Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение малого бизнеса в национальной экономике.
Задачами являются:
- определение понятия субъекта малого бизнеса;
- изучение проблем малого бизнеса;
- выявление методов государственного регулирования малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и критерии малого бизнеса……………………………….6
1.1.Субъекты малого бизнеса………………………………………………..7
1.2.Роль малого бизнеса в экономике России……………………………...9
Глава 2 Методы государственного регулирования малого бизнеса
2.1.Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса в России.
2.2.Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом
Глава 3 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
3.1.Основные проблемы развития малого бизнеса
3.2.Перспективы развития малого бизнеса в России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая МАЛЫЙ БИЗНЕС (Автосохраненный).docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать  ее товары или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие малые фирмы  возникают и существуют потому, что  способны удовлетворять особые нужды  клиентов. Например, естественно, что  для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются  малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную  кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1 Основные проблемы развития малого бизнеса

 

Развитие малого бизнеса  является одной из приоритетных задач, которая стоит перед государственными органами власти.  По мнению многих специалистов, именно малый бизнес должен стать своеобразным локомотивом экономики, который позволит существенно улучшить качество жизни людей и снять целый ряд социальных проблем в обществе.

 В настоящее время  можно выделить несколько основных проблем малого бизнеса. Прежде всего, низкий уровень развития малых и средних предприятий связан с низкой предпринимательской активностью населения.  Несмотря на огромные возможности, которые предоставляет малый бизнес частному предпринимателю, многие люди предпочитают работать в крупных компаниях, получая стабильную заработную плату.

Практически все предприниматели, которые планируют открыть собственный  бизнес в нашей стране, сталкиваются с одной и той же проблемой, связанной с поиском денежных средств. В настоящее время многие банки требуют наличие залога или иных гарантий возврата кредита  от предпринимателя, кроме того, процентные ставки по большинству видов кредита  в настоящее время очень высоки, что также отталкивает многих предпринимателей от начала собственного бизнеса.

К основным проблемам развития малого бизнеса также стоит отнести  несовершенство российского законодательства. Многие предприниматели далеко не всегда знакомы со всеми тонкостями действующего законодательства, кроме того, налоговые  сборы и выплаты в различные  фонды постоянно изменяются, что  приводит к закрытию целого ряда малых  предприятий.

Еще одной проблемой малого бизнеса в настоящее время является обилие административных барьеров, которые существенно задерживают развитие компаний. Если процедура регистрации компании  на сегодняшний день существенно упрощена, то различные проверки, которые проводятся как налоговыми, так и другими контролирующими органами, существенно усложняют жизнь большинству предпринимателей.

Также к трудностям бизнеса  в настоящее время стоит отнести  монополизированность многих отраслей экономики, далеко не каждый предприниматель  может выйти со своими услугами на рынок. 

Проблемой малого бизнеса являются высокие процентные ставки по различным видам кредитов, которые необходимо получить для развития малого или среднего предприятия. Долгое время крупные российские банки отказывались предоставлять кредиты для малых предприятий, но в настоящее время начинающий предприниматель может получить необходимые денежные средства. Для решения данной проблемы разрабатываются различные программы помощи малому бизнесу, с помощью которых предприниматель может получить субсидию, грант или частичное снижение процентной ставки при оформлении кредита.  

Итак, из этого можно выделить следующие проблемы:

- низкий уровень развития  малых и средних предприятий;

- монополизированность многих отраслей экономики;

- недостаточность политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса;

- несовершенное налогообложение  малых предприятий; 

-высокие процентные ставки по кредитам для развития малого или среднего предприятия

-излишнее количество административных процедур и издержек малых предприятий, связанных с регистрацией бизнеса;

- неэффективное и избыточное  государственное регулирование  в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской  деятельностью; 

- недостаточность государственной  финансовой программы поддержки малого предпринимательства.

Для решения проблем, связанных  с развитием малого бизнеса, на федеральном  и местном уровнях разработано множество программ помощи предпринимателям. Благодаря подобным программам, многие люди, потерявшие работу, смогли получить необходимые знания, связанные с ведением бизнеса,  кроме того, подобные организации проводят различные выставки, конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, на которых предприниматели могут поделиться друг с другом своими идеями или найти инвесторов или партнеров для своих коммерческих проектов.

 Несмотря на обилие  трудностей, малый бизнес все  активнее развивается в различных  отраслях российской экономики,  и многие люди смогли открыть  собственные предприятия, которые  приносят им существенный доход,  а также обеспечивают работой  многих граждан нашей страны.

 

2.2.Перспективы развития малого бизнеса в России.

 

В условиях рыночных отношений  предприятие, является основным звеном экономики, а особое место относят малому бизнесу. Успешное развитие малого предпринимательства, насыщает рынок многообразием товаров и услуг.

 Важнейшей проблемой  развития малого бизнеса в  России, является преодоление разобщённости  хозяйственных и административных  структур.

 Для развития в нашей  стране малому бизнесу необходимо:

- государственная поддержка;

-привлечение инвестиций, как отечественных,  так и иностранных;

-инновации;

-пониженные ставки налога на прибыль для малых предприятий.

По последним данным Госкомстата  России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий  и организаций, учитываемых Единым государственным реестром юридических лиц. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.

 Однако нынешние масштабы  развития малого бизнеса в  России остаются весьма скромными,  особенно в сравнении со странами  с развитой рыночной экономикой.

 Развитие малого бизнеса  вызывается двумя обстоятельствами:

-особенностями современного этапа развития научно технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

-дифференциацией потребительского  спроса в условиях роста доходов  населения и роста сферы обслуживания.

 Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым  бизнесом, отечественный малый бизнес  имеет перспективы дальнейшего  развития.

 Прежде всего,  необходимо  решить следующие задачи:   

-минимизировать влияние  бюрократии на малый бизнес;

- сократить число контролирующих  органов и проверок;

- продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. 

 Следует искоренить  коррупцию, которая не только  опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому  росту, существенно удорожает,  извращает конкуренцию. Необходимо  существенно уменьшить налоговую  нагрузку на малый бизнес. Это  особенно важно для начинающих  предпринимателей в первую очередь  в таких видах деятельности, как  инновационная, производственная, строительная  и ремонтно-строительная, медицинская.  Следует сосредоточить внимание  на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

 Основной проблемой  малого бизнеса является привлечение  инвестиций. Совершенно очевидно, что  без инвестиций, без применения  современной техники и технологии  невозможно эффективно решать  задачи повышения качества продукции,  снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  продукции и предприятий, обеспечения  стабильного развития и высокой  эффективности производства.

 Предприятие самостоятельно  определяет объёмы, направления,  размеры и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает  на договорной, преимущественно  конкурентной, основе физических  и юридических лиц для участия  в деятельности по реализации  инвестиций.

 Значит выбор того  или иного направления вложений  определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются:

-инвестиционный климат  в стране;

- состояние производственно-технической  базы;

- базы промышленных предприятий;

-кредитная политика;

- уровень развития воспроизводственной  рыночной инфраструктуры;

-системы привлечения  и освоения капитальных вложений;

- системы налогообложения;

-уровень развития законодательной  базы в сфере инвестиционной  деятельности.

 Основные факторы,  сдерживающие инвестиционную активность  в настоящее время, относятся:

-высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса  от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП;

-избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

-недостаточная правовая  защита отечественных и иностранных  инвесторов, слабая правоприменительная  практика;

-достаточно высокая цена  коммерческого кредитования, несмотря  на заметное снижение ставок  на финансовом рынке;

-отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений  населения в инвестиции;

-недостаточный уровень  развития фондового рынка.

 Таким образом, многообразие  влияющих факторов нуждается  в разработке единого системного  подхода к оценке интегрального  уровня инвестиционной привлекательности  регионов, учитывающего все необходимые  факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов  государственных инвестиционных  институтов, объектов инфраструктур  инвестиционного рынка и иностранных  инвесторов.

 Для  поддержки и  развития малого предпринимательства  можно предложить следующие действия:

- эффективное местное  управление, которое не только  позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства  для поддержания качественной  инфраструктуры;

- оказание финансовой  помощи субъектам малого бизнеса,  имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки  их венчурных проектов;

- активные действия по  оказанию предпринимателям помощи  «на старте»;

- сокращение затрат субъектов  малого предпринимательства посредством  частичной компенсации расходов  по продвижению их продукции  (услуг) на внешнем рынке, а  также компенсации снижения процентной  ставки по банковским кредитам;

- разработка и реализация  программы подготовки кадров, которая  поможет новым фирмам выжить  и развиваться;

- использование механизма  лизинга и аренды оборудования.

 Поэтому к числу  первоочередных мер в данном  направлении следует отнести  укрепление законодательной базы  деятельности инвесторов в отдельных  отраслях. Круг приоритетных отраслей  требует тщательного обоснования.  К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы,  однако в условиях России нельзя  забывать и социальную сферу.

 Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым  бизнесом, отечественный малый бизнес  имеет перспективы дальнейшего  развития.

 Необходимо существенно  уменьшить налоговую нагрузку  на малый бизнес. Это особенно  важно для начинающих предпринимателей  в первую очередь в таких  видах деятельности, как инновационная,  производственная, строительная и  ремонтно-строительная, медицинская.

 Любая страна должна  стремиться к тому, чтобы иметь  здоровую экономику, а в России  для оздоровления экономики на  сегодняшний день малых предприятий  недостаточен.  Проблема  состоит  в том, что для развития малого  предпринимательства необходимо  государственная поддержка, понижение  ставки налогооблагаемой базы,  привлечение инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

3.1.Государственное воздействие  на субъекты малого бизнеса

 

 

В экономиках разных стран  и в разные исторические периоды  всегда существовали проблемы, решение  которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а  их сочетания с государственным  вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную — во все  времена рыночное регулирование  дополнялось государственным. Различаются  только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические  системы всегда были смешанными. Даже полностью огосударствленная экономика  СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние  которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах — весьма значительным.

Информация о работе Малый бизнес