Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

kursovaya_artem.docx

— 124.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской  Федерации

Пермский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

 

 

 

Кафедра общей экономической  теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Экономическая теория» на тему

«Малый и средний бизнес в развитых странах. Опыт использования в России»

 

 

 

Выполнил – студент 1 курса

Очной формы обучения

Факультета коммерции

Группы ТВ – 11

Марусик Артем Вячеславович

Руководитель – к.э.н., доцент Азина Н.А.

Оценка ______________________

Дата ________________________

Подпись _____________________

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5

1.1 Понятие малого и  среднего предприятия………………………………………5

1.2 Современные концепции  организации малого и среднего  бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7

1.3 Организационно-правовые  нормы малых и средних предприятий  России...10

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13

2.1 Проблемы становления  малого бизнеса в России……………………………13

2.2 Основные направления  государственной поддержки развития  малого бизнеса в Российской  Федерации…………………………………………………16

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА……………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Очевидно, что развитие страны во многом зависит от делового климата  и развития малого и среднего бизнеса. Обратимся к мировому опыту.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса  приходится 60-70% ВНП.

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах  идет более быстрыми темпами, чем  в России, так как данному субъекту экономических отношений придается  большее значение:  в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет  назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом  к рыночной экономике и стран  Восточной Европы.

Развитие МСП имеет  ряд преимуществ, в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует  на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок  товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере  трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей  силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его  технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению  эффективности государственной  политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

  1. Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
  2. Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
  3. Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Предметом исследования является система государственного регулирования  и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент  МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд  выводов и практических рекомендаций в области организационных мер  эффективной поддержки и многостороннего  развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего  опыта развития и регулирования  МСБ зарубежных странах.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И  СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ  СТРАНАХ

 

1.1 Понятие малого  и среднего предприятия

 

Если в научной литературе есть довольно стройная экономическая 

теория «предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение  малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов  отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а  самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни  со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и  недостатками» [9]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [8,c.129].

Субъекты малого предпринимательства  можно рассмат­ривать только при одновременном наличии трех условий: 1) под субъектом малого предпринимательства понимают не любые предпринимательские организации, а лишь коммер­ческие; 2) они признаются таковыми, если в уставном капи­тале коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фон­дов не превышает 25%; доля, принадлежит одному или не­скольким юридическим лицам; 3) средняя численность ра­ботников такой организации за отчетный период не дол­жна превышать следующие предельные уровни: в промыш­ленности, строительстве — 100 человек; в сельском хозяй­стве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 чело­век; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле — 30 человек; в остальных сферах — 50 человек.

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны  критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3,c.168]:

  1. Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

  1. Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

Средняя численность работников за предшествующий календарный год  не должна превышать средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

  1. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:
  2. микропредприятия — 60 млн. рублей;
  3. малые предприятия — 400 млн. рублей;

 

1.2 Современные  концепции организации малого  и среднего бизнеса в развитых  странах

 

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах  идет более быстрыми темпами, чем  в России, так как данному субъекту экономических отношений придается  большее значение:  в настоящее  время МСБ представляет собой  средний класс, который служит базой  для стабильного развития экономики  зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах  предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения.

В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры  предприятий достигается не столько  путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального  сочетания предприятий различных  размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий  в каждой стране и в каждой отрасли  складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.

Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:

1) экономическая необходимость,  усиленная закономерностями развития  НТР объективно требует синтеза  крупного, среднего и малого производства;

2) социальные причины,  сгруппированные главным образом  вокруг проблемы занятости.

Сектор малого и среднего бизнеса представляет и постоянно  воспроизводит новые рабочие  места, тем самым, смягчая остроту  безработицы, и «спасает» экономику  от социальных перенапряжений, которые  негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют  в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых  продуктов, предоставление услуг[4,c.375].

Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и  поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России