Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

kursovaya_artem.docx

— 124.19 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в России сложилась  парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных  структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Рассмотрим лишь некоторые  формы государственной поддержки  на развитие малого и среднего бизнеса.

В ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

  1. Создание институциональных основ;
  2. Управленческая научно-методическая поддержка;
  3. Правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
  4. Финансово-кредитная поддержка;
  5. Налоговая политика;
  6. Антимонопольная политика.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а  также через различные программы  на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных  и консультационных центров и  других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса  лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных  и действенных форм поддержки  малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной  поддержки малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий, прежде всего  на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у  частных банковских структур для  переоснащения производства, его  расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных  кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью  системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных  на малых предпринимателей [16].

Государственная поддержка  малому и среднему бизнесу в налоговой  политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему  ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению  справедливых равноправных условий  подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также  между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между  государством и бизнесом, от учета  в полной мере интересов обеих  сторон в значительной степени зависит  экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым  и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что в странах  с развитой рыночной экономикой малое  и среднее предпринимательство  оказывает серьезное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых работников. По численности  работающих, по объему производимых и  реализуемых товаров, выполняемых  работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства  в отдельных областях играют ведущую  роль. Поэтому проблема государственной  поддержки малых и средних  предприятий в настоящее время  является наиболее актуальной.

Уникальная система регулирования  и поддержки МСБ в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных  программ и создания фондов поддержки  МСБ. На сегодняшний день основными  направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются [10]: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки  МСП, так, например, все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть как  государственных, так и частных  организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.

В последние несколько  лет в Европе широкое распространение  получили интерактивные инструменты  поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом.

Таким образом, основные цели регулирования и поддержки МСБ  в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной  базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого  экономического сотрудничества с другими  странами.

На сегодняшний день в  США зарегистрировано более 20 млн. предприятий  МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного  населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья  занята в бизнесе, а некоторые  американские учебники по предпринимательству  утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000, и более  половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный  доход до $1 млн [8,c.268].

Принципы поддержки МСБ  в США сформировались в середине 50-х годов прошлого столетия с  момента создания Администрации  по делам малого бизнеса (АМБ), защищающей интересы МСБ на правительственном  уровне и имеющей представительства  во всех крупнейших городах страны, что позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую и обеспечивает АМБ по следующим направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям МСБ [15]. При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. К настоящему времени АМБ является одной из наиболее крупных правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.

Таким образом, основными  направлениями поддержки и развития сектора МСБ в США являются сложившаяся устойчивая государственная  система регулирования и поддержки  предприятий МСБ, развитая система  государственных заказов, предоставление государственных гарантий по обеспечению  кредитов, выдаваемых в рамках государственных  или региональных программ обеспечения  доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких  как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции.

Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые  принимают активное участие в  развитии наукоемкой и высокотехнологичной  промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере  консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь[16].

МСП Китая можно назвать  научным двигателем страны, благодаря  тому, что данный субъект экономики  производит наибольшее количество инновационной  продукции и технических изобретений  в стране, большая часть которых  идет на экспорт.

Именно сектор МСБ создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Китайское правительство в свою очередь уделяет большое внимание развитию МСП в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения МСП, создания фондов поддержки МСБ, привлечения инвестиций в данный сектор, расширения программ кредитования данного субъекта экономики [17].

Учитывая вышеизложенный обзор развития сектора МСБ в  зарубежных странах, можно сделать  вывод, что уровень развития МСБ  напрямую определяет степень развития экономики страны в целом, так, например, по данным статистического исследования на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в  то время как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля предприятий данного сектора в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС МСП составляют около 90% от общего числа предприятий. МСБ в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Развитие МСБ в зарубежных странах идет более быстрыми темпами за счет адресной поддержки со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. Данный субъект экономических отношений представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. А также  создавать атмосферу конкуренции  и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика  невозможна.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России