Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса.
- дать классификацию малого и среднего бизнеса: международная практика и российский подход;
- раскрыть место малого и среднего бизнеса в экономике страны;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
- выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса……………5
1.1. Классификация малого и среднего бизнеса: международная
практика и российский подход……………………………………………5
1.2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны…………….11
Глава 2. Проблемы, перспективы и тенденции развития малого
и среднего бизнеса…………………………………………………………17
2.1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса…..17
2.2. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Ростовской
области………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Maly_i_sredny_biznes.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 году оборот средних предприятий составил 148885,2 млн. рублей, что в фактических ценах выше уровня аналогичного периода 2010 года на 27,1 процента (по данным за январь - декабрь).

Репрезентативный  тренд развития среднего бизнеса  в 2011 году характеризуется превалированием  положительной динамики практически  во всех видах деятельности. Вместе с тем наибольшего темпа роста оборота к уровню 2010 года достигли организации среднего бизнеса по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 133,8 процента, "Строительство" - 131,6 процента, "Оптовая и розничная торговля" - 131,3 процента; "Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 131,3 процента. Негативную тенденцию продемонстрировали предприятия гостинично-ресторанного бизнеса - снижение индикатора на 31,9 процента, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 30,9 процента, сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 8,4 процента. В целом к докризисному 2008 году восстановление объемов оборота средних предприятий по большинству видов деятельности не произошло. В большей степени уязвимыми оказались организации среднего бизнеса, работающие в гостинично-ресторанной сфере, здравоохранении и сфере предоставлении социальных услуг.

В 2011 году количество средних предприятий Ростовской области составило 697 единиц, для сравнения, в 2008 году их было значительно меньше - на 31,3 процента. Кроме того, на Ростовскую область приходится 3,5 процента всех организаций среднего бизнеса Российской Федерации.

Динамика среднесписочной  численности работников средних предприятий (без внешних совместителей) на протяжении 2008-2011 годов носила негативную направленность, и, таким образом, в 2011 году докризисное значение показателя так и не было достигнуто - 83,5 процента к базе 2008 года.

Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы работников средних предприятий за 2011 год составил 16657,4 рубля, что на 10,1 процента ниже, чем на крупных предприятиях, и на 23,6 процента выше, чем на малых предприятиях (без учета микропредприятий). Наиболее высокооплачиваемыми являются позиции в финансовой сфере - 23941,8 рубля и в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 23184,8 рубля.

Общий объем  инвестиций в основной капитал средних  предприятий по итогам 2011 года составил 5504,0 млн. рублей, основная доля которых пришлась на сельское хозяйство (60,3 процента). В сравнении с 2008 годом средним бизнесом привлечено в два раза меньше инвестиций в основной капитал. Значительное падение испытывал сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды, обрабатывающих производств и строительства. Одновременно наиболее инвестиционно привлекательной являлась сфера транспорта и связи, увеличившая объем капиталовложений по сравнению с 2008 годом практически в два раза12.

Таким образом, в современной российской экономике, да и в мире в целом, малое предприятие главным образом выполняет социальную функцию (обеспечивает достаточно высокую долю занятости), кроме того, статистика показателей средней заработной платы в секторе МСП говорит о более низком уровне зарплат в этом сегменте. Поэтому одним из ключевых инструментов налогового стимулирования малого предпринимательства должны стать налоговые льготы по страховым взносам.

На уровне регионального  налогового стимулирования развития малого бизнеса наиболее действенной мерой в настоящий момент является снижение ставки единого налога по УСНО, широко применяемое в большинстве регионов. Кроме того, в ряде регионов (их немного) для малых предприятий снижена ставка налога на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, ставка налога на имущество организаций, а также предоставлены льготы на развитие предприятий, формирующих инфраструктуру функционирования малого бизнеса.

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Государство  приняло ряд законопроектов, направленных  на поддержку малого и среднего бизнеса. Важным стало появление закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (2007). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними. Другим важным документом стал Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

2.Анализ возможностей и ограничений развития малого и среднего бизнеса требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. К таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе "духа предпринимательства".

3. В современной  российской экономике, да и  в мире в целом, малое предприятие  главным образом выполняет социальную функцию (обеспечивает достаточно высокую долю занятости), кроме того, статистика показателей средней заработной платы в секторе МСП говорит о более низком уровне зарплат в этом сегменте. Поэтому одним из ключевых инструментов налогового стимулирования малого предпринимательства должны стать налоговые льготы по страховым взносам.

На уровне регионального  налогового стимулирования развития малого бизнеса наиболее действенной мерой  в настоящий момент является снижение ставки единого налога по УСНО, широко применяемое в большинстве регионов. Кроме того, в ряде регионов (их немного) для малых предприятий снижена ставка налога на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, ставка налога на имущество организаций, а также предоставлены льготы на развитие предприятий, формирующих инфраструктуру функционирования малого бизнеса.

4. Можно выделить  следующие основные меры государственной  поддержки МСБ:

- упрощение доступа к финансовым ресурсам (с 2004 г. Российский банк развития оказал поддержку субъектам малого предпринимательства на сумму более 26 млрд. руб.);

- повышение доли государственного заказа, распределяемого среди малого бизнеса (в обязательном порядке нужно закупать 20% товаров, работ и услуг, которые производят предприятия с численностью сотрудников до 100 человек);

- уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности по отдельным видам бизнеса (торговле, предоставлению гостиничных услуг, общественному питанию);

- имущественная поддержка малого предпринимательства (федеральный закон предусматривает преимущественное право предоставления помещения для малого предпринимательства);

- снижение налогового бремени (правительство значительно ослабило налоговое бремя - с 24 до 20% снизился налог на прибыль).

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" //СПС «КонсультантПлюс»
  3. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" //СПС «КонсультантПлюс»
  4. Областной закон Ростовской области от 13.05.2008 N 20-ЗС (ред. от 12.09.2012) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области" //СПС «КонсультантПлюс»
  5. Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 N 987-ЗС "О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы" //СПС «КонсультантПлюс»
  6. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации //Финансы и кредит. 2011. № 37.
  7. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России //Общетво и экономика. 2012. № 6. С. 133-157.
  8. Вольчёнок И.М. Механизм взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства //Мир экономики и права. 2011. № 1. С. 20-25.
  9. Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса //Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 2 - 5.
  10. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 7 - 14; N 23. С. 10 - 18; N 24. С. 8 - 13; N 25. С. 7 - 12.
  11. Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь! //ЭЖ-Юрист. 2011. N 32. С. 12 - 13.
  12. Данилова И.В., Загуляев А.В. Проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации //Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 6 - 8.
  13. Игнатьева И. Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса //Финансовая газета. 2013. N 12. С. 10 - 11.
  14. Кирюшин П. Малый и средний бизнес в России //Международные процессы. 2011. № 1. С. 111-120.
  15. Клочкова Е.В. Формы и механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации //Гражданское право. 2011. N 4. С. 15 - 18.
  16. Козлова С. Особенности регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в России и за рубежом в условиях инновационной модели развития экономики //Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2012. N 9. С. 18 - 23.
  17. Косолапов А.И. Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства //Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2013. N 1. С. 13 - 20.
  18. Лермонтов Ю.М. Совершенствование специальных налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса //Бухгалтер и закон. 2012. N 6. С. 9 - 19; 2013. N 1. С. 9 - 15.
  19. Малое и среднее предпринимательство в России, 2012: Статистический сборник /Федеральная служба государственной статистики. – М., 2012.
  20. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие /Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495 с.
  21. Мармылев А.Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом //Международный бухгалтерский учет. 2011. N 16. С. 54 - 59.
  22. Поповиц В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса //Консультант. 2011. N 23. С. 69 - 71.
  23. Усманова Р.М. Развитие малого и среднего предпринимательства: муниципальное правовое регулирование и практика на местном уровне //Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. N 3. С. 17 - 19.
  24. Философова Т.Г. К вопросу о развитии рыночных механизмов инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, об ускоренной амортизации и о повышении конкурентоспособности национального бизнеса России //Лизинг. 2011. N 1. С. 4 - 13.
  25. Шестакова Е. Большие требования к малому бизнесу //ЭЖ-Юрист. 2013. N 4. С. 10.
  26. http://www.gks.ru

1  Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 12.

2  Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 7 - 14.

3  Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс»

4  Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс»

5  Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" //СПС «КонсультантПлюс»

6  Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования //Налоги. 2012. N 22. С. 18.

7  Кирюшин П. Малый и средний бизнес в России //Международные процессы. 2011. № 1. С. 111-120.

8  http://www.gks.ru

9  http://www.gks.ru

10  Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса //Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 2 - 5.

11  Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 N 987-ЗС "О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы" //СПС «КонсультантПлюс»

12  Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 N 987-ЗС "О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы" //СПС «КонсультантПлюс»

 


Информация о работе Малый и средний бизнес: проблемы и тенденции развития