Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пермский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория» на тему
«Малый и средний бизнес в развитых странах. Опыт использования в России»
Выполнил – студент 1 курса
Очной формы обучения
Факультета коммерции
Группы ТВ – 11
Марусик Артем Вячеславович
Руководитель – к.э.н., доцент Азина Н.А.
Оценка ______________________
Дата ________________________
Подпись _____________________
Пермь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ…………
1.1 Понятие малого и
среднего предприятия…………………………
1.2 Современные концепции
организации малого и среднего
бизнеса в развитых странах…………
1.3 Организационно-правовые
нормы малых и средних
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА……………………………………………………………
2.1 Проблемы становления
малого бизнеса в России…………………
2.2 Основные направления
государственной поддержки
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, что развитие страны во многом зависит от делового климата и развития малого и среднего бизнеса. Обратимся к мировому опыту.
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
Развитие малого и среднего
бизнеса (МСБ) в зарубежных странах
идет более быстрыми темпами, чем
в России, так как данному субъекту
экономических отношений
Предпринимательство процветает
во многих странах мира. Более 20 лет
назад произошел взрыв
Развитие МСП имеет
ряд преимуществ, в сравнении
с крупным производством, а именно:
активизирует структурную перестройку
экономики, предоставляет широкую
свободу рыночного выбора и дополнительные
рабочие места, обеспечивает быструю
окупаемость затрат, оперативно реагирует
на изменение потребительского спроса.
Малый бизнес помогает насытить рынок
товарами и услугами, преодолевать
отраслевой и территориальный монополизм,
расширить конкуренцию. Он обладает
значительным потенциалом в сфере
трудоустройства населения, вовлечения
в производство резервов рабочей
силы, которые не могут быть использованы
в крупном производстве из-за его
технологических и иных особенностей.
Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,
инвалиды, а также лица, желающие
трудиться после основного
Целью данной работы является
обоснование и выработка
Предметом исследования является
система государственного регулирования
и содействия развитию малого и среднего
бизнеса. Объектом исследования является
активно развивающийся сегмент
МСБ в развитых странах. Практическая
значимость работы состоит в том,
что исследование завершает ряд
выводов и практических рекомендаций
в области организационных мер
эффективной поддержки и
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия
Если в научной литературе есть довольно стройная экономическая
теория «предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [9]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [8,c.129].
Субъекты малого предпринимательства можно рассматривать только при одновременном наличии трех условий: 1) под субъектом малого предпринимательства понимают не любые предпринимательские организации, а лишь коммерческие; 2) они признаются таковыми, если в уставном капитале коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежит одному или нескольким юридическим лицам; 3) средняя численность работников такой организации за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле — 30 человек; в остальных сферах — 50 человек.
Деятельность субъектов
малого и среднего бизнеса в России
регулируется принятым 24 июля 2007 года
законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
Развитие малого и среднего
бизнеса (МСБ) в зарубежных странах
идет более быстрыми темпами, чем
в России, так как данному субъекту
экономических отношений
В странах с развитой рыночной
экономикой создание оптимальной структуры
предприятий достигается не столько
путем их увеличения или уменьшения,
сколько поиском рационального
сочетания предприятий
Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:
1) экономическая необходимость,
усиленная закономерностями
2) социальные причины,
сгруппированные главным
Сектор малого и среднего
бизнеса представляет и постоянно
воспроизводит новые рабочие
места, тем самым, смягчая остроту
безработицы, и «спасает» экономику
от социальных перенапряжений, которые
негативно сказались бы на ее развитии.
И поэтому в промышленно
Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.
Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России