Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

kursovaya_artem.docx

— 124.19 Кб (Скачать файл)

Как известно, рыночная экономика  нуждается в проведении большого числа экспериментов в области  бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна  роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также  их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части  укрепления экономики.

Преимущества малого бизнеса  в значительной мере обусловлены  перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и  от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о  рыночной конъюнктуре и технологических  новшествах.

В настоящее время среди  английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи  первой группы исходят из того, что  в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости  резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что  малый бизнес - дело прошлого и неуместен  в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт [7,c.81].

Совершенно противоположную  точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний  бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.

Сторонники третьей точки  зрения, к которым относятся профессор  Кранфильдской школы менеджмента П. Берне, преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый и средний бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

Представители четвертого направления  рассматривают малый бизнес в  контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как  к рынку сбыта для крупных  фирм. Экономисты этого направления  отмечают также растущую зависимость  некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и  ряд других фирм большую часть  своей продукции реализуют через  множество мелких торговых точек. Эту  точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.

Таким образом, теоретики  второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет  и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже  существует, который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических  функций, что будет рассмотрено  ниже.

 

1.3 Организационно-правовые  нормы малых и средних предприятий  России

 

Организационно-правовая форма  МП устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской  деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных  предприятий, товариществ, акционерных  обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МСП как хозяйствующий  субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, распоряжении выпускаемой  продукции, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других обязательных платежей. МСП, как и любое другое предприятие, действует на основании  устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и  контроля, порядок образования имущества  предприятия, его выкупа (если оно  приватизируется), условия реорганизации  и прекращения деятельности и  др. [14,c.416].

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной  деятельности (многопрофильные), относятся  к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в  объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

  1. Переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  2. Выделение малых и средних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  3. Создание новых малых и средних предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как  практически все действующие  МСП были созданы в рамках государственной  собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен  законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации  в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью  предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной  общей экономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [11,c.224].

В мировой экономике функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии  число МСП превышает 12 млн., а в  Японии 9 млн. [12]. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти  половину прироста национального продукта и две трети прироста новых  рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что  малые предприятия оказывают  меньше воздействие и на экологическую  обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса  в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его  развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее  разобраться и понять необходимость  малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих  зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления  малого бизнеса в России

Специфика права и экономики в России создала ситуацию, достаточно уникальную в мировом опыте: основная масса коммерческих предприятий образовалась в корот­кий промежуток времени, практически одновременно, и одновременно же проходит стадии своего развития. В значительной мере предприятия имеют сходные проблемы развития, вызванные подобными причинами. Условно эти проблемы можно разделить на две группы:

  1. Проблемы внутренние, обусловленные опытом, менталитетом и традициями;
  2. Проблемы внешние, обусловленные экономическим развитием общества, в частности, ростом конкуренции и изменениями в налогообложении.

Первая группа проблем  возникает: 1) во взаимодействии с партнерами. Недостаток предпринимательского опыта всех учредителей при организации предприятия приводит к регистрации равного участия партнеров в при­были и управлении фирмой, но цели со временем меняют­ся, желания партнеров не совпадают, партнеры расхо­дятся, создавая конкурентные предприятия; 2) во взаимо­действии с сотрудниками. Особенности менталитета, сфор­мированного годами Советской власти; 3) в области уп­равления предприятием. Успешное функционирование и развитие предприятия сформировало у предпринимателя определенный стиль управления. Рост предприятия под­держивала стихийно сложившаяся организационная струк­тура, с ростом предприятия старые методы управления начинают тормозить прогресс, ощущается недостаток ин­формации не столько о конечной цели, к которой надо придти, сколько о пути перехода. На практике предприя­тия часто останавливаются в данной точке развития, рас­ширяясь экстенсивно до наступления кризиса.

 

Вторая группа проблем обусловливается внешними причинами. Предприятия, вышедшие на рынок 3-5 лет на­зад, начинали деятельность в условиях минимальной конкуренции. Значительная доля успеха была обусловлена низкой информационной насыщенностью рынка.

Еще одна внешняя причина  — развитие налогообложения. Необходимо отметить устойчивую тенденцию его  из­менения в сторону уменьшения и ограничения налоговых льгот, с одной стороны, и более плотного перекрытия не­легальных возможностей, с другой.

Федеральная Служба Государственной  Статистики РФ представила последние  данные о развитии малого и среднего предпринимательства:

На 1 января 2012 г. на территории РФ действовало 1448,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс. микропредприятий) и 18271 средних предприятий [13].

По регионам развитие малых  предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена  в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в  Санкт-Петербурге-11%, в Московской и  Тюменской области – по 4%, в  Свердловской области и Краснодарском  крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий  последние годы практически не меняется.

Изменение числа малых  предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

Рис1. Число малых предприятий России в период с 2008г.-2012г. [17].

Оборот средних предприятий  по субъектам Российской Федерации  представлен в приложении 1, малых  предприятий в приложении 2.

Развитие конкуренции и развитие налогообложения снижают прибыли предприятий и ставят перед ними острую проблему повышения эффективности деятельности. Перечисленные проблемы присущи основной массе предприятий, находящихся сейчас на переходном этапе своей деятельности.

Этот этап далеко не последний. Проблемы квалифицируются здесь  именно как проблемы, потому что  неудовлетворительное их решение не позволит выполнить необходимую  функцию предприятия - выживание, причем в краткосрочной перспективе.

Согласно результатам  исследования, проведённого ассоциацией  ОПОРА, основными проблемами малого бизнеса сегодня являются высокая  налоговая нагрузка и недостаток финансовых средств [10] ( Рис.2).

 

Рис. 2 Проблемы малого бизнеса  в России

В наших условиях малый  бизнес может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Есть сферы экономики, в которых  предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся  сфера услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем  не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

2.2 Основные направления  государственной поддержки развития  малого бизнеса в Российской  Федерации

 

Механизм формирования и  осуществления поддержки малого бизнеса может сложиться только под влиянием тех задач, которое  поставит перед собой государство. Опыт развитых стран показывает, что  для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики  требуется содействие государства  в создании необходимых предпосылок  для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система  развития и поддержки малого предпринимательства  осуществляется в условиях заметного  ослабления государственного воздействия  на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных  структур поддержки малого предпринимательства  сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Однако отмечу ряд функций  государства, благодаря которым  должна осуществляться государственная  поддержка малого предпринимательства.

Во-первых, государство выступает  как властная структура, устанавливающая  рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и  контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.

Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного  управления государственным имуществом.

И, в-третьих, государство  является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов [15,c.87].

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий  заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и  реализации продукции и услуг. При  этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или  иные органы при осуществлении ими  контрольных функций, фиксируются  нормативно-законодательными и правовыми  актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже  не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы  финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с  бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение  пробела тех законодательных  норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий [2,c.144].

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России