Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………
С целью повышения эффективности государственного регулирования в сфере МСП необходима синхронизация критериев отнесения предприятий к данному сегменту в налоговом законодательстве и других отраслях права.
Российский средний бизнес по размерам и масштабам операций значительно отстает от европейского. Одной из основных причин подобного отставания является тот факт, что в России государственная помощь бизнесу фактически обрывается на этапе развития, роста бизнеса. В то время как государственная поддержка в странах ЕС ориентирована на перспективные малые и средние предприятия, в России - на микро- и малые предприятия.
Государственная поддержка МСП в период кризиса лишь в некоторой незначительной степени повлияла на показатели численности МСП, в малой степени затронула занятость, рост оборотов и инвестиций. Другими словами, отдача от значительных государственных расходов незначительна или малозначительна, имеет неустойчивый характер и характеризуется в большей степени количественными результатами, нежели качественными.
Прямые методы
государственной помощи демонстрируют
существенно меньшую
Государственная поддержка МСП (поддержка стартапов и самозанятости) в значительной степени содержит социальный элемент, поэтому оценка ее эффективности должна производиться с учетом этого фактора, с одной стороны, а с другой стороны, признавая меры государственной поддержки социальными расходами, стоит задуматься о возможности применения других (возможно более действенных) элементов социальной политики.
Ориентация
государственной поддержки на развитые
регионы, являясь безусловным
Налоговое регулирование как инструмент институциональной среды имеет высокие шансы на большую эффективность в сфере поддержки МСП в числе прочих регуляторов институциональной среды относительно прямого субсидирования и прочих мер регулирования экономики.
Понимание необходимости стимулирования среднего бизнеса наряду с малым и микро- присутствует как у федеральных, так и у региональных властей. На законодательном уровне принят Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; аналогичные законы приняты и на региональном уровне, например Областной закон Ростовской области от 13.05.2008 N 20-ЗС (ред. от 12.09.2012) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области". Однако на практике продекларированные намерения пока не реализуются.
Таблица 2.1. Основные экономические показатели деятельности средних и малых предприятий8
Основные показатели/годы |
Средние |
Малые | |
Всего |
в том числе
микро- | ||
Число предприятий (на конец года) |
|||
2009 |
15547 |
1578769 |
1339345 |
2010 |
25170 |
1644269 |
1415186 |
2011 |
15856 |
1836433 |
1593755 |
Средняя численность
работников, |
|||
2009 |
2063,1 |
11281,7 |
3823,2 |
2010 |
2582,9 |
11149,0 |
3883,3 |
2011 |
2051,5 |
11480,5 |
4354,5 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек |
|||
2009 |
1976,3 |
10162,8 |
3444,5 |
2010 |
2426,7 |
9790,2 |
3320,0 |
2011 |
1964,4 |
10422,0 |
3864,4 |
Оборот предприятий, млрд. руб. |
|||
2009 |
3030,5 |
16443,5 |
4534,2 |
20101) |
7338,5 |
18301,3 |
5459,6 |
2011 |
5102,9 |
22613,1 |
7028,3 |
Основные средства 2), млрд. руб. |
|||
2009 |
597,0 |
1329,2 |
581,9 |
2010 |
700,6 |
1540,4 |
690,0 |
2011 |
908,3 |
2228,1 |
1063,0 |
Оборотные активы 2), млрд. руб. |
|||
2009 |
1914,0 |
10626,1 |
6979,0 |
2010 |
2185,6 |
13010,2 |
8862,7 |
2011 |
2579,5 |
14927,6 |
10295,0 |
Капитал и резервы 2), млрд. руб. |
|||
2009 |
713,7 |
5539,5 |
4450,2 |
2010 |
850,4 |
14631,1 |
13234,6 |
2011 |
986,1 |
15211,5 |
13751,9 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 2), млрд. руб. |
|||
2009 |
93,0 |
424,6 |
198,2 |
2010 |
139,4 |
536,0 |
241,0 |
2011 |
162,1 |
474,2 |
199,1 |
Другая важная тенденция - в России у малого бизнеса отсутствуют сколько-нибудь существенные стимулы становиться средним. Развивающимся малым предприятиям порой легче искусственно разделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего, чтобы не лишиться налоговых льгот, не усложнять отчетность. Статистика показывает, что по мере развития малого предпринимательства не происходит перехода предприятий из категории малых в средние, при этом последние являются наибольшим локомотивом роста, являются более прибыльными, производительными, обеспечивают больший объем инвестиций и т.д.
Средние |
Малые |
Малые и средние | |
Рис. 2.1. Число предприятий по видам экономической деятельности
в 2011 г. (на конец года; в процентах)9
Одним из механизмов подобного стимулирования могла бы явиться ступенчатая система налоговых преференций, подразумевающая на первом этапе (в течение нескольких лет) возможность применения специальных налоговых режимов, а по мере роста - сохранение упрощенного порядка учета и отчетности на период до 3 - 5 лет, а также замена специального налогового режима на льготы по налогу на прибыль (возможно, выборочно, для предприятий, в развитии которых заинтересовано государство с учетом отраслевой принадлежности).
Вместе с
тем существуют отдельные отрасли
и сектора экономики, где малые
и средние предприятия
Нельзя исключать и возможности применения старой (действовавшей до 2002 г.) и хорошо забытой льготы в части снижения, вплоть до нулевой, ставки налога на прибыль в первые четыре года работы вновь созданных организаций. При этом возможность применения данной льготы следует увязать с направлением полученных дополнительных средств (или их части) на развитие производства.
Проведенное исследование показало низкий уровень капитальных вложений в основные фонды в секторе малого предпринимательства, соответственно, одним из инструментов налогового регулирования в этой области мог бы стать возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль на втором этапе налоговой поддержки (о которой шла речь выше) при достаточно жестком контроле государства за целевым использованием указанной льготы.
ЕНВД все еще играет важную роль в институциональной инфраструктуре малого предпринимательства. Более того, предлагаемая на замену система налогообложения на основе патента значительно "уже" ЕНВД в плане субъектов, имеющих возможности ее применения, в частности она не распространяется на малые предприятия - юридические лица (применима только к индивидуальным предпринимателям). Соответственно, отказ от ЕНВД в настоящий момент представляется несколько преждевременным.
В связи с этим предлагается сохранить данный налоговый режим, установив добровольность его применения, и в трех - пятилетней перспективе вернуться к вопросу целесообразности существования ЕНВД и принять взвешенное решение - сохранять или отменять.
Кроме того, по
патентной системе предлагается
увеличить численность
Серьезным бременем для малого предпринимательства остается довольно высокая ставка социальных взносов, возможно, имеет смысл пересмотреть перечень видов деятельности, подпадающих под льготную ставку.
На уровне регионального налогового стимулирования развития малого бизнеса наиболее действенной мерой в настоящий момент является снижение ставки единого налога по УСНО, широко применяемое в большинстве регионов. Кроме того, в ряде регионов (их немного) для малых предприятий снижена ставка налога на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, ставка налога на имущество организаций, а также предоставлены льготы на развитие предприятий, формирующих инфраструктуру функционирования малого бизнеса10.
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области
Среди субъектов ЮФО Ростовская область занимает второе место по объему оборота малых предприятий (без микропредприятий), уступая лишь Краснодарскому краю, показатель которого на треть выше, чем в Ростовской области. Примечательно, что в 2008 году Ростовская область занимала лидирующую позицию в данном рейтинге. В то же время Ростовская область лидирует в рамках ЮФО по числу малых предприятий - 37,4 процента, по данным за 2011 год.
В 2011 году оборот малых предприятий составил более 335,3 млрд. рублей, что в основном было обеспечено сферой торговли - 57,9 процента, обрабатывающими производствами - 13,0 процента, а также строительной деятельностью - 10,6 процента. В сравнении с 2008 годом совокупный оборот малых предприятий отстает на 17,9 процента, а среди указанных выше видов деятельности только обрабатывающие производства продемонстрировали положительный прирост - 12,6 процента, в то время как в торговле оборот сократился на 30,3 процента, в строительстве - на 16,2 процента (таблица 2.2).
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на малых предприятиях (без микропредприятий) за 2011 год составил 13475,2 рубля, что на 9,4 процента выше показателя аналогичного периода предыдущего года и на 28,2 процента превышает докризисный уровень.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) по итогам 2011 года составил 11630,0 млн. рублей. За прошедший трехлетний период наблюдается двукратное падение инвестиций в основной капитал малых предприятий Ростовской области. В структуре инвестиций малых предприятий наибольшая доля - 43,0 процента принадлежит строительным компаниям, второе место - предприятиям вида деятельности "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 20,5 процента.
Таблица 2.2. Основные показатели оборота малых предприятий Ростовской области в 2011 году11
Виды деятельности |
Млн. |
Структура, |
Всего |
335336,4 |
100,0 |
Сельское хозяйство,
охота и лесное |
12357,0 |
3,7 |
Рыболовство, рыбоводство |
671,0 |
0,2 |
Добыча полезных ископаемых |
1606,2 |
0,5 |
Обрабатывающие производства |
43522,6 |
13,0 |
Производство
и распределение электро- |
848,7 |
0,3 |
Строительство |
35617,3 |
10,6 |
Оптовая и розничная
торговля; |
194144,1 |
57,9 |
Гостиницы и рестораны |
4887,6 |
1,5 |
Транспорт и связь |
13437,1 |
4,0 |
Операции с
недвижимым имуществом, |
24300,1 |
7,2 |
Образование |
49,6 |
0,0 |
Здравоохранение
и предоставление |
1579,9 |
0,5 |
Предоставление
прочих коммунальных, |
2315,2 |
0,7 |
Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития