Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение малого бизнеса в национальной экономике.
Задачами являются:
- определение понятия субъекта малого бизнеса;
- изучение проблем малого бизнеса;
- выявление методов государственного регулирования малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и критерии малого бизнеса……………………………….6
1.1.Субъекты малого бизнеса………………………………………………..7
1.2.Роль малого бизнеса в экономике России……………………………...9
Глава 2 Методы государственного регулирования малого бизнеса
2.1.Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса в России.
2.2.Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом
Глава 3 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
3.1.Основные проблемы развития малого бизнеса
3.2.Перспективы развития малого бизнеса в России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая МАЛЫЙ БИЗНЕС (Автосохраненный).docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

 Развитие экономической  теории позволило выявить не  только механизм государственного  воздействия и его роль в  развитии экономики, но и другие  структурные составляющие, влияющие  на экономическую систему.

 Государственное регулирование  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера,  направленную на достижение поставленных  целей. Формирование, применение  и регулирование такой системы  мер является прерогативой органов  государственного управления.

 К проблеме государственного  регулирования малого бизнеса в истории экономической науки уделялась особое внимание. Существуют два основных подхода к проблеме государственного регулирования малого бизнеса — одни ратуют за невмешательство или минимальное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, другие утверждают, что без его решающей роли экономическое развитие общества будет крайне неэффективным, расточительным, что приводит к серьезным социальным последствиям.

 Соответственно этим  подходам сформировались две  противоположные концепции в  экономической мысли — экономический  либерализм, отвергающий активное  государственное регулирование  хозяйства (концепция берет свое  начало от воззрений Адама  Смита и насчитывает более  чем 300 лет), и «государственный»  консерватизм, подчеркивающий значение  активного государственного регулирования.  В экономической науке отсутствует  единый подход к проблеме государственного  регулирования экономики, поэтому  представители разных экономических  школ называют вторую концепцию  по-разному: «дирижизм» (от фр. Diriger — управлять), «этатизм» (от фр. еtаt — государство), «интервенционизм»  (от лат. Intervention — вмешательство).

Актуальность вопроса  о  государственном регулировании  деятельности малого бизнеса обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех

экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Необходимо отметить, что  практика государственного регулирования  экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Важно и то, что в обществе и экономике практика государственной поддержки малого бизнеса как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.   Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса.

Программно-целевой метод управления в политике государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне, предполагает выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы  необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными целями и целями структурной политики, между количественными и качественными параметрами, между стремлением к выравниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки малого бизнеса и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должны основываться программы поддержки малого бизнеса, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности.

Однако в России широкомасштабная практика недофинансирования подобных программ делает возможным их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки малого бизнеса. Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого бизнеса.

В части мер налогового стимулирования: Государственной Думой РФ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения в ст. 346.12 и 346.13, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.

 Принят  Федеральный  закон «О внесении изменения  в статью 2 Федерального закона  «О применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении денежных  расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт».  Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на  вмененный доход (ЕНВД), появилась  возможность добровольного применения  контрольно-кассовой техники (ККТ)  в своей деятельности при условии  выдачи по требованию покупателя  документа, подтверждающего факт  покупки (товарный чек, квитанцию  и др.). Данная мера существенно  сократит расходы предпринимателей  на покупку и дальнейшее ежемесячное  обслуживание ККТ. 

Следует отметить, что действующая  с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать  пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне  от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации  «Опора России», действующая мера затрагивает  только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно  увеличиться, однако для государства  это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.

Принят новый порядок  открытия малого и среднего бизнеса. В  2009 г. вступил в силу Федеральный  закон № 294 «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель  более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в  надзорных инстанциях - достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение  касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 50 часов. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности.

В целях пресечения случаев  необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы  подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В  Генпрокуратуре РФ создано новое  подразделение - отдел по надзору  за исполнением законодательства о  государственном контроле, в функции  которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при  осуществлении контрольных мероприятий  в сфере предпринимательства, в  частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых  проверок.

 

3.2 Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом

 

Каковы преимущества малого бизнеса за границей? Многое зависит  от страны, где расположено малое предприятие. Малый бизнес за границей развивается по-разному и поддержка малого бизнеса за рубежом зависит от политики государства. Начнем рассматривать малый бизнес за рубежом с Соединенных штатов. На долю малого бизнеса приходится половина рабочих мест частного сектора экономики. Малыми считаются предприятия со списочной численностью до 500 сотрудников. Однако большинство предприятий (около 85 %) имеют численность меньше 20 человек.

Законодательная поддержка  очень сильна, поэтому не удивительно, что в США развитие малого бизнеса  опережает страны Европы. Налоговые льготы в первый год работы составляют 50 % - так называемый «бонус первого года». Кроме того государство берет на себя кредитное бремя, погашая около 90 % кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках.

Германия – еще одно место, где малый бизнес за рубежом  процветает. Еще в 70-е года прошлого века в Германии стала популярна  такая организационно-правовая форма  бизнеса как семейное предприятие. Сегодня таких компаний насчитывается  более миллиона. Популярно и индивидуальное предпринимательство – адвокаты, стоматологи.

Поддержка малого бизнеса  за рубежом по немецкому сценарию предполагает долговременные кредиты (на 15 лет) под невысокий процент (5-8 %). Предприятия, которые ориентированы  на социальную сферу имеют дополнительные льготы.

Зачастую малый бизнес за границей вообще освобожден от налогов  на первое время. Таким примером служит Франция. В течение первых двух лет  малые предприятия не платят налоги в местный бюджет и освобождаются  от сбора на акционерные общества. В эти два года подоходный налог  так же считается по пониженной ставке.

Особое внимание развитие малого бизнеса за рубежом привлекает в Японии. Тут малое предпринимательство  почитаемо. Сегодня в этой стране насчитывается более 6 миллионов  малых предприятий. Эта цифра  сопоставима с количеством малых  предприятий в Америке. Малое  предприятие имеет право на льготный кредит. Кроме того в стране восходящего  солнца предприниматели могут обратиться за помощью в центр поддержки. Тут помогут не только юридической  консультацией, но и окажут техническую  поддержку.

В южной Корее с конца  прошлого века малый бизнес – основная опора экономики. Законодательно закреплено, что не менее трети кредитов, выдаваемых коммерческими банками должно идти на развитие малого бизнеса. Такая политика позволила значительно снизить  безработицу и увеличить ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Резюмируя вышеизложенный материал необходимо сделать следующие выводы:

1. Малый бизнес имеет  свои специфические особенности,  определяющие его существование  в рыночной экономике. К таким  особенностям экономическая относятся:  гибкость, быстрота реагирования  на изменение условий; инновационный  характер; деятельность в хозяйственной  сфере с целью получения прибыли;  экономическая свобода; реализация  товаров и услуг на рынке.

2. Малый бизнес в России  прошел несколько этапов развития  и продолжает развиваться до  сих пор. На каждом этапе  его развития существовал ряд  проблем. На данном этапе развития  малого бизнеса в качестве  основных проблем выделяют: недостаточность  и недоработанность правовой  базы; несовершенство налоговой  системы; бюрократизм и коррупцию,  которые поразили всю Россию; отсутствие на практике государственной  поддержки, в частности, финансовой  помощи и реальной правовой  защиты; развитие среди субъектов  малого бизнеса в основном  торгово-посреднических фирм; неравномерность  и непредсказуемость развития  всей экономики, т.е. отсутствие  экономической и политической  стабильности.

3. Для решения проблем малого бизнеса необходим комплекс мероприятий, ориентированный на его расширение и развитие. Гарантом и главным действующим лицом в проведении мероприятий по развитию малого бизнеса должно выступать государство. Необходимо пересмотреть правовую базу и принять ряд новых нормативно-правовых актов, улучшающих деятельность субъектов малого бизнеса; наладить взаимодействие малых предприятий с финансово-кредитными организациями; снизить налогообложение субъектов малого бизнеса; искоренить коррупцию в государственных органах и т.п.

4. Несмотря на существующий ряд проблем в малом бизнесе, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Информация о работе Малый бизнес