Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В США, Англии и ряде других стран малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………… ..3-4
Глава 1. Малый бизнес как ядро мотивационного
механизма инновационного роста
1.1 Понятие и функции малого бизнеса…………………….……….5-7
1.2 Этапы развития малого бизнеса…………………………….……7-9
Глава 2. Место малого бизнеса в экономике США
2.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………9-11
2.2 Поддержка малого бизнеса государством………………………11-18
Глава 3. Место малого бизнеса в экономике Англии
3.1 Масштабы малого бизнеса. Функции……………………………18-21
3.2 Поддержка малого бизнеса государством…………………….…21-30
Заключение……………………………………………………….……31-32
Список литературы……………………………………………...…….33
Приложение………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

На долю малого бизнеса приходится 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны(в 1979 г. – 27%). Каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом. За период с 1980 по 1992 г. число зарегистрированных мелких фирм достигло 1,6 млн., а уровень их выживаемости (отношение вновь созданных фирм к банкротствам) составил 81%. 13

Ученые объясняют  подъем малого предпринимательства  в 80-е гг. совокупностью ряда обстоятельств, среди которых наиболее важными  являются структурная перестройка производства и бурное развитие экономики, «базирующейся на знаниях». К последней относятся программирование и конструирование с помощью ЭВМ, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.

Благоприятной оказалась и общая экономическая  ситуация в стране: с 1982 по 1990 г. шел  непрерывный рост экономики. Объем  ВНП вырос за 1985-1990 гг. на 20%, произошло оздоровление финансов, инфляция снизилась до 5-7% в год, расширилось личное потребление, повысилась предпринимательская культура с ее упором на автономию и независимость в труде, свободу деловой активности и успеха ценой упорного труда.

В Великобритании существуют и давние традиции малого предпринимательства, система юридических норм, гарантирующих функционирование предпринимательских структур, допускающих в разумных пределах конкуренцию между ними и блокирующих их превращение в мини-монополистов.

Подъему мелкого  бизнеса способствовала также политика консерваторов, правительство которых обеспечило значительные финансовые льготы, создание разветвленной сети специализированных программ, консультационных служб и курсов по обучению технике бизнеса.

Хотя мелкие фирмы функционируют почти во всех сферах английской экономики, но особую роль они играют в наукоемких и высокотехнологичных отраслях (электронике, биотехнологии, химии, приборостроении), где небольшие внедренческие фирмы имеют чрезвычайно высокие позиции.

Для английского  бизнеса характерны, с одной стороны, сильнейший социальный консерватизм, приверженность идеям, имеющим многовековую историю. С другой стороны, появление первых венчурных фирм произошло именно в Великобритании, для которой характерна высокая изобретательность населения и недостаточная разработанность организационного и мотивационного механизма внедрения идей и технологий в серийное производство. Поэтому, на взгляд некоторых ученых, появление венчурных фирм в Великобритании и явилось отчасти ответом на указанные факторы. 14

Мелкое предпринимательство  является не только важнейшим фактором экономического развития, но и способствует социальной стабильности общества, расширяя возможности трудоустройства населения  и снижая уровень безработицы. На долю малого бизнеса приходится около 50% прироста новых рабочих мест.

Таким образом, существенная социально-экономическая  роль малого бизнеса, его динамизм и  особая приверженность к наукоемким и высокотехнологичным отраслям свидетельствуют о важности этого  сектора для экономики Великобритании и хороших перспективах для его дальнейшего развития.

 

    1. Поддержка малого бизнеса государством

 

На начало 2000 г. в Великобритании активно действовало 3 657 885 предприятий всех типов , в  том числе 3 179 675 индивидуальных, малых  и средних предприятий. Причем к разряду индивидуальных предприятий или микропредприятий ( без наемных работников) относилось 2 339 645 (64% ) предприятий на которых было занято свыше 2,7 млн. человек (12,7% от всего занятого населения страны). При этом в Лондоне сосредоточено 17,9% всех предприятий страны, на которых работает свыше 4,5 млн. человек.

В Великобритании, государственная поддержка мелкого предпринимательства в рамках всей страны активизировалась с конца 70-х годов, когда Центральное Правительство поставило задачу по оказанию более интенсивной помощи этому сектору экономики и стимулированию его развития. Были разработаны и реализованы различные организационные мероприятия и стратегические программы в числе которых в первую очередь надо указать на следующие: 

  • программы, ориентированные на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивости национальной валюты, т.к. самой серьезной финансовой проблемой владельцев предприятий являются плавающие и неустойчивые процентные ставки на финансовых рынках; 
  • Центральное Правительство предоставило особые полномочия Министерству Торговли и Промышленности (МТП) в обеспечении интересов малого предпринимательства; 
  • В каждом ведомстве и департаменте Центрального Правительства были назначены руководящие работники, ответственные за контроль и оценку осуществления стратегии своего Департамента (Ведомства) по вопросам малого предпринимательства; 
  • в Центральном Правительстве на регулярной основе рассматривают важнейшие вопросы связанные с деятельностью сектора МП, в числе которых можно указать на следующие:  
    - степень воздействия стратегии и законодательства на деятельность МСП с целью предотвращения от избыточных затрат, связанных необходимостью соответствия требованиям законодательства;  
     
    - комплексное развитие коммерческих возможностей МСП путем стимулирования торговли и осуществления стратегии размещения государственных заказов в секторе малого предпринимательства; 
    - выполнение специализированных программ по оказанию помощи предприятиям.

Центральное Правительство оказывает содействие сектору МСП по четырем принципиальным направлениям:  
- совершенствование налогообложения;  
- разработка законодательных актов и разъяснение его положений, послабление административных требований;  
- финансовая поддержка;  
- разработка механизмов консультирования и поддержки. 

Налогообложение является мощным инструментом стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности. Нижние границы налогообложения для ряда налогов устанавливаются таким образом, чтобы исключить из этой категории малые и средние предприятия или предоставить им льготные условия. Например, НДС взимается только с предприятий, оборот которых превышает $80 тыс., при этом допускается однократная оплата НДС за весь год. Налог с прибыли взимается в размере лишь 24% с предприятий, прибыль которых не превышает $500 тыс. Также существуют скидки с налогооблагаемых сумм по необоротным активам, которые введены в качестве льгот для малых предприятий.

Государство регламентируют общие условия ведения предпринимательской деятельности и допускает определенные возможности для местных органов власти по применению дополнительных мер, способствующих решению локальных проблем методами дополнительного регулирования и стимулирования предпринимательской активности, в их числе:  
- Введены разъяснения положений о владении недвижимостью и упрощающее передачу бизнеса от одного владельца другому или его продажу, а также в случае болезни или смерти владельца.  
- Подготовлены нормы и правила аренды движимого и недвижимого имущества, разъясняющие соответствующие права и обязанности арендаторов и арендодателей.  
- Введен ряд положений, обеспечивающих снижение затрат малых предприятий на соответствие требованиям законодательства, в числе которых можно отметить: упрощение правил налогообложения предпринимателей, работающих на условиях самозанятости; освобождение от выполнения многих требований аудита для предприятий с оборотом менее 500 тыс фунтов стерлингов; введены новые упрощенные нормы финансовой отчетности для малых предприятий; введен контроль своевременности оплаты других компаний по счетам малых предприятий. 

Доступ к финансированию малых предприятий обеспечивается правительственными органами различных уровней власти, кредитно-финансовыми институтами. Банки, различные фонды, финансовые и инвестиционные компании являются главными источниками финансирования малого бизнеса. Центральное Правительство оказывает ограниченную финансовую поддержку, и предпринимает ряд мер для расширения круга источников финансирования, доступных для малых предприятий. К числу важнейших инициатив в этом направлении можно отнести следующие меры:  
- Программа гарантированных кредитов малым предприятиям (введена в 1981 г.) для обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно данной программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий на различных территориях. 

- Обеспечение справедливых условий о финансовой поддержки МСП.  
- Создание Фондов венчурного капитала, направленных на стимулирование инвестиций в мелкие компании, незарегистрированные на бирже. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами.  
- Программа по оказанию содействия малым предприятиям в поиске инвесторов.  
- Создание Региональных и Конкурентных фондов с помощью которых Правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе.  
- Ряд отдельных программ и инициатив был объединен в единые фонды, ориентированные на повышение конкурентоспособности и экономическое восстановление определенных территорий. В рамках этих фондов малым предприятиям оказывается как непосредственная поддержка, так и техническая помощь в виде программ обучения.  
 
Услуги по консультированию и технической поддержке имеют важное значение для устойчивого развития малого бизнеса. На всей территории Великобритании малым предприятиям предоставляется широкий ассортимент консультативных услуг и различных видов технической помощи. В 1990 году Центральное Правительство помогло создать сеть Советов по обучению и предпринимательству. Их директора привлекаются из частного сектора, при этом в Правление таких Советов входят представители местной власти и местной системы образования. Советы получают средства от Центрального Правительства и играют решающую роль в распределении средств на конкурсной основе из различных фондов. Советы несут ответственность за обеспечение финансируемых государством курсов обучения в подведомственных им районах, а также играют ведущую роль в программах экономического восстановления и стратегическом планировании бизнеса. Центральное правительство передало этим Советам управление рядом государственных программ и направлений деятельности по поддержке малых предприятий.

 

В Великобритании проблемы малого и среднего бизнеса  курирует главным образом весьма влиятельная Конфедерация британской промышленности. В структуре Конфедерации имеются специальные подразделения, которые занимаются лоббированием интересов малого бизнеса, вопросами стратегии его развития на национальном уровне. Из 250 тысяч членов Конфедерации 90% - предприятия малого и среднего бизнеса (в эту категорию входят предприятия с числом занятых до 500 человек).

 

Правительство Великобритании уделяет большое  внимание развитию и поддержке малого предпринимательства (компании с числом занятых до 50 чел.), поскольку оно  является основным источником создания новых рабочих мест и роста занятости населения, а также сокращения социальных обязательств бюджета. Большинство британских фирм представляют собой малое предпринимательство, причем их доля в общей структуре бизнеса в последние семь лет неуклонно растет.

 

Весь комплекс государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется специально созданным единым правительственным  органом Организацией по поддержке  малого бизнеса15. По своей структуре и кругу ведения эта организация практически идентична Администрации малого бизнеса США.

 

Это агентство структурно входит в состав Министерства торговли и промышленности16 и взаимодействует со всеми департаментами кабинета министров. Директор SBS подчинен министру DTI и может напрямую выходить на Государственного секретаря (главу кабинета министров) или на Премьер-министра. SBS осуществляет целый ряд программ и инициатив, призванных, в частности, содействовать освоению малым бизнесом новых технологий, получению доступа к финансированию, налаживанию взаимодействия между компаниями, популяризации передового опыта в различных сферах бизнеса.

SBS отвечает за выполнение всех правительственных программ поддержки малого предпринимательства. Основной целью SBS является создание такого положения в стране, при котором малое предпринимательство достигло бы расцвета и раскрыло полностью свой потенциал. Задачами SBS в основном являются:  
- Представление интересов и нужд малого предпринимательства в Правительстве;  
- Развитие и обслуживание первоклассной системы поддержки малого бизнеса, обеспечивающей ему высокую конкурентоспособность и прибыльность;  
- Пропаганда предпринимательства в обществе, особенно среди национальных меньшинств, неблагополучных или социально ущемленных групп населения;  
- Стремиться к сокращению бюрократических барьеров. 

 

Организационная структура SBS: 
The Steering Board является управляющим органом SBS, осуществляющий всю организационную и оперативную деятельность SBS, однако он не несет ответственности ни за стратегию (политику) ни за исполнительную деятельность. Steering Board отвечает за менеджмент, планирование и исполнение функций SBS, кроме того, он информирует DTI по следующим вопросам:  
- О целях деятельности SBS и об уместности их корректировки в условиях изменяющихся обстоятельств;  
- Представляет общий корпоративный план работ SBS;  
- Представляет на утверждение министру DTI перечень целей, мероприятий и специальных решений по их достижения, для обеспечения согласованной работы всех подразделений министерства;  
- Определяет масштабы деятельности, в которых SBS может выполнять эффективно свои функции, в соответствии со статусом SBS и корпоративным планом работ для достижения намеченных целей, включая те, которые определены DTI. 

В мае 2000 г. было организован Совет Малого бизнеса 17, который является общественным совещательным органом, состоящим из 20 членов. SBC осуществляет независимое консультирование Гендиректора Директора SBS по проблемам малого предпринимательства, а также докладывает Государственному Секретарю по вопросам промышленности и торговли об эффективности правительственной политики в отношении малого бизнеса. Большинство членов Совета являются активными предпринимателями, обладающими практическим опытом ведения малого бизнеса. Совет формирует несколько рабочих групп и тематику их работы по наиболее важным проблемам предпринимательской деятельности.  
 
В Совете представлены следующие группы по интересам:  
- Развитие рынка труда;  
- Доступ к финансовым ресурсам;  
- Регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства;  
- Услуги малому бизнесу.  

Информация о работе Малый бизнес