Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений.
Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Мелкие и средние предприятия
в свою очередь являются опорой для
крупных компаний, так как массовый
выпуск промышленных изделий длительного
потребления (автомобилей, холодильников,
телевизоров и т. п.) вызывает потребность
в соответствующих промышленных
услугах по ремонту и обслуживанию.
Ведь из-за своей громоздкости крупные
монополисты вынуждены
Малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
Развитие малого предпринимательства
способствует постепенному созданию широкого
слоя мелких собственников, так называемого
среднего класса, самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и достойный
уровень жизни, являющихся основой
социально-экономических
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как
и у государства до сих пор
остаются открытыми большое количество
проблем, и до сих пор сохраняется
довольно сложное экономическое
положение, все же продолжается реформирование
экономики, что способствует освоению
новой модели общественно-экономического
развития, имеющей рыночную ориентацию.
В современной политике государства
все более акцентируется
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,2006г.
2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2009г.
3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2010г.
4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.2004г.
5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2011г.
6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2012г.
7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2007г.
8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2011г.
9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru
10. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.
11. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.
12. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru
13. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 2003г.
14. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2010г.
15. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru
16. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru
17. Интернет-ресурс
«Малый и средний бизнес: зарубежный опыт
развития» http://www.moluch.ru/archive/
Приложение 1
Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2012 год1.
Субъект |
Оборот (млрд. руб.) |
Центральный федеральный округ |
1025,4 |
Белгородская область |
29,2 |
Брянская область |
11,1 |
Владимирская область |
28,8 |
Воронежская область |
37,9 |
Ивановская область |
15,1 |
Калужская область |
24,4 |
Костромская область |
9,2 |
Курская область |
33,2 |
Липецкая область |
19,5 |
Московская область |
190,6 |
Орловская область |
12,0 |
Рязанская область |
26,6 |
Смоленская область |
22,9 |
Тамбовская область |
13,6 |
Тверская область |
26,4 |
Тульская область |
31,4 |
Ярославская область |
25,1 |
г. Москва |
468,3 |
Северо-Западный федеральный округ |
457,3 |
Республика Карелия |
7,7 |
Республика Коми |
20,7 |
Архангельская область |
25,9 |
Ненецкий авт. округ |
0,9 |
Вологодская область |
30,7 |
Калининградская область |
11,5 |
Ленинградская область |
47,2 |
Мурманская область |
15,8 |
Новгородская область |
11,1 |
Псковская область |
18,3 |
г. Санкт-Петербург |
268,5 |
Южный федеральный округ |
326,2 |
Республика Адыгея |
4,7 |
Республика Дагестан |
8,6 |
Республика Ингушетия |
0,4 |
Кабардино-Балкарская республика |
3,4 |
Республика Калмыкия |
1,3 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,9 |
Республика Северная Осетия |
1,9 |
Краснодарский край |
118,4 |
Ставропольский край |
38,4 |
Астраханская область |
7,8 |
Волгоградская область |
41,4 |
Ростовская область |
98,1 |
Приволжский федеральный округ |
578,5 |
Республика Башкортостан |
62,6 |
Республика Марий Эл |
17,5 |
Республика Мордовия |
13,4 |
Республика Татарстан |
70,2 |
Удмуртская Республика |
49,1 |
Чувашская Республика |
24,8 |
Пермский край |
51,0 |
Кировская область |
20,2 |
Нижегородская область |
81,6 |
Оренбургская область |
40,6 |
Пензенская область |
18,6 |
Самарская область |
73,1 |
Саратовская область |
38,2 |
Ульяновская область |
17,4 |
Уральский федеральный округ |
244,8 |
Курганская область |
9,6 |
Свердловская область |
76,5 |
Тюменская область |
102,6 |
Ханты-Мансийский авт. округ |
44,1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
11,9 |
Челябинская область |
56,1 |
Сибирский федеральный округ |
341,3 |
Республика Алтай |
1,1 |
Республика Бурятия |
5,5 |
Республика Тыва |
0,8 |
Республика Хакасия |
7,2 |
Алтайский край |
34,4 |
Красноярский край |
48,8 |
Иркутская область |
55,5 |
Кемеровская область |
47,0 |
Новосибирская область |
70,3 |
Омская область |
36,1 |
Томская область |
23,1 |
Забайкальский край |
11,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
126,2 |
Республика Саха (Якутия) |
13,0 |
Камчатский край |
7,6 |
Приморский край |
27,2 |
Хабаровский край |
48,3 |
Амурская область |
13,3 |
Магаданская область |
5,4 |
Сахалинская область |
9,3 |
Еврейская авт. область |
2,1 |
Приложение 2
Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2012 год1
Субъект |
Оборот (млрд. руб.) |
Центральный федеральный округ |
3073,1 |
Белгородская область |
99,4 |
Брянская область |
43,1 |
Владимирская область |
67,9 |
Воронежская область |
89,5 |
Ивановская область |
50,1 |
Калужская область |
84,9 |
Костромская область |
27,9 |
Курская область |
57,7 |
Липецкая область |
40,7 |
Московская область |
930,4 |
Орловская область |
35,2 |
Рязанская область |
82,6 |
Смоленская область |
36,6 |
Тамбовская область |
38,5 |
Тверская область |
62,0 |
Тульская область |
73,3 |
Ярославская область |
173,7 |
г. Москва |
1079,6 |
Северо-Западный федеральный округ |
1585,6 |
Республика Карелия |
29,2 |
Республика Коми |
57,1 |
Архангельская область |
57,6 |
Ненецкий авт. округ |
16,9 |
Вологодская область |
65,7 |
Калининградская область |
75,8 |
Ленинградская область |
137,5 |
Мурманская область |
59,5 |
Новгородская область |
46,0 |
Псковская область |
26,0 |
г. Санкт-Петербург |
1031,1 |
Южный федеральный округ |
1181,9 |
Республика Адыгея |
11,4 |
Республика Дагестан |
24,9 |
Республика Ингушетия |
0,7 |
Кабардино-Балкарская республика |
8,4 |
Республика Калмыкия |
2,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
5,9 |
Республика Северная Осетия |
11,9 |
Чеченская Республика |
4,4 |
Краснодарский край |
350,6 |
Ставропольский край |
117,9 |
Астраханская область |
34,2 |
Волгоградская область |
200,1 |
Ростовская область |
408,6 |
Приволжский федеральный округ |
1898,1 |
Республика Башкортостан |
352,5 |
Республика Марий Эл |
25,5 |
Республика Мордовия |
31,9 |
Республика Татарстан |
230,6 |
Удмуртская Республика |
78,3 |
Чувашская Республика |
53,5 |
Пермский край |
217,4 |
Кировская область |
85,8 |
Нижегородская область |
194,3 |
Оренбургская область |
76,0 |
Пензенская область |
31,4 |
Самарская область |
359,4 |
Саратовская область |
106,9 |
Ульяновская область |
54,4 |
Уральский федеральный округ |
836,8 |
Курганская область |
29,8 |
Свердловская область |
383,6 |
Тюменская область |
224,0 |
Ханты-Мансийский авт. округ |
96,7 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
18,9 |
Челябинская область |
199,3 |
Сибирский федеральный округ |
1184,9 |
Республика Алтай |
3,0 |
Республика Бурятия |
31,7 |
Республика Тыва |
2,5 |
Республика Хакасия |
11,1 |
Алтайский край |
210,9 |
Красноярский край |
23,8 |
Иркутская область |
188,2 |
Кемеровская область |
135,4 |
Новосибирская область |
163,9 |
Омская область |
241,4 |
Томская область |
104,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
333,0 |
Республика Саха (Якутия) |
32,9 |
Камчатский край |
24,8 |
Приморский край |
117,5 |
Хабаровский край |
62,6 |
Амурская область |
32,7 |
Магаданская область |
14,1 |
Сахалинская область |
40,6 |
Еврейская авт. область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
2,9 |
1 Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru
Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России