Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Maly_i_sredny_biznes.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 1.2 - Критерии отнесения предприятий к малым и средним в соответствии с российским законодательством6

 
     Показатель

Предельное значение

 
  Основание  

Микро-

предприятие

   Малое    
предприятие

  Среднее   
предприятие

Суммарная доля участия  РФ,  субъектов РФ,  муниципальных образований,  иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации

       25%     

    25%   

    25%   

Пункт 1 ст. 4 
Закона        
N 209-ФЗ  

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого   
и среднего предпринимательства

       25%    

    25%   

    25%   

Пункт 1 ст. 4 
Закона        
N 209-ФЗ  

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год   

     15 чел.   

  100 чел. 

  250 чел. 

Пункт 1 ст. 4 
Закона        
N 209-ФЗ    

Выручка от реализации товаров  
(работ, услуг) без учета НДС         

  60 млн. руб. 

  400 млн.  
    руб.  

1000 млн.  
    руб.  

Пункт 1 
Постановления 
Правительства 
РФ от         
от 9 февраля 2013 г. N 101  

Балансовая стоимость  активов   (остаточная  стоимость  основных  средств  и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета)            

Не установлено 

Не          
установлено

Не          
установлено

-           


 

Вновь созданные  хозяйствующие субъекты в течение  года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам  малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений.

 

1.2. Место малого  и среднего бизнеса в экономике страны

Особое место  в экономике страны в настоящее  время занимают монополисты. Однако лоббирование интересов этих гигантов противоречит стратегическим задачам  развития государства. В современной  экономике действует такой закон: чтобы обеспечить экономический рост, необходимо как можно большее количество конкурентоспособных малых и средних предприятий в сфере промышленности, строительства и инноваций. Таким образом, крупный, средний и малый бизнес должны быть объединены достаточно простой идеей: рост уровня экономики и инноваций базируется на росте благосостояния населения и авторитета страны в мире, что происходит лишь благодаря хорошо развитым местным локальным рынкам.

Структура малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации сложилась в 1990-х гг. Появился ряд отраслей, в которых малые предприятия ни в чем не уступают крупным и средним. Наибольшее число малых и средних предприятий ведут активную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом существует тенденция к увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства в этих отраслях экономики.

Далее по числу  малых и средних предприятий  и рабочих мест, предоставляемых  ими, располагаются промышленность и строительство. Наиболее развитые малые и средние предприятия находятся в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. Это можно объяснить тем, что планка для попадания в вышеназванные отрасли, т.е. минимальный размер предприятия, которое сможет продуктивно работать и составлять конкуренцию остальным, здесь ниже по сравнению с другими отраслями. Наименьший процент малых и средних предприятий от общего числа хозяйствующих субъектов насчитывается в сельском хозяйстве. Это можно объяснить тем, что место малых предприятий в этой отрасли занято подсобными хозяйствами, а продукция, произведенная в личных хозяйствах граждан, участвует в товарном обороте, то есть она реализуется на рынках, тем самым удовлетворяя потребности населения. Можно сказать, что в этой отрасли преобладают незарегистрированные малые предприятия. В качестве критериев, в соответствии с которыми должно происходить распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства, можно назвать следующие:

1) особенности  конкуренции в той или иной  сфере рынка;

2) препятствия  для выхода на рынок, в число  которых входят и административные  препоны;

3) потребности  населения в товарах и услугах,  предлагаемых предпринимателем;

4) окупаемость  производства;

5) особенности  приватизации государственной собственности,  в том числе и разгосударствление  земельного фонда.

Последнее условие  сыграло решающую роль в том, что  малое предпринимательство не получило широкого распространения в сельском хозяйстве ввиду того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) невозможно приобретение в собственность земель сельскохозяйственного значения.

В условиях современности  наиболее перспективными для приложения усилий малых предприятий представляются сферы, затраты на развитие которых  сравнительно малы. Таковыми являются торговля, общественное питание, строительство  гражданских объектов, мелкий ремонт техники. В частности, в торговой сфере работает практически каждое второе предприятие.

Толчком для  развития бизнеса является конкуренция. От того, сможет ли предприятие устоять  в конкурентной борьбе, будет зависеть не только его выживание, но и способность  к росту и развитию. Доклад Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Report" выделил девять основных агрегированных факторов конкурентоспособности:

1) открытость  и прозрачность экономики;

2) политику и  роль государства;

3) развитость  финансовой системы;

4) эффективность  производственной и социальной  инфраструктуры;

5) степень инновационности технологического развития;

6) уровень менеджмента;

7) уровень квалификации  и производительности труда;

8) развитость  судебной системы и других  правовых институтов, определяющих  характер политики государства  (либеральный или с государственным регулированием);

9) глубину институциональных  преобразований (в странах с переходной  экономикой).

Для того чтобы  оценить возможности темпов развития малого и среднего предпринимательства  и воздействия этого процесса на экономику субъектов Российской Федерации, рядом экономистов предлагается использовать рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, которые включают в себя основные экономические, социальные, демографические и институциональные факторы.

К основным экономическим  факторам относятся:

1) объем валового  продукта;

2) объем произведенной  малыми и средними предприятиями  продукции;

3) число малых  предприятий;

4) величина инвестиций  в основные фонды малых и  средних предприятий.

К социальным факторам относятся:

1) среднедушевой  доход;

2) число безработных  в регионе.

К демографическим  факторам можно отнести плотность населения.

К иституциональным можно  отнести:

1) степень развития инфраструктуры;

2) степень развития институтов  рыночной экономики.

На основе результатов этих рейтингов лидирующее положение по числу предприятий малого и среднего  бизнеса занимает Центральный федеральный округ. Для поддержки малых предприятий в регионах необходимо обеспечить ряд условий, в частности, для регионов, в которых лидирующее место занимают отрасли пищевой и легкой промышленности, должны быть разработаны программы поддержки малых предприятий, направленные на защиту потребительского рынка от фальсифицированной и низкокачественной продукции, которая поступает из Турции и Китая. Необходимо также усовершенствовать таможенное законодательство с целью предотвращения нелегального и контрабандного ввоза подобной продукции. Для восстановления перерабатывающего сектора экономики необходимо увеличение объемов инвестиций. Мероприятия по внедрению новых технологий и усовершенствованию производственных фондов в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требует весомых капиталовложений. Их размеры варьируются от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Таким образом, ввиду недостатка средств большая часть отечественных малых и средних предприятий просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Ввиду этого ввоз продукции из-за рубежа в последнее время продолжает расти. В настоящее время в эволюции малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно выделить следующие направления:

1) медленный, но уверенный  рост числа малых и средних  предприятий;

2) в высшей степени  неоднородное распределение по  субъектам Российской Федерации;

3) неравномерное распределение  предприятий малого и среднего бизнеса по отраслям экономики.

Однако малый  и средний бизнес может стать "спасением" российской экономики. О нереализованности потенциала малого и среднего предпринимательства  говорит тот факт, что российские малые и средние предприятия, формируя пятую часть всей прибыли, создают устойчивую базу для сбора налогов. Таким образом, если в настоящее время оказать малому и среднему бизнесу поддержку, причем по объему финансовых вливаний несравнимую с денежными средствами, необходимыми для развития крупного производства, он может стать основой роста и стабилизации экономики7.

Таким образом, к субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Анализ возможностей и  ограничений развития малого и среднего бизнеса требует определения  его социально-экономических характеристик  и отличительных особенностей. К  таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе "духа предпринимательства".

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого и среднего бизнеса

2.1. Проблемы  и перспективы развития малого  и среднего бизнеса

Эффективная государственная  политика поддержки растущего малого и среднего бизнеса помогла бы российским предприятиям реализовать значительный экономический потенциал, что способствовало бы росту экономики в целом, а также региональному развитию. Причем среди более эффективных мер государственного стимулирования развития сектора МСП называют не столько прямые расходы государства на программы поддержки, сколько косвенные регуляторы - введение льготных налоговых режимов, а также создание благоприятного предпринимательского климата, в частности системную борьбу с коррупцией.

Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития