Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Maly_i_sredny_biznes.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ростовский государственный  строительный университет»

Институт экономики  и управления

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Микроэкономика

Тема: «Малый и  средний бизнес: проблемы и тенденции  развития»

 

 

 

Выполнил студент  ИэиУ, 1 курса, группы ФК-132

Ким В. Э.

 

Руководитель  работы к. э. н.,

Лыкова О. А.

 

 

К защите:                                                                                                                       

Курсовая работа защищена с оценкой                                                                        

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая  характеристика малого и среднего бизнеса……………5

1.1. Классификация  малого и среднего бизнеса:  международная 

практика и  российский подход……………………………………………5

1.2. Место малого  и среднего бизнеса в экономике страны…………….11

Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого

и среднего бизнеса…………………………………………………………17

2.1. Проблемы  и перспективы развития малого  и среднего бизнеса…..17

2.2. Тенденции  развития малого и среднего  бизнеса в Ростовской

области………………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………28

Список использованной литературы……………………………………...31

Введение

Актуальность  темы исследования. Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит, что «бизнес» - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления других необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса является малый и средний бизнес.

Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое и среднее предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил. Особенное значение малого и среднего бизнеса в переходный к рыночным отношениям период проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.

Степень разработанности проблемы. Проблемы малого и среднего предпринимательства исследованы в работах, авторами которых являются  А.Н: Асаул, В.Г. Антонов, В.И. Власов, И.Н. Герчикова, А.Г. Литвак, H.A. Ляшевич, А.И; Муравьев, Ю.В. Новиков, М.А. Пархачева, М.Н. Рыбина, Ф.С. Сайдуллаев, В.Н. Чапек, О.О. Шестоперов, A.C. Яковлев и другие ученые.

Малое и среднее  предпринимательство – один из ведущих  секторов, во многом определяющий темпы  экономического роста, состояние занятости  населения, структуру и качество валового национального продукта.

Основной проблемой  развития малого и среднего бизнеса  является необходимость в финансовых ресурсах. Это объективное явление  в условиях развития экономики, так  как возрастает потребность в  пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому, государство как основа развития национальной экономики, должно оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.

Цель  и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.

- дать классификацию  малого и среднего бизнеса:  международная практика и российский  подход;

- раскрыть место  малого и среднего бизнеса  в экономике страны;

- проанализировать  проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;

- выявить тенденции  развития малого и среднего  бизнеса в Ростовской области. 

Методологическая  и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: диалектический метод познания действительности; системно-структурный, логический, а также сравнительный и статистический анализ фактических данных.

Эмпирическую базу исследования составили материалы, содержащиеся в периодической печати.

В процессе написания  были изучены и использованы в работе нормативные акты, учебные пособия, статьи из периодической печати, в которых отражена данная тема.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общая  характеристика малого и среднего бизнеса

1.1. Классификация  малого и среднего бизнеса:  международная практика и российский  подход

В экономически развитых странах при утверждении  единой классификации хозяйствующих субъектов руководствуются комбинированным подходом, сочетающим количественные и качественные признаки деятельности предприятий. К числу неоспоримых достоинств новых критериев следует отнести следующие возможности:

- осуществить  комплексную оценку малых фирм,

- обеспечить  наиболее полное выявление резервов  повышения их эффективности,

- предусмотреть  оптимальные согласованные меры  государственной поддержки и  налогообложения для той или  иной категории фирм в зависимости  от их размера.

Поэтому в своих рекомендациях по классификации субъектов малого бизнеса Комиссия ЕС зафиксировала не только предельную численность персонала (количественный признак), но и показатели финансово-экономической деятельности предприятий (качественные критерии):

- микропредприятия - фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса - до 2 млн. евро;

- малые предприятия  - с численностью до 50 человек  и с суммой годового оборота  либо валюты баланса, не превышающей  10 млн. евро;

- средние предприятия - с численностью до 250 человек, годовой оборот - до 50 млн. евро либо валюта баланса - до 43 млн. евро.

Согласно Рекомендациям  Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС, действующим в настоящий момент в Европейском Союзе (далее - ЕС) критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС представлены в таблице:

 

 

 

Таблица 1.1 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС1

Численность 
работников, 
    чел.

Годовой  
оборот, _

Валюта   
баланса, _

 
        Самостоятельность  бизнеса

микро до 10

до 2 млн.

до 2 млн.

порог участия  других хозяйствующих       
субъектов в секторе МСП не более 25%,    
стоимость основного капитала компании    
не должна превышать 75 млн.            

малые       
11 - 50   

до        
10 млн. 

до 10 млн.

средние     
51 - 250  

до        
50 млн. 

до 43 млн.


 

 

Эта классификация используется в большинстве стран Европы, однако ряд государств ведут статистику по двойному стандарту, т.е. в интересах  ЕС и для сопоставимости показателей пользуются вышеуказанным определением, а для оценки внутриэкономических показателей, исходя из специфики организации бизнеса у себя, используя те же критерии, установили свои предельные значения.

В Соединенных Штатах Америки  федеральным законом о малом бизнесе установлено, что к малому предпринимательству относятся субъекты, имеющие одного или нескольких владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 5 млн. долл. США и годовой прибылью не свыше 2 млн. долл. США. Управляются малые предприятия независимыми собственниками, и они не должны занимать доминирующее положение на товарных рынках. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие - 1 - 24 занятых;

- малые - 25 - 99 занятых;

- промежуточные - 100 - 499 занятых;

- крупные - 500 - 999 занятых;

- крупнейшие - 1000 и более  занятых.

При этом предельная численность  работников варьируется в зависимости  от отрасли экономики, в которой  действует предприятие. Для этого  Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) применяет более полную классификацию. Например, в обрабатывающей промышленности к малым относятся фирмы с числом занятых не более 250 человек, а к крупным - более 1000. Поэтому в обрабатывающей промышленности только около 49 тыс. из 380 тыс. предприятий (учреждений) считаются крупными2.

В РФ с 1 января 2008 г. изменился порядок отнесения  предприятий к малым в связи  с вступлением в действие Федерального закона3. Закон определил новые критерии отнесения предприятий к малым. Если ранее критерии отнесения предприятий к категории малых и средних больше напоминали американскую модель, то в соответствии с новым Законом система новых критериев больше тяготеет к европейской модели.

Напомним, ранее  критерии отнесения к малым предприятиям были определены Федеральным законом4. Согласно этому Закону численность работников малых предприятий варьировалась в зависимости от вида деятельности (например, в оптовой торговле - не более 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - не более 30 человек; в промышленности, строительстве и на транспорте - не более 100 человек).

В настоящий  момент к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Уточняется, что к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства.

При отнесении  к субъектам малого и среднего предпринимательства используются следующие критерии:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного  до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

- до ста человек  включительно для малых предприятий;  среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Начиная с 1 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ5 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства таковы:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

- средние предприятия  - 1000 млн. руб.

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  т.ч. работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития