Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Микроэкономика
Тема: «Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития»
Выполнил студент ИэиУ, 1 курса, группы ФК-132
Ким В. Э.
Руководитель работы к. э. н.,
Лыкова О. А.
К защите:
Курсовая работа
защищена с оценкой
Ростов-на-Дону
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы,
перспективы и тенденции
и среднего бизнеса…………………………………………………………
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...31
Введение
Актуальность темы исследования. Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит, что «бизнес» - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления других необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса является малый и средний бизнес.
Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое и среднее предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил. Особенное значение малого и среднего бизнеса в переходный к рыночным отношениям период проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.
Степень разработанности проблемы. Проблемы малого и среднего предпринимательства исследованы в работах, авторами которых являются А.Н: Асаул, В.Г. Антонов, В.И. Власов, И.Н. Герчикова, А.Г. Литвак, H.A. Ляшевич, А.И; Муравьев, Ю.В. Новиков, М.А. Пархачева, М.Н. Рыбина, Ф.С. Сайдуллаев, В.Н. Чапек, О.О. Шестоперов, A.C. Яковлев и другие ученые.
Малое и среднее предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Основной проблемой развития малого и среднего бизнеса является необходимость в финансовых ресурсах. Это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому, государство как основа развития национальной экономики, должно оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию
малого и среднего бизнеса:
международная практика и
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
Методологическая и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: диалектический метод познания действительности; системно-структурный, логический, а также сравнительный и статистический анализ фактических данных.
Эмпирическую базу исследования составили материалы, содержащиеся в периодической печати.
В процессе написания были изучены и использованы в работе нормативные акты, учебные пособия, статьи из периодической печати, в которых отражена данная тема.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса
1.1. Классификация
малого и среднего бизнеса:
международная практика и
В экономически развитых странах при утверждении единой классификации хозяйствующих субъектов руководствуются комбинированным подходом, сочетающим количественные и качественные признаки деятельности предприятий. К числу неоспоримых достоинств новых критериев следует отнести следующие возможности:
- осуществить комплексную оценку малых фирм,
- обеспечить
наиболее полное выявление
- предусмотреть
оптимальные согласованные
Поэтому в своих рекомендациях по классификации субъектов малого бизнеса Комиссия ЕС зафиксировала не только предельную численность персонала (количественный признак), но и показатели финансово-экономической деятельности предприятий (качественные критерии):
- микропредприятия - фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса - до 2 млн. евро;
- малые предприятия
- с численностью до 50 человек
и с суммой годового оборота
либо валюты баланса, не
- средние предприятия - с численностью до 250 человек, годовой оборот - до 50 млн. евро либо валюта баланса - до 43 млн. евро.
Согласно Рекомендациям Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС, действующим в настоящий момент в Европейском Союзе (далее - ЕС) критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС представлены в таблице:
Таблица 1.1 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС1
Численность |
Годовой |
Валюта |
|
микро до 10 |
до 2 млн. |
до 2 млн. |
порог участия
других хозяйствующих |
малые |
до |
до 10 млн. | |
средние |
до |
до 43 млн. |
Эта классификация используется в большинстве стран Европы, однако ряд государств ведут статистику по двойному стандарту, т.е. в интересах ЕС и для сопоставимости показателей пользуются вышеуказанным определением, а для оценки внутриэкономических показателей, исходя из специфики организации бизнеса у себя, используя те же критерии, установили свои предельные значения.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что к малому предпринимательству относятся субъекты, имеющие одного или нескольких владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 5 млн. долл. США и годовой прибылью не свыше 2 млн. долл. США. Управляются малые предприятия независимыми собственниками, и они не должны занимать доминирующее положение на товарных рынках. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие - 1 - 24 занятых;
- малые - 25 - 99 занятых;
- промежуточные - 100 - 499 занятых;
- крупные - 500 - 999 занятых;
- крупнейшие - 1000 и более занятых.
При этом предельная численность работников варьируется в зависимости от отрасли экономики, в которой действует предприятие. Для этого Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) применяет более полную классификацию. Например, в обрабатывающей промышленности к малым относятся фирмы с числом занятых не более 250 человек, а к крупным - более 1000. Поэтому в обрабатывающей промышленности только около 49 тыс. из 380 тыс. предприятий (учреждений) считаются крупными2.
В РФ с 1 января 2008 г. изменился порядок отнесения предприятий к малым в связи с вступлением в действие Федерального закона3. Закон определил новые критерии отнесения предприятий к малым. Если ранее критерии отнесения предприятий к категории малых и средних больше напоминали американскую модель, то в соответствии с новым Законом система новых критериев больше тяготеет к европейской модели.
Напомним, ранее критерии отнесения к малым предприятиям были определены Федеральным законом4. Согласно этому Закону численность работников малых предприятий варьировалась в зависимости от вида деятельности (например, в оптовой торговле - не более 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - не более 30 человек; в промышленности, строительстве и на транспорте - не более 100 человек).
В настоящий момент к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Уточняется, что к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства.
При отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства используются следующие критерии:
1) для юридических
лиц - суммарная доля участия
Российской Федерации,
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
- от ста одного
до двухсот пятидесяти человек
включительно для средних
- до ста человек
включительно для малых
3) выручка от
реализации товаров (работ,
Начиная с 1 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ5 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства таковы:
- микропредприятия - 60 млн. руб.;
- малые предприятия - 400 млн. руб.;
- средние предприятия - 1000 млн. руб.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в т.ч. работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития