Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа
Малые предприятия обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.
Введение…………………………………………………..………… ..3-4
Глава 1. Малый бизнес как ядро мотивационного
механизма инновационного роста
1.1 Понятие и функции малого бизнеса…………………….……….5-7
1.2 Этапы развития малого бизнеса…………………………….……7-9
Глава 2. Место малого бизнеса в экономике США
2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11
2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Англии
3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21
3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30
Заключение……………………………………………………….……31-32
Список литературы……………………………………………...…….33
Приложение………………………………
На долю малого бизнеса приходится 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны(в 1979 г. – 27%). Каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом. За период с 1980 по 1992 г. число зарегистрированных мелких фирм достигло 1,6 млн., а уровень их выживаемости (отношение вновь созданных фирм к банкротствам) составил 81%. 13
Ученые объясняют подъем малого предпринимательства в 80-е гг. совокупностью ряда обстоятельств, среди которых наиболее важными являются структурная перестройка производства и бурное развитие экономики, «базирующейся на знаниях». К последней относятся программирование и конструирование с помощью ЭВМ, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.
Благоприятной
оказалась и общая
В Великобритании существуют и давние традиции малого предпринимательства, система юридических норм, гарантирующих функционирование предпринимательских структур, допускающих в разумных пределах конкуренцию между ними и блокирующих их превращение в мини-монополистов.
Подъему мелкого бизнеса способствовала также политика консерваторов, правительство которых обеспечило значительные финансовые льготы, создание разветвленной сети специализированных программ, консультационных служб и курсов по обучению технике бизнеса.
Хотя мелкие фирмы функционируют почти во всех сферах английской экономики, но особую роль они играют в наукоемких и высокотехнологичных отраслях (электронике, биотехнологии, химии, приборостроении), где небольшие внедренческие фирмы имеют чрезвычайно высокие позиции.
Для английского бизнеса характерны, с одной стороны, сильнейший социальный консерватизм, приверженность идеям, имеющим многовековую историю. С другой стороны, появление первых венчурных фирм произошло именно в Великобритании, для которой характерна высокая изобретательность населения и недостаточная разработанность организационного и мотивационного механизма внедрения идей и технологий в серийное производство. Поэтому, на взгляд некоторых ученых, появление венчурных фирм в Великобритании и явилось отчасти ответом на указанные факторы. 14
Мелкое предпринимательство
является не только важнейшим фактором
экономического развития, но и способствует
социальной стабильности общества, расширяя
возможности трудоустройства
Таким образом,
существенная социально-экономическая
роль малого бизнеса, его динамизм и
особая приверженность к наукоемким
и высокотехнологичным отраслям
свидетельствуют о важности этого
сектора для экономики Великобр
На начало 2000 г. в Великобритании активно действовало 3 657 885 предприятий всех типов , в том числе 3 179 675 индивидуальных, малых и средних предприятий. Причем к разряду индивидуальных предприятий или микропредприятий ( без наемных работников) относилось 2 339 645 (64% ) предприятий на которых было занято свыше 2,7 млн. человек (12,7% от всего занятого населения страны). При этом в Лондоне сосредоточено 17,9% всех предприятий страны, на которых работает свыше 4,5 млн. человек.
В Великобритании, государственная поддержка мелкого предпринимательства в рамках всей страны активизировалась с конца 70-х годов, когда Центральное Правительство поставило задачу по оказанию более интенсивной помощи этому сектору экономики и стимулированию его развития. Были разработаны и реализованы различные организационные мероприятия и стратегические программы в числе которых в первую очередь надо указать на следующие:
Центральное Правительство
оказывает содействие сектору МСП по четырем
принципиальным направлениям:
- совершенствование налогообложения;
- разработка законодательных
актов и разъяснение его положений, послабление
административных требований;
- финансовая поддержка;
- разработка механизмов консультирования
и поддержки.
Налогообложение является мощным инструментом стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности. Нижние границы налогообложения для ряда налогов устанавливаются таким образом, чтобы исключить из этой категории малые и средние предприятия или предоставить им льготные условия. Например, НДС взимается только с предприятий, оборот которых превышает $80 тыс., при этом допускается однократная оплата НДС за весь год. Налог с прибыли взимается в размере лишь 24% с предприятий, прибыль которых не превышает $500 тыс. Также существуют скидки с налогооблагаемых сумм по необоротным активам, которые введены в качестве льгот для малых предприятий.
Государство регламентируют
общие условия ведения предпринимательской
деятельности и допускает определенные
возможности для местных органов власти
по применению дополнительных мер, способствующих
решению локальных проблем методами дополнительного
регулирования и стимулирования предпринимательской
активности, в их числе:
- Введены разъяснения положений
о владении недвижимостью и упрощающее
передачу бизнеса от одного владельца
другому или его продажу, а также в случае
болезни или смерти владельца.
- Подготовлены нормы и правила
аренды движимого и недвижимого имущества,
разъясняющие соответствующие права и
обязанности арендаторов и арендодателей.
- Введен ряд положений, обеспечивающих
снижение затрат малых предприятий на
соответствие требованиям законодательства,
в числе которых можно отметить: упрощение правил налогообложения
предпринимателей, работающих на условиях
самозанятости; освобождение от выполнения
многих требований аудита для предприятий
с оборотом менее 500 тыс фунтов стерлингов; введены новые упрощенные нормы
финансовой отчетности для малых предприятий; введен контроль своевременности
оплаты других компаний по счетам малых
предприятий.
Доступ к финансированию малых
предприятий обеспечивается правительственными
органами различных уровней власти, кредитно-финансовыми
институтами. Банки, различные фонды, финансовые
и инвестиционные компании являются главными
источниками финансирования малого бизнеса.
Центральное Правительство оказывает
ограниченную финансовую поддержку, и
предпринимает ряд мер для расширения
круга источников финансирования, доступных
для малых предприятий. К числу важнейших
инициатив в этом направлении можно отнести
следующие меры:
- Программа гарантированных
кредитов малым предприятиям (введена
в 1981 г.) для обеспечения финансовой поддержки
платежеспособным предприятиям, которые
по различным причинам не могут получить
финансирование из традиционных источников.
Согласно данной программе кредиторы
получают правительственную гарантию
от 70% до 85% кредита для соответствующих
предприятий. Вариации в размере гарантии
отражают приоритеты местных властей
в поддержке малых предприятий на различных
территориях.
- Обеспечение справедливых
условий о финансовой поддержки МСП.
- Создание Фондов венчурного
капитала, направленных на стимулирование
инвестиций в мелкие компании, незарегистрированные
на бирже. Такие инвесторы освобождаются
от уплаты налогов и сами фонды пользуются
определенными налоговыми льготами.
- Программа по оказанию содействия
малым предприятиям в поиске инвесторов.
- Создание Региональных и Конкурентных
фондов с помощью которых Правительство
предоставляет финансирование малым предприятиям
на конкурсной основе.
- Ряд отдельных программ и инициатив
был объединен в единые фонды, ориентированные
на повышение конкурентоспособности и
экономическое восстановление определенных
территорий. В рамках этих фондов малым
предприятиям оказывается как непосредственная
поддержка, так и техническая помощь в
виде программ обучения.
Услуги по консультированию
и технической поддержке имеют важное
значение для устойчивого развития малого
бизнеса. На всей территории Великобритании
малым предприятиям предоставляется широкий
ассортимент консультативных услуг и
различных видов технической помощи. В
1990 году Центральное Правительство помогло
создать сеть Советов по обучению и предпринимательству.
Их директора привлекаются из частного
сектора, при этом в Правление таких Советов
входят представители местной власти
и местной системы образования. Советы
получают средства от Центрального Правительства
и играют решающую роль в распределении
средств на конкурсной основе из различных
фондов. Советы несут ответственность
за обеспечение финансируемых государством
курсов обучения в подведомственных им
районах, а также играют ведущую роль в
программах экономического восстановления
и стратегическом планировании бизнеса.
Центральное правительство передало этим
Советам управление рядом государственных
программ и направлений деятельности
по поддержке малых предприятий.
В Великобритании проблемы малого и среднего бизнеса курирует главным образом весьма влиятельная Конфедерация британской промышленности. В структуре Конфедерации имеются специальные подразделения, которые занимаются лоббированием интересов малого бизнеса, вопросами стратегии его развития на национальном уровне. Из 250 тысяч членов Конфедерации 90% - предприятия малого и среднего бизнеса (в эту категорию входят предприятия с числом занятых до 500 человек).
Правительство Великобритании уделяет большое внимание развитию и поддержке малого предпринимательства (компании с числом занятых до 50 чел.), поскольку оно является основным источником создания новых рабочих мест и роста занятости населения, а также сокращения социальных обязательств бюджета. Большинство британских фирм представляют собой малое предпринимательство, причем их доля в общей структуре бизнеса в последние семь лет неуклонно растет.
Весь комплекс
государственной поддержки
Это агентство структурно входит в состав Министерства торговли и промышленности16 и взаимодействует со всеми департаментами кабинета министров. Директор SBS подчинен министру DTI и может напрямую выходить на Государственного секретаря (главу кабинета министров) или на Премьер-министра. SBS осуществляет целый ряд программ и инициатив, призванных, в частности, содействовать освоению малым бизнесом новых технологий, получению доступа к финансированию, налаживанию взаимодействия между компаниями, популяризации передового опыта в различных сферах бизнеса.
SBS отвечает за выполнение всех
правительственных программ поддержки
малого предпринимательства. Основной
целью SBS является создание такого положения
в стране, при котором малое предпринимательство
достигло бы расцвета и раскрыло полностью
свой потенциал. Задачами SBS в основном
являются:
- Представление интересов и
нужд малого предпринимательства в Правительстве;
- Развитие и обслуживание первоклассной
системы поддержки малого бизнеса, обеспечивающей
ему высокую конкурентоспособность и
прибыльность;
- Пропаганда предпринимательства
в обществе, особенно среди национальных
меньшинств, неблагополучных или социально
ущемленных групп населения;
- Стремиться к сокращению бюрократических
барьеров.
Организационная структура
SBS:
The Steering Board является управляющим
органом SBS, осуществляющий всю организационную
и оперативную деятельность SBS, однако
он не несет ответственности ни за стратегию
(политику) ни за исполнительную деятельность.
Steering Board отвечает за менеджмент, планирование
и исполнение функций SBS, кроме того, он
информирует DTI по следующим вопросам:
- О целях деятельности SBS и об
уместности их корректировки в условиях
изменяющихся обстоятельств;
- Представляет общий корпоративный
план работ SBS;
- Представляет на утверждение
министру DTI перечень целей, мероприятий
и специальных решений по их достижения,
для обеспечения согласованной работы
всех подразделений министерства;
- Определяет масштабы деятельности,
в которых SBS может выполнять эффективно
свои функции, в соответствии со статусом
SBS и корпоративным планом работ для достижения
намеченных целей, включая те, которые
определены DTI.
В мае 2000 г. было организован
Совет Малого бизнеса 17, который является общественным
совещательным органом, состоящим из 20
членов. SBC осуществляет независимое консультирование
Гендиректора Директора SBS по проблемам
малого предпринимательства, а также докладывает
Государственному Секретарю по вопросам
промышленности и торговли об эффективности
правительственной политики в отношении
малого бизнеса. Большинство членов Совета
являются активными предпринимателями,
обладающими практическим опытом ведения
малого бизнеса. Совет формирует несколько
рабочих групп и тематику их работы по
наиболее важным проблемам предпринимательской
деятельности.
В Совете представлены следующие
группы по интересам:
- Развитие рынка труда;
- Доступ к финансовым ресурсам;
- Регулирование деятельности
малого и среднего предпринимательства;
- Услуги малому бизнесу.