупного бизнеса. Целью антитрестовского законодательства явилась защита мелкого и среднего бизнеса от посягательств монополий, гарантирование экономической свободы всем и каждому отдельному предпринимателю.

Первый законодательный  акт – Акт Шермана, объявивший незаконными монополизацию торговли, явные и тайные соглашения об ее ограничении, был принят в 1890 г. «Контракты, обвинения в форме треста или в любой другой или тайные соглашения, направленные на ограничения в торговле…, а каждый кто монополизирует или стремится к монополизации… будет обвинен в совершении поступка»11. Значительно позже, уже в 1974 г., было принято дополнение к этой статье, которое заключалось в том, что «всякое лицо, которое заключает такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признается виновным и по осуждению принадлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тыс. долларов, или тюремному заключению сроком не более 1 года, или указанным наказаниям по усмотрению суда».

Акт Шермана запрещал также  корпорациям и фирмам проводить дискриминационную политику в области цен, если она ведет к созданию к созданию монополии или к ограничению свободной конкуренции, приобретать акции конкурирующих с ними или между собой фирм при условии, что это может повлиять на уменьшение конкуренции или привести к созданию монополии.

В 1914 г. был принят второй антитрестовский закон – Акт  Клейтона, в котором делалась попытка  более четко определить незаконную деятельность корпораций. Он содержал 4 положения:

  • запрещал определенные формы ценовой дискриминации;
  • ограничивал связанные контракты, т.е. контракты с нагрузкой, когда покупатель был вынужден покупать вместе с нужной ненужную продукцию;
  • ограничивал слияния через покупку акций, результатом которых могло быть ограничение конкуренции;
  • ограничивал взаимопереплетение директоратов через представительство одного и того же лица в различных советах директоров.

В этом же году конгресс принял Акт о Федеральной  торговой комиссии, который дополнял Акт Клейтона, объявляя в широком  смысле нелегальными нечестные методы конкурентной борьбы в торговле. Полномочия комиссии заключались в установлении правонарушений со стороны монополий по ограничению конкуренции и в обращении в суд на предмет пресечения противоправных действий.

Новое оживление антитрестовской  практики относится к послевоенному периоду, когда в 1950 г. под влиянием борьбы малого бизнеса было принято новое дополнение к Акту Клейтона Акт Селлера-Кэфовера о слияниях путем покупки любых активов предприятий. Отныне каждое слияние крупных фирм стало объектом правительственного рассмотрения.

Выводы из изложенного:

  • Антитрестовское законодательство возникло в результате противоречия внутри класса буржуазии, между крупным и малым бизнесом. В тех условиях государство стремилось ограничить слишком бурное образование картелей и трестов и показать, что оно выступает на стороне слабых предпринимателей, чтобы оградить их от подчинения более сильным.
  • Хотя антитрестовские законы и оказывали определенное сдерживающее влияние, но их результатом становилось появление новых фирм концентрации и монополизации.

Среди ученых нет  единого мнения о необходимости  борьбы против монополизма, но большинство  из них выступает за поддержку  свободы конкуренции. Поэтому антитрестовское  законодательство представляется как  средство защиты мелкого и среднего бизнеса от монополий, как гарантия экономической свободы всем и каждому предпринимателю.

Действенность любых правительственных законов  зависит от их исполнения на практике.  К примеру, в 20-е гг. XX века состоялся суд над крупнейшей компанией «Ю. С. Стил», которая обладала монопольной властью на рынке своего продукта, но была признана невиновной, так как не прибегала к незаконным действиям, направленных против конкурентов. Это был прецедент, когда крупный размер фирмы не ставился ей в вину, и тогда впервые стало применяться правило «разумного подхода». Так официально было признано, что крупные размеры фирмы не следует считать нарушением закона Шермана. Теоретической основой такого оправдания крупных размеров послужило положение об экономии на масштабе, которая несет выгоды всему обществу.

 

Глава 3. Место малого бизнеса в экономике  Великобритании.

 

    1. Масштабы малого бизнеса. Функции

 

До определенного  времени Великобритания относилась к странам, где малый бизнес был развит сравнительно мало, что соответствовало общепринятым представлениям о высокоразвитой экономике как экономике крупного бизнеса.

Смена парадигмы  заставила правительство Великобритании пересмотреть отношение к малому бизнесу, развитие которого стало свидетельствовать о динамике экономики. Здесь позже, чем в других развитых странах, стали поддерживать малый бизнес. Только в 1969 году был создан специальный комитет (комитет Болтона), который стал изучать положение дел у мелких бизнесменов и по рекомендации которого в начале 1970 г. был создан отдел мелких предприятий в министерстве промышленности и торговле.

Настоящий бум  мелкого предпринимательства охватил  Великобританию в 80-е гг., когда ежегодно создавались 40-60 тыс. предприятий, большинство  из которых были мелкими и средними. 12

Информация о работе Малый бизнес