Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………
Таблица 1.2 - Критерии отнесения предприятий к малым и средним в соответствии с российским законодательством6
|
Предельное значение |
| ||
Микро- предприятие |
Малое |
Среднее | ||
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации |
25% |
25% |
25% |
Пункт 1 ст. 4 |
Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого |
25% |
25% |
25% |
Пункт 1 ст. 4 |
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год |
15 чел. |
100 чел. |
250 чел. |
Пункт 1 ст. 4 |
Выручка от реализации товаров |
60 млн. руб. |
400 млн. |
1000 млн. |
Пункт 1 |
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета) |
Не установлено |
Не |
Не |
- |
Вновь созданные
хозяйствующие субъекты в течение
года, в котором они
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны
Особое место
в экономике страны в настоящее
время занимают монополисты. Однако
лоббирование интересов этих гигантов
противоречит стратегическим задачам
развития государства. В современной
экономике действует такой
Структура малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации сложилась в 1990-х гг. Появился ряд отраслей, в которых малые предприятия ни в чем не уступают крупным и средним. Наибольшее число малых и средних предприятий ведут активную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом существует тенденция к увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства в этих отраслях экономики.
Далее по числу малых и средних предприятий и рабочих мест, предоставляемых ими, располагаются промышленность и строительство. Наиболее развитые малые и средние предприятия находятся в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. Это можно объяснить тем, что планка для попадания в вышеназванные отрасли, т.е. минимальный размер предприятия, которое сможет продуктивно работать и составлять конкуренцию остальным, здесь ниже по сравнению с другими отраслями. Наименьший процент малых и средних предприятий от общего числа хозяйствующих субъектов насчитывается в сельском хозяйстве. Это можно объяснить тем, что место малых предприятий в этой отрасли занято подсобными хозяйствами, а продукция, произведенная в личных хозяйствах граждан, участвует в товарном обороте, то есть она реализуется на рынках, тем самым удовлетворяя потребности населения. Можно сказать, что в этой отрасли преобладают незарегистрированные малые предприятия. В качестве критериев, в соответствии с которыми должно происходить распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства, можно назвать следующие:
1) особенности конкуренции в той или иной сфере рынка;
2) препятствия
для выхода на рынок, в число
которых входят и
3) потребности
населения в товарах и услугах,
4) окупаемость производства;
5) особенности
приватизации государственной
Последнее условие сыграло решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило широкого распространения в сельском хозяйстве ввиду того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) невозможно приобретение в собственность земель сельскохозяйственного значения.
В условиях современности
наиболее перспективными для приложения
усилий малых предприятий
Толчком для развития бизнеса является конкуренция. От того, сможет ли предприятие устоять в конкурентной борьбе, будет зависеть не только его выживание, но и способность к росту и развитию. Доклад Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Report" выделил девять основных агрегированных факторов конкурентоспособности:
1) открытость и прозрачность экономики;
2) политику и роль государства;
3) развитость финансовой системы;
4) эффективность производственной и социальной инфраструктуры;
5) степень инновационности технологического развития;
6) уровень менеджмента;
7) уровень квалификации и производительности труда;
8) развитость
судебной системы и других
правовых институтов, определяющих
характер политики государства
(либеральный или с государстве
9) глубину институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой).
Для того чтобы оценить возможности темпов развития малого и среднего предпринимательства и воздействия этого процесса на экономику субъектов Российской Федерации, рядом экономистов предлагается использовать рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, которые включают в себя основные экономические, социальные, демографические и институциональные факторы.
К основным экономическим факторам относятся:
1) объем валового продукта;
2) объем произведенной
малыми и средними
3) число малых предприятий;
4) величина инвестиций в основные фонды малых и средних предприятий.
К социальным факторам относятся:
1) среднедушевой доход;
2) число безработных в регионе.
К демографическим факторам можно отнести плотность населения.
К иституциональным можно отнести:
1) степень развития
2) степень развития институтов рыночной экономики.
На основе результатов этих рейтингов лидирующее положение по числу предприятий малого и среднего бизнеса занимает Центральный федеральный округ. Для поддержки малых предприятий в регионах необходимо обеспечить ряд условий, в частности, для регионов, в которых лидирующее место занимают отрасли пищевой и легкой промышленности, должны быть разработаны программы поддержки малых предприятий, направленные на защиту потребительского рынка от фальсифицированной и низкокачественной продукции, которая поступает из Турции и Китая. Необходимо также усовершенствовать таможенное законодательство с целью предотвращения нелегального и контрабандного ввоза подобной продукции. Для восстановления перерабатывающего сектора экономики необходимо увеличение объемов инвестиций. Мероприятия по внедрению новых технологий и усовершенствованию производственных фондов в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требует весомых капиталовложений. Их размеры варьируются от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Таким образом, ввиду недостатка средств большая часть отечественных малых и средних предприятий просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Ввиду этого ввоз продукции из-за рубежа в последнее время продолжает расти. В настоящее время в эволюции малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно выделить следующие направления:
1) медленный, но уверенный рост числа малых и средних предприятий;
2) в высшей степени
неоднородное распределение по
субъектам Российской
3) неравномерное распределение предприятий малого и среднего бизнеса по отраслям экономики.
Однако малый и средний бизнес может стать "спасением" российской экономики. О нереализованности потенциала малого и среднего предпринимательства говорит тот факт, что российские малые и средние предприятия, формируя пятую часть всей прибыли, создают устойчивую базу для сбора налогов. Таким образом, если в настоящее время оказать малому и среднему бизнесу поддержку, причем по объему финансовых вливаний несравнимую с денежными средствами, необходимыми для развития крупного производства, он может стать основой роста и стабилизации экономики7.
Таким образом, к субъектам
малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических
лиц потребительские
Анализ возможностей и
ограничений развития малого и среднего
бизнеса требует определения
его социально-экономических
Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе "духа предпринимательства".
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого и среднего бизнеса
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
Эффективная государственная политика поддержки растущего малого и среднего бизнеса помогла бы российским предприятиям реализовать значительный экономический потенциал, что способствовало бы росту экономики в целом, а также региональному развитию. Причем среди более эффективных мер государственного стимулирования развития сектора МСП называют не столько прямые расходы государства на программы поддержки, сколько косвенные регуляторы - введение льготных налоговых режимов, а также создание благоприятного предпринимательского климата, в частности системную борьбу с коррупцией.
Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития