Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Малый и средний бизнес в развитых странах- возможности использования опыта в России.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)
  • формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
  • разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
  • совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
  • совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
  • активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.

Эксперты Академии Masterforex-V назвали причины популярности и поддержки на Западе малого предпринимательства30:

Во-первых, это создание новых рабочих мест. Ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Помимо этого, малые фирмы отличаются высокой эффективностью капиталовложений.

Другая причина популярности малых фирм – их прибыльность ( малый бизнес зарабатывает больше крупного, в том смысле, что с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей).

Большая конкурентоспособность, проистекающая, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов.

Мобильность малого и среднего бизнеса, обусловленная тем, что благодаря своим малым формам указанные предприятия быстрее реагируют на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши.

Глубокая специализация и востребованность, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика.

Сравнительно быстрая окупаемость малого и среднего бизнеса

На Западе существует практика реальной поддержки малых и средних предприятий, создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. Она осуществляется в различных формах:

  • законодательство, относительно малого бизнеса, является стабильным, прозрачным и внятным, оно подчинено устранению бюрократических препон, а значит, способствует развитию бизнеса. Практически во всех странах регистрация предприятия является простой и быстрой процедурой. Например, в Испании предприниматель получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов. Сама регистрация проводится в режиме «одного окна». В США можно регистрироваться даже по домашнему адресу, что особенно распространено для бизнеса, связанного, например, с программированием.
  • В Америке нет ограничений для предпринимателей по найму работников, достаточно получить специальный номер в налоговой службе для уплаты налогов за своих работников.
  • В Германии принят закон, упрощающий передачу бизнеса наследнику.
  • Кроме того, во многих странах для малого бизнеса создаются бесплатные консультационные центры, выдаются кредиты под низкие проценты, налоговые льготы, доступ до системы повышения квалификации, юридическая помощь и еще много чего, что облегчает жизнь малому предпринимательству.

Каковы с учётом западного опыта перспективы развития малого и среднего бизнеса в России? Одни полагают, что уровень прогресса, чем дальше, тем больше, определяют крупные предприятия, а значит, малым компаниям не на что надеяться. Другие же, напротив, уверенны в светлом будущем малого бизнеса, устойчивого к падению фондовых рынков и всякого рода катаклизмам. Ведь ценность малого бизнеса для экономики любой страны состоит в том, что он является фундаментом для среднего и крупного бизнеса, а что происходит со зданием, лишённым своей опоры, известно каждому. Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимые основы стабильного гражданского общества.

Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта от малого и среднего бизнеса - трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики. 
Опыт рыночных преобразований в нашей стране показал, что наибольших успехов малое предпринимательство достигло там, где наиболее развита рыночная инфраструктура и сосредоточен банковский капитал. Главной составляющей данной инфраструктуры является нормативно-правовая база развития инвестиционного процесса в регионе. За последнее время значительно возросло число регионов, принявших законы в поддержку развития инвестиционного процесса. Для включения в инвестиционную программу региона инвестиционные проекты малых предприятий должны отвечать определенным критериям по срокам окупаемости и объемам инвестиций. Инвестиционные проекты, включенные в региональные программы, наряду с установленными федеральным законодательством льготами и поддержкой, получают дополнительную поддержку и со стороны администрации субъектов Федерации.

Результаты ежегодного исследования Всемирного банка «Doing Business» в 2009 году показали, что в период финансового кризиса в мире резко возросло число реформ в сфере государственного регулирования малого бизнеса31. Таким образом, в период экономического спада наблюдается стремление государственных органов смягчить последствия кризиса путем развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что должно приводить к увеличению числа рабочих мест и росту доходов местных бюджетов, которые зависят от поступлений от малого и среднего бизнеса.

 

 

Заключение

 

В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего предпринимательства определяются их функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономик

Как повязывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Отсюда следует, что его становление и развитие, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально-ориентированному рыночному хозяйству.

Таким образом, разносторонняя поддержка сферы предпринимательства в регионах должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой на региональном уровне.

Проблемы, встающие перед малыми предприятиями в долгосрочной перспективе, а также проблемы предприятий, преодолевших этот этап своего развития, необходимо квалифицировать как задачи. Выживание в долгосрочном плане означает постоянное совершенствование и развитие. Задачи развития предприятий лежат в области поиска рыночных возможностей, присоединения и поглощения предприятий, диверсификации, создания холдингов и корпораций.

 

 

 

Использованная литература

 

Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. // Вопросы экономики. 2008. № 11. - С. 133-141.

Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя: частный взгляд на предпринимательство и окружающую его среду. - М.: Изд-во РУЛИ, 2007. - 161 с.

Бор М.З. История мировой экономики. - М.: ОАО Издательство «Экономика», 2009. -593 с.

Верховин В.И., Логинов С.Б. Феномен предпринимательского поведения. //Социс. 2005. № 8. - С. 62-68.

Гандилов Т.М. Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 415 с.

Еще раз о том, что не дает расти малому. 
бизнесу// «"Российская Федерация сегодня» 26.07.2004.-№014.-с.39-41

Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 1998. - 672 с.

Как поддержать предпринимателя 
// «Парламентская газета».-22.12.2010.-№240.-с.1

Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. - 672 с.

Кредитный портал КредитБизнес.ru// URL: http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/487-zarubezhnyjj-opyt-malogo-biznesa.html

Крылов И.В. Теория и практика предпринимательства. – М.: Издательство «Центр», 2008. – 184 с.

Кто поможет малому бизнесу?. 
//«Транспорт России».- 28.06.2009.-№026.-с.2

Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом» №5' 2009. – С.18

Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.18-26

Макеева Л. Малый и средний бизнес в России: одними кредитами сыт не будешь // URL: http://www.finam.ru/analysis/forecasts010DD/default.asp

Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/smallnews68.shtml

Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010 – 70 с.

Малый бизнес защитили от малой власти.//Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010)

Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.- С. 71-74

Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – 226 с.

Осипов Ю.М. Основы хозяйственного механизма. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 368 с.

Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл. Д.С.Львов; М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2006. -793 с.

Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др. Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 304 с.

Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007

Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика», 2006. – 317 с.

Э.Де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.:Олимп, 2010. – 240 с.

Экономика отрасли. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 448 с.


 

1 Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. -.57

2 Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.18

3 Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика»,2006. –С.24

4 Крылов И.В. Теория и практика предпринимательства. – М.: Издательство «Центр», 2008. – С.118

5 Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика», 2006. –С.116

6 Бор М.З. История мировой экономики. - М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2009. –С. .235

7 Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 1998. – С.372

8 там же,  С.375

9 Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.17-23

10 Макеева Л. Малый и средний бизнес в России: одними кредитами сыт не будешь // URL: http://www.finam.ru/analysis/forecasts010DD/default.asp

11 Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. – С.117

12 Источник: Кредитный портал КредитБизнес.ru || URL: http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/487-zarubezhnyjj-opyt-malogo-biznesa.html

13 Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – С.116

14 Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др. Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – С.389

15 Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.4

16 Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом» №5' 2009. – С.18

17 здесь и ниже – данные по: Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.5

18 По данным Минэкономразвития России.

19 Буев В. Загадки статистики . Бюджетные пособия и субсидии малый бизнес не спасли// «Российская Бизнес-газета» №749 (16) 11.05.2010:

20 Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/smallnews68.shtml

21 Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – С.48

22  Буев В. Загадки статистики . Бюджетные пособия и субсидии малый бизнес не спасли// «Российская Бизнес-газета» №749 (16) 11.05.2010

23 Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл. Д.С.Львов; М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2009. – С.401

24 Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/smallnews68.shtml

25 Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/smallnews68.shtml

26 Источник: Портал для малого и среднего бизнеса Петрозаводска/ http://g2b.ptz.ru/news/newss/4694.html

27 Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/smallnews68.shtm

28 Малый бизнес и местное самоуправление //"Бизнес для всех" (Москва).-17.05.2009.-№018.-с.8,9

29 Источник: Википедия http://www.porarasti.ru/

30 Почему не развивается малый бизнес в России и Украине // URL: ttp://www.liveinternet.ru/users/ant_0001/post148453939/

31 Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.12


Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России