Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Малый и средний бизнес в развитых странах- возможности использования опыта в России.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему

 

«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»

 

 

 

 

 

Выполнил(а) – студент(ка) 1 курса __________ формы

обучения _________________ факультета, группы ________

Фамилия Имя Отчество

Руководитель – к.э.н. доцент Фамилия И. О.

Оценка 

Дата 

Подпись 

 

 

 

 

Пермь 2011

 

Работа рассматривает проблемы малого и среднего предпринимательства в преломлении опыта развитых стран для России.

Актуальность темы работы обусловлена важной ролью мелких, малых и средних предприятий для  экономики страны и необходимостью учёта западного передового опыта в современных российских реалиях. Малый бизнес способен стать одним из факторов выхода экономики из кризиса, вместе с тем он продолжает испытывать большие трудности в своем развитии. Именно поэтому следует изучать опыт малого и среднего бизнеса в развитых странах.

Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются  перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Эффективное рыночное хозяйство возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры уравновешиваются необходимым числом малых предприятий, которые в решающей степени обеспечивают сохранение рынка.

Актуальность темы исследования  «Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России» обусловлена тем обстоятельством, что важной проблемой нынешнего этапа формирования рыночных отношений в экономике России является создание мелких, малых и средних предприятий. Малый бизнес способен стать одним из факторов выхода экономики из кризиса, вместе с тем он продолжает испытывать большие трудности в своем развитии. Именно поэтому следует изучать опыт малого и среднего бизнеса в развитых странах.

Предметом исследования является сфера малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования являются особенности позитивного опыта развития сегмента малого и среднего бизнеса в развитых странах мира. Цель исследования - дать характеристику среднего бизнеса в России и за рубежом, проанализировать роль и место среднего бизнеса в экономике, определить ключевые потребности этого сегмента, оценить востребованность и доступность различных форм поддержки,

В соответствии с поставленной целью, настоящая работа ставит перед собой следующие задачи:

    • Раскрыть сущность содержания понятия «малый бизнес» и рассмотреть его основные черты;
    • Рассмотреть позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики (в частности, на примере послевоенной Германии);
    • Проанализировать проблемы и перспективы становления малого бизнеса в современной России.

1. Зарубежный опыт малого и  среднего бизнеса

 

1.1. Характерные черты малого бизнеса

 

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. По экономическим показателям и количеству занятых работников предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Субъекты малого предпринимательства можно рассматривать только при одновременном наличии трех условий: 1) под субъектом малого предпринимательства понимают не любые предпринимательские организации, а лишь коммерческие; 2) они признаются таковыми, если в уставном капитале коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежит одному или нескольким юридическим лицам; 3) средняя численность работников такой организации за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле — 30 человек; в остальных сферах — 50 человек1.

При классификации малых и средних предприятий учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г., в соответствии с которыми принимаются следующие параметры2:

К малым и средним предприятиям относятся предприятия:

    • имеющие менее 250 работников;
    • либо имеющие годовой оборот, не превышающий 40 млн. ЭКЮ, либо имеющие суммарный годовой баланс, не превышающий 27 млн. ЭКЮ;
    • удовлетворяющие критерию независимости.

Малое предприятие определяется как предприятие, которое:

    • имеет менее 50 работников;
    • либо имеет годовой оборот, не превышающий 7 млн. ЭКЮ, либо имеет суммарный годовой баланс, не превышающий 5 млн. ЭКЮ;
    • удовлетворяет критерию независимости.

Микропредприятиями считаются МСП, имеющие менее 10 работников.

Малое предпринимательство является подлинной базой развития рыночных отношений. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на отдельном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать свое дело с относительно небольшим стартовым капиталом — все эти качества являются достоинствами малого предпринимательства, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке. Более того, важнейшей особенностью малого предпринимательства выступает способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. В силу этого малое предпринимательство позволяет за короткий период накопить средства для энергичного рывка в социально-экономическом развитии региона.

Малые предприятия обладают следующими преимуществами перед крупными:3

• быстрые темпы внедрения современных видов продукции и технологических изменений, оживленная конкурентная борьба за потребителя, ведущая к предоставлению им продукции и услуг достаточно высокого качества при умеренных ценах;

в ускорение перевооружения, быстрая смена моделей при наличии прогрессивной производственной технологической базы, создание которой требует относительно небольших затрат;

  • более гибкая реакция на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры, умение широко использовать близость к местным рынкам;
  • большая мобильность, приближение производства товаров и услуг к потребителям;
  • относительная дешевизна их продукции, возможность 
    сокращения издержек производства за счет узкой специализации;
  • увеличение рентабельности малых предприятий в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств и капиталовложений;
  • относительная простота систем управления, планирования, контроля, координации работы внутри фирмы.

Помимо активной инвестиционной деятельности можно также выделить очевидные плюсы малых предприятий:

  • наличие стабильного трудового коллектива;
  • обеспечение вторичной занятости, прежде всего в социальной сфере;
  • ориентация своего экономического развития на собственные ресурсы;
  • организация воспроизводственных процессов на базе технико-технологической модернизации производства.

Помимо выделенных положительных тенденций, необходимо выделить факторы, ограничивающие рост производства на малых предприятиях промышленности:4

  • высокий уровень налогообложения;
  • неплатежеспособность заказчиков;
  • изношенность оборудования;
  • недостаточный спрос на внутреннем рынке;
  • высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предпринимателей;
  • отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы;
  • высокий процент коммерческого кредита.

Цель предприятия — такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями. Стратегия предприятия — комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.

Цели и стратегии малых предприятий необходимо рассматривать в комплексе, так как не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить и стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, малое предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности -мебельные плиты для изготовления корпусной мебели -может сформулировать стратегическую цель как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включения в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона и т.п.

Если потенциал малой фирмы не позволяет создание необходимых товарных запасов и организацию агентской сети, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.

Теоретически, каждое малое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии — к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

При определении стратегии малой фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

    • какой бизнес прекратить;
    • какой бизнес продолжить;
    • в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:

  1. что организация делает к чего не делает;
  2. что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке5.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства, и реализации своей продукции и в результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связана с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высоко специализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая.

Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, отлаженную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России