Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………
В 2011 году оборот средних предприятий составил 148885,2 млн. рублей, что в фактических ценах выше уровня аналогичного периода 2010 года на 27,1 процента (по данным за январь - декабрь).
Репрезентативный
тренд развития среднего бизнеса
в 2011 году характеризуется
В 2011 году количество средних предприятий Ростовской области составило 697 единиц, для сравнения, в 2008 году их было значительно меньше - на 31,3 процента. Кроме того, на Ростовскую область приходится 3,5 процента всех организаций среднего бизнеса Российской Федерации.
Динамика среднесписочной численности работников средних предприятий (без внешних совместителей) на протяжении 2008-2011 годов носила негативную направленность, и, таким образом, в 2011 году докризисное значение показателя так и не было достигнуто - 83,5 процента к базе 2008 года.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы работников средних предприятий за 2011 год составил 16657,4 рубля, что на 10,1 процента ниже, чем на крупных предприятиях, и на 23,6 процента выше, чем на малых предприятиях (без учета микропредприятий). Наиболее высокооплачиваемыми являются позиции в финансовой сфере - 23941,8 рубля и в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 23184,8 рубля.
Общий объем инвестиций в основной капитал средних предприятий по итогам 2011 года составил 5504,0 млн. рублей, основная доля которых пришлась на сельское хозяйство (60,3 процента). В сравнении с 2008 годом средним бизнесом привлечено в два раза меньше инвестиций в основной капитал. Значительное падение испытывал сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды, обрабатывающих производств и строительства. Одновременно наиболее инвестиционно привлекательной являлась сфера транспорта и связи, увеличившая объем капиталовложений по сравнению с 2008 годом практически в два раза12.
Таким образом, в современной российской экономике, да и в мире в целом, малое предприятие главным образом выполняет социальную функцию (обеспечивает достаточно высокую долю занятости), кроме того, статистика показателей средней заработной платы в секторе МСП говорит о более низком уровне зарплат в этом сегменте. Поэтому одним из ключевых инструментов налогового стимулирования малого предпринимательства должны стать налоговые льготы по страховым взносам.
На уровне регионального налогового стимулирования развития малого бизнеса наиболее действенной мерой в настоящий момент является снижение ставки единого налога по УСНО, широко применяемое в большинстве регионов. Кроме того, в ряде регионов (их немного) для малых предприятий снижена ставка налога на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, ставка налога на имущество организаций, а также предоставлены льготы на развитие предприятий, формирующих инфраструктуру функционирования малого бизнеса.
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие
1. Государство приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важным стало появление закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (2007). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними. Другим важным документом стал Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
2.Анализ возможностей и ограничений развития малого и среднего бизнеса требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. К таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.
Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе "духа предпринимательства".
3. В современной
российской экономике, да и
в мире в целом, малое
На уровне регионального налогового стимулирования развития малого бизнеса наиболее действенной мерой в настоящий момент является снижение ставки единого налога по УСНО, широко применяемое в большинстве регионов. Кроме того, в ряде регионов (их немного) для малых предприятий снижена ставка налога на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, ставка налога на имущество организаций, а также предоставлены льготы на развитие предприятий, формирующих инфраструктуру функционирования малого бизнеса.
4. Можно выделить
следующие основные меры
- упрощение доступа к финансовым ресурсам (с 2004 г. Российский банк развития оказал поддержку субъектам малого предпринимательства на сумму более 26 млрд. руб.);
- повышение доли государственного заказа, распределяемого среди малого бизнеса (в обязательном порядке нужно закупать 20% товаров, работ и услуг, которые производят предприятия с численностью сотрудников до 100 человек);
- уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности по отдельным видам бизнеса (торговле, предоставлению гостиничных услуг, общественному питанию);
- имущественная поддержка малого предпринимательства (федеральный закон предусматривает преимущественное право предоставления помещения для малого предпринимательства);
- снижение налогового бремени (правительство значительно ослабило налоговое бремя - с 24 до 20% снизился налог на прибыль).
Список использованной литературы
1 Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 12.
2 Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 7 - 14.
3 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс»
4 Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс»
5 Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" //СПС «КонсультантПлюс»
6 Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 18.
7 Кирюшин П. Малый и средний бизнес в России //Международные процессы. 2011. № 1. С. 111-120.
8 http://www.gks.ru
9 http://www.gks.ru
10 Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса //Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 2 - 5.
11 Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 N 987-ЗС "О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы" //СПС «КонсультантПлюс»
12 Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 N 987-ЗС "О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы" //СПС «КонсультантПлюс»
Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития