Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Рассмотрим лишь некоторые
формы государственной
В ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
Под управленческой научно-методической
поддержкой подразумевается
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной
поддержки малым предприятиям в
большинстве промышленно
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей [16].
Государственная поддержка
малому и среднему бизнесу в налоговой
политике проявляется через льготную
систему налогообложения и
Антимонопольная политика включает
в себя, во-первых, меры по обеспечению
справедливых равноправных условий
подрядных отношений и сделок
по государственным займам, а также
между крупными и небольшими предприятиями;
во-вторых, меры по предупреждению задержек
платежей со стороны крупных фирм
небольшим подрядным
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.
Уникальная система
В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки МСП, так, например, все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.
В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом.
Таким образом, основные цели регулирования и поддержки МСБ в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.
На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн [8,c.268].
Принципы поддержки МСБ в США сформировались в середине 50-х годов прошлого столетия с момента создания Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), защищающей интересы МСБ на правительственном уровне и имеющей представительства во всех крупнейших городах страны, что позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую и обеспечивает АМБ по следующим направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям МСБ [15]. При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. К настоящему времени АМБ является одной из наиболее крупных правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.
Таким образом, основными
направлениями поддержки и
Регулирование деятельности
МСП в Японии осуществляется за счет
правительственных организаций, таких
как Управление малых предприятий,
основными направлениями
Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь[16].
МСП Китая можно назвать
научным двигателем страны, благодаря
тому, что данный субъект экономики
производит наибольшее количество инновационной
продукции и технических
Именно сектор МСБ создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Китайское правительство в свою очередь уделяет большое внимание развитию МСП в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения МСП, создания фондов поддержки МСБ, привлечения инвестиций в данный сектор, расширения программ кредитования данного субъекта экономики [17].
Учитывая вышеизложенный обзор развития сектора МСБ в зарубежных странах, можно сделать вывод, что уровень развития МСБ напрямую определяет степень развития экономики страны в целом, так, например, по данным статистического исследования на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля предприятий данного сектора в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС МСП составляют около 90% от общего числа предприятий. МСБ в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Развитие МСБ в зарубежных странах идет более быстрыми темпами за счет адресной поддержки со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. Данный субъект экономических отношений представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного,
хотелось бы подвести некоторые итоги.
В процессе рассмотрения развития малого
и среднего бизнеса в России, было
выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России