Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа
Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.
Эксперты Академии Masterforex-V назвали причины популярности и поддержки на Западе малого предпринимательства30:
Во-первых, это создание новых рабочих мест. Ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Помимо этого, малые фирмы отличаются высокой эффективностью капиталовложений.
Другая причина популярности малых фирм – их прибыльность ( малый бизнес зарабатывает больше крупного, в том смысле, что с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей).
Большая конкурентоспособность, проистекающая, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов.
Мобильность малого и среднего бизнеса, обусловленная тем, что благодаря своим малым формам указанные предприятия быстрее реагируют на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши.
Глубокая специализация и востребованность, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика.
Сравнительно быстрая окупаемость малого и среднего бизнеса
На Западе существует практика реальной поддержки малых и средних предприятий, создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. Она осуществляется в различных формах:
Каковы с учётом западного опыта перспективы развития малого и среднего бизнеса в России? Одни полагают, что уровень прогресса, чем дальше, тем больше, определяют крупные предприятия, а значит, малым компаниям не на что надеяться. Другие же, напротив, уверенны в светлом будущем малого бизнеса, устойчивого к падению фондовых рынков и всякого рода катаклизмам. Ведь ценность малого бизнеса для экономики любой страны состоит в том, что он является фундаментом для среднего и крупного бизнеса, а что происходит со зданием, лишённым своей опоры, известно каждому. Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимые основы стабильного гражданского общества.
Для России особое
значение имеют три аспекта социального
эффекта от малого и среднего бизнеса
- трудоустройство работников, высвобождаемых
при реструктуризации крупных, в том числе
государственных, предприятий, формирование
среднего класса и сокращение теневой
экономики.
Опыт рыночных преобразований в нашей
стране показал, что наибольших успехов
малое предпринимательство достигло там,
где наиболее развита рыночная инфраструктура
и сосредоточен банковский капитал. Главной
составляющей данной инфраструктуры является
нормативно-правовая база развития инвестиционного
процесса в регионе. За последнее время
значительно возросло число регионов,
принявших законы в поддержку развития
инвестиционного процесса. Для включения
в инвестиционную программу региона инвестиционные
проекты малых предприятий должны отвечать
определенным критериям по срокам окупаемости
и объемам инвестиций. Инвестиционные
проекты, включенные в региональные программы,
наряду с установленными федеральным
законодательством льготами и поддержкой,
получают дополнительную поддержку и
со стороны администрации субъектов Федерации.
Результаты ежегодного исследования Всемирного банка «Doing Business» в 2009 году показали, что в период финансового кризиса в мире резко возросло число реформ в сфере государственного регулирования малого бизнеса31. Таким образом, в период экономического спада наблюдается стремление государственных органов смягчить последствия кризиса путем развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что должно приводить к увеличению числа рабочих мест и росту доходов местных бюджетов, которые зависят от поступлений от малого и среднего бизнеса.
В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего предпринимательства определяются их функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономик
Как повязывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Отсюда следует, что его становление и развитие, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Таким образом, разносторонняя поддержка сферы предпринимательства в регионах должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой на региональном уровне.
Проблемы, встающие перед малыми предприятиями в долгосрочной перспективе, а также проблемы предприятий, преодолевших этот этап своего развития, необходимо квалифицировать как задачи. Выживание в долгосрочном плане означает постоянное совершенствование и развитие. Задачи развития предприятий лежат в области поиска рыночных возможностей, присоединения и поглощения предприятий, диверсификации, создания холдингов и корпораций.
Использованная литература
Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. // Вопросы экономики. 2008. № 11. - С. 133-141. | |
Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя: частный взгляд на предпринимательство и окружающую его среду. - М.: Изд-во РУЛИ, 2007. - 161 с. | |
Бор М.З. История мировой экономики. - М.: ОАО Издательство «Экономика», 2009. -593 с. | |
Верховин В.И., Логинов С.Б. Феномен предпринимательского поведения. //Социс. 2005. № 8. - С. 62-68. | |
Гандилов Т.М. Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 415 с. | |
Еще раз о том, что не
дает расти малому. | |
Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 1998. - 672 с. | |
Как поддержать предпринимателя | |
Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. - 672 с. | |
Кредитный портал КредитБизнес.ru//
URL: http://www.kreditbusiness.ru/ | |
Крылов И.В. Теория и практика предпринимательства. – М.: Издательство «Центр», 2008. – 184 с. | |
Кто поможет малому бизнесу?. | |
Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом» №5' 2009. – С.18 | |
Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.18-26 | |
Макеева Л. Малый и средний
бизнес в России: одними кредитами сыт
не будешь // URL: http://www.finam.ru/analysis/ | |
Малый бизнес. Поддержка и
развитие малого бизнеса в России// URL:
http://www.fondzao.ru/ | |
Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010 – 70 с. | |
Малый бизнес защитили от малой власти.//Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010) | |
Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.- С. 71-74 | |
Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – 226 с. | |
Осипов Ю.М. Основы хозяйственного механизма. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 368 с. | |
Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл. Д.С.Львов; М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2006. -793 с. | |
Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др. Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 304 с. | |
Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 | |
Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика», 2006. – 317 с. | |
Э.Де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.:Олимп, 2010. – 240 с. | |
Экономика отрасли. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 448 с. |
1 Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. -.57
2 Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.18
3 Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика»,2006. –С.24
4 Крылов И.В. Теория и практика предпринимательства. – М.: Издательство «Центр», 2008. – С.118
5 Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. –М.: «Республика», 2006. –С.116
6 Бор М.З. История мировой экономики. - М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2009. –С. .235
7 Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 1998. – С.372
8 там же, С.375
9 Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2008. С.17-23
10
Макеева Л. Малый и средний бизнес в России:
одними кредитами сыт не будешь // URL: http://www.finam.ru/analysis/
11 Конотопов Н. История экономики. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.М, 2008. – С.117
12
Источник: Кредитный портал КредитБизнес.ru
|| URL: http://www.kreditbusiness.ru/
13 Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – С.116
14 Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др. Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – С.389
15 Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.4
16 Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом» №5' 2009. – С.18
17 здесь и ниже – данные по: Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.5
18 По данным Минэкономразвития России.
19 Буев В. Загадки статистики . Бюджетные пособия и субсидии малый бизнес не спасли// «Российская Бизнес-газета» №749 (16) 11.05.2010:
20
Малый бизнес. Поддержка и развитие малого
бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/
21 Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е, Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства» М.: ТОО ”Вес”, 2007. – С.48
22 Буев В. Загадки статистики . Бюджетные пособия и субсидии малый бизнес не спасли// «Российская Бизнес-газета» №749 (16) 11.05.2010
23 Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл. Д.С.Львов; М.: ОАО Издательство “Экономика”, 2009. – С.401
24
Малый бизнес. Поддержка и развитие малого
бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/
25
Малый бизнес. Поддержка и развитие малого
бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/
26
Источник: Портал для малого и среднего
бизнеса Петрозаводска/ http://g2b.ptz.ru/news/newss/
27
Малый бизнес. Поддержка и развитие малого
бизнеса в России// URL: http://www.fondzao.ru/
28 Малый бизнес и местное самоуправление
//"Бизнес для всех" (Москва).-17.05.2009.-№018.-с.
29 Источник: Википедия http://www.porarasti.ru/
30
Почему не развивается малый бизнес в
России и Украине // URL: ttp://www.liveinternet.ru/
31 Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно-аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2010, - С.12