Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение малого бизнеса в национальной экономике.
Задачами являются:
- определение понятия субъекта малого бизнеса;
- изучение проблем малого бизнеса;
- выявление методов государственного регулирования малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и критерии малого бизнеса……………………………….6
1.1.Субъекты малого бизнеса………………………………………………..7
1.2.Роль малого бизнеса в экономике России……………………………...9
Глава 2 Методы государственного регулирования малого бизнеса
2.1.Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса в России.
2.2.Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом
Глава 3 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
3.1.Основные проблемы развития малого бизнеса
3.2.Перспективы развития малого бизнеса в России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая МАЛЫЙ БИЗНЕС (Автосохраненный).docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА…….…………………….6

1.1 Субъекты  малого бизнеса…………………………………………6

1.2 Роль малого бизнеса в экономике России………………………...9

         ГЛАВА 2

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИИ И ПУТИ ИХ   ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………….11

2.1 Основные проблемы развития малого бизнеса………………………..11

2.2 Перспективы развития малого бизнеса в России……………………..13

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯЧ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………….18

3.1 Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса в России.18

3.2 Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом…………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Как мы знаем, предприятие  - это обособленный хозяйствующий  субъект, использующий материальные  и информационные ресурсы для  производства пользующейся спросом  продукции, выполнения работ и  оказания услуг. Но, прежде всего,  малое предприятие – это основное  звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую  активность национального хозяйства,  именно здесь происходит создание  продукции, непосредственная связь  работника с капиталом. Малое  предприятие самостоятельно осуществляет  свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, полученной  прибылью, остающейся в его распоряжении  после уплаты налогов и других  обязательных платежей. Таким образом,  малое предприятие является самостоятельным  товаропроизводителем. Здесь сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры,  решаются вопросы экономного  использования ресурсов, применения  высокопроизводительной техники,  технологии. При этом малые предприятия,  создавая рабочие места, обеспечивают  занятость населения, путем выплаты  налогов участвуют в реализации  социальных программ. К тому же  малые предприятия способствуют  появлению среднего класса, а  это формирует гражданское и  демократическое общество, что будет  полезно для развития страны  в целом.  Как показывает мировой  опыт, чем больше возможностей  для расширения своей деятельности  у представителей класса малых  предприятий, тем более высокими  являются темпы развития национальной  экономики. В этих условиях  весьма значимым фактором является  обеспечение благоприятных условий  развития предпринимательской деятельности  в стране.

  Но всему этому препятствует множество трудностей, в данной работе рассматриваются проблемы становления и развития  малого бизнеса. Поэтому особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет государственное регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования малых предприятий.

 Актуальность данной работы определяется важностью малого бизнеса от которого зависит развитие экономики.

 Цель работы – изучение малого бизнеса в национальной экономике.

Задачами являются:

- определение понятия субъекта малого бизнеса;

- изучение проблем малого бизнеса;

- выявление методов государственного регулирования малого бизнеса.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации.

Предмет исследования – малый бизнес в национальной экономике.

Работа состоит из ведения, трех глав, каждая из которых разделена на разделы, и заключения. В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Вторая глава выявляет основные проблемы регулирования по данному объекту и пути их разрешения. Третья рассматривает методы государственного воздействия на малые предприятия.

 Современная теория экономики и законодательная система государства за последние тридцать лет сформировала различные школы и подходы к решению проблемы обеспечения устойчивого развития предприятий малого бизнеса.

 Вопросы сущности малых  предприятий, его роли в социально-экономической  системе отражены в работах  Л.И.Абалкина, А.И.Агеева, П. Друкера,  В.Я.Горфинкеля, А.К.Казанцева, В.П.Попкова,  П.Д.Половкина, Б.А. Райзберга,  Й. Шумпетера, Л. И. Якобсона  и др. Обеспечение устойчивости  развития малого бизнеса и  пути его повышения нашли отражения  в работах Е.В. Евстафьевой,  А.В.Горохова, А.И. Кибиткина, А.А.  Ермоленко , Е.В.Петрова ,А.И. Куева  , Ю.В. Мячина, В.П.Попкова и др.

Использовались методы логического, статистического и ситуационного  анализа; в работе нашли конкретное применение методы экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, группировок, сравнения. Эти инструменты использовались в различной комбинации на разных этапах проведения исследования, что  определялось поставленными целью  и задачами работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

    1. Субъекты  малого бизнеса

 

Определить, что такое  малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты  предусматривают программы поддержки  и развития малого бизнеса, правила  регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории  малого бизнеса может дать ему  некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь  и дальше, мы будет часто употреблять  термины «малый бизнес», «кредитование  малого бизнеса» и т.д. Определение  «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической  точки зрения, со стороны государства.

 Принято считать так,  что малый бизнес – это совокупность  микропредприятий и малых предприятий,  занимающихся предпринимательской  деятельностью. 

Отметим также, что в настоящий  момент правительство планирует  установить дополнительный критерий определения  предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости основных средств. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.

 Какие преимущества  могут быть у предприятий малого бизнеса? Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фредов содействия малому предпринимательству.

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесённые в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным  ниже условиям.

Для юридических лиц —  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов  акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

В зависимости от средней  численности работников за календарный  год предприятия подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников;
  • средние предприятия — до 250 работников.

С 1 января 2013 г. согласно Постановления  Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.

Средняя численность работников в которых за отчетный период не должна  превышать: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел., в научно-технической сфере — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел., в остальных отраслях — 50 чел.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

 

    1. Роль малого бизнеса в экономике России

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые  предприятия – это побочная сфера  экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру,  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль  его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга  в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса  проявляется в том, что его  развитие способствует:

- созданию новых рабочих  мест;

- внедрению новых товаров  и услуг;

- удовлетворению нужд  крупных предприятий;

- обеспечению специализированными  товарами и услугами.

Создание новых рабочих  мест - это важнейший фактор, который  несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть  населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, в США более 7 млн. малых фирм обеспечивают работой более 100 млн. человек. В России чуть более 1 млн. малых фирм, число постоянно работающих на малых предприятиях равняется 10% от общего числа Работающих в российских организациях).

Другая важнейшая сторона  деятельности малых предприятий  – это внедрение новых товаров  и услуг. Достижения малого бизнеса  в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. Помимо того, что малые предприятия  внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие  возможности для реализации продукции  крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Информация о работе Малый бизнес