Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Малый и средний бизнес в развитых странах- возможности использования опыта в России.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Демократические институты в России есть, но не всегда работают эффективно. Однако это только до тех пор, пока не сформировался мощный и ответственный средний класс. Впрочем, развитие среднего класса также невозможно без наличия экономической целесообразности и благоприятной деловой среды в стране - это параллельные процессы.

Развитие конкуренции и развитие налогообложения снижают прибыли предприятий и ставят перед ними острую проблему повышения эффективности деятельности. Перечисленные проблемы присущи основной массе предприятий, находящихся сейчас на переходном этапе своей деятельности. Этот этап далеко не последний. Проблемы квалифицируются здесь именно как проблемы, потому что неудовлетворительное их решение не позволит выполнить необходимую функцию предприятия - выживание, причем в краткосрочной перспективе.

Согласно результатам исследования, проведённого ассоциацией ОПОРА, основными проблемами малого бизнеса сегодня являются высокая налоговая нагрузка и недостаток финансовых средств25 (См. Рис.2).

 

 

Рис.2

В наших условиях малый бизнес может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Есть сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

На сегодня существует повсеместно целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении из-за недостатка финансово–кредитных средств, отсутствия собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, усложненности порядка получения кредитов, неразвитости региональных систем судебно-правовой защиты, отсутствия должного механизма взимания налогов и платежей, должной социальной защищенности работников малых предприятий, обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе, а также криминализация этой сферы деятельности. Высокая налоговая нагрузка лишает их возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий, а это в свою очередь, будет способствовать тому, что они в большинстве своем не будут уходить в «теневой» бизнес или к закрытию собственного дела, а станут работать легально.

Вместе с тем последствия кризиса мировой экономики 2008 г. могут и должны рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Это позволяет заключить, что в настоящее время существует реальная необходимость в разработке новой парадигмы как развития российского малого предпринимательства, так и функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть более тесная интеграция малого бизнеса в общий контекст развития российских предпринимательских структур и прежде всего устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Истоки нынешней кризисной ситуации в малом бизнесе многом лежат в характере его взаимодействия с реальным сектором российской экономики, равно как и в кризисном состоянии самого реального сектора. Дело в том, что с самого начала российские реформы преимущественно ориентировались на эксплуатацию природно-ресурсной базы страны: топливно-энергетический комплекс, производство и экспорт сырьевых товаров и т.п. А эти сферы почти не нуждаются в малом бизнесе в качестве особой формы организации предпринимательской деятельности, как в отраслях основного производства, так и в системе кооперационных связей. Прочие же сектора промышленности, а также сфера бытовых услуг (где малое предпринимательство должно быть развито в максимальной степени) без адекватной государственной поддержки охвачены глубоким системным кризисом. Поэтому уже изначально российский малый бизнес был «загнан» в относительно узкую нишу -торгово-посреднические услуги, где сегодня функционирует около половины всех действующих малых предприятий. Более того, торгово-посреднические операции позволяют «держаться на плаву» и тем малым предприятиям, которые формально занимаются другими видами хозяйственной деятельности.

Преимущественную торгово-посредническую ориентацию российского малого бизнеса нельзя рассматривать лишь как «тотальный негатив». Именно за счет этой ориентации российский малый бизнес в ходе реформ сразу же активно включился в процесс первоначального накопления капитала. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов постепенно превращала их в капиталы средних (по российским меркам) размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Бывшие «челноки» (конечно, далеко не все, но многие) рядом с мелкими торговыми палатками стали воздвигать дорогие магазины. Тем самым российское малое предпринимательство явилось способом не только выживания для тысяч людей, оставшихся без работы, но и быстрого накопления частных капиталов, так же как и овладения основными предпринимательскими навыками.

Малые предприятия, имеющие стабильные отношения с крупными, обычно функционируют в нишах сформированных крупными предприятиями, при этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого бизнеса.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

 

3. Перспективы малого и среднего  бизнеса в России с учётом  западного опыта

 

Анализ развития малого предпринимательства в России свидетельствует о том, что этот сектор экономики переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.

Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

В 2010 году на поддержку кредитования малого и среднего предпринимательства в России было выделено более сорока миллиардов рублей26. Порог валового дохода предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, увеличен до 60 миллионов рублей. Предпринимателям, которые находятся на едином налоге на вмененный доход, отменили обязательное использование контрольно-кассовой техники, что снизило затраты на бизнес более чем на тридцать миллиардов рублей единовременный. Ежегодный - примерно на такую же сумму. Малый бизнес получил возможность выкупать и приватизировать помещения по оценочной стоимости, и сегодня собственниками стали более четырех тысяч субъектов за небольшой период действия 159-го закона. Частная собственность в России увеличилась более чем на 250 тысяч квадратных метров. Упрощена процедура подключения малого и среднего бизнеса к электросетям до 100 киловатт.

Много сделано для развития частных подсобных хозяйств. Однако по-прежнему острой остается проблема неоправданных административных барьеров. Так, с целью снятия этих барьеров совместно с Минэкономразвития РФ готовится ряд уточняющих поправок и механизмов действия закона № 294 и смежных с ним, в том числе и закона о прокуратуре в части предоставления защиты прав и интересов малого бизнеса. В продолжение помощи предпринимателям необходимо снимать и оставшиеся барьеры, но для этого требуется ввести альтернативную систему гражданского контроля. Иначе говоря, требуется усиливать такой механизм, как саморегулирование.

Учитывая, что в последнее время участились рейдерские захваты малых и средних предприятий, большую помощь здесь может оказать их перерегистрация по новой форме

Одной из особенностей малого предпринимательства России является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях образования (41 %), науки и научного обслуживания (37), финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения (26), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (22%)27.

Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот закон распространяется.

Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

Одной из форм малого бизнеса является самозанятость - предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского союза в 1990-начало 2000 годов годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя28. В развивающихся странах 30-70 % экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до десяти человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 г., согласно прогнозам, эта доля может вырасти более, чем вдвое.

Однако, малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса (как показывает зарубежный опыт, именно с этим качественным отличием и связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса).

Стабилизирующая роль МСБ обусловлена тремя главными причинами: 
1) в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники; 
2) малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен и здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения; 
3) отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т.д.

Безусловно, большую роль играет и психологический фактор. Как отмечают зарубежные эксперты, успех малых фирм, основанных ушедшими из корпораций специалистами, позволяет им "разобраться со своими прежними начальниками", причем в малых фирмах нередко реализуется принцип "обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой". Или же, например, разрешается в некоторых случаях приводить с собой ребенка, если его не с кем оставить дома. Следует учесть и тот факт, что психология чиновников и предпринимателей (особенно в нашей стране) существенно различается.

Важнейшим из социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса является сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов (повышение квалификации специалистов для последующего возглавления ими малых фирм и т.п.). Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское инициативу, обучение и профессиональный рост. 
В то же время, реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса; рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку, системы государственного регулирования МСБ).

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2009 году. Рейтинг актуален на 07.04.10 [1] Объем выданных кредитов малому и среднем бизнесу в 2009 году (тыс. руб.)

Сбербанк 191 732 686.87

Банк Уралсиб 217 346 252.27

Россельхозбанк 200 140 044.3029

В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России