Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа
Представленные цели и задачи обусловили последовательную структуру исследования. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность содержания понятия «малый бизнес» и позитивный пример зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и включении малого бизнеса в оздоровление экономики. Во второй главе рассматриваются сегодняшние проблемы становления российского малого и среднего бизнеса в преломлении зарубежного опыта. И, наконец, в третьей главе анализируются перспективы становления малого и среднего бизнеса в современной России с учётом применения опыта развитых зарубежных стран.
Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.
К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:
усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;
внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
разработка и внедрение новых видов продукции;
создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.
В целом, можно сказать, что развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.
В силу исторических причин российский рынок характеризуется отсутствием предпринимательского и потребительского опыта. Экономические условия быстро меняются, слабая правовая база обусловливает наличие у предприятий теневого оборота наряду с легальным. До настоящего времени страна развивалась по сырьевой модели, которая была нужна для выхода из жесткого кризиса. Локомотивами выхода из кризиса стали крупные компании. Сейчас главная задача - модернизация страны, диверсификация производства, уход от мононаправленности экономики. Для этого нужны другие локомотивы. Акцент необходимо сделать на компании другого уровня - на средний и малый бизнес. Если будут реально реализованы тезисы о смене экономической модели, то у России есть все шансы для развития среднего и малого бизнеса.
С точки зрения образования и развития российские коммерческие предприятия можно разделить на два рода14:
Первый — предприятия, образованные номенклатурными работниками за счет околомонопольного доступа к определенной доле государственных ресурсов. В силу ряда особенностей, таких, как жесткость традиций, специфики управленческой философии, отсутствие ориентации на рынок, решение их проблем в рамках маркетингового подхода нецелесообразно.
Второй — предприятия, образованные предпринимателями за счет собственной инициативы, без использования государственных ресурсов, с самого начала ориентированные на рынок.
Официальная статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2000-2009 годах15. За указанный период сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в российской экономике.
Рис. 1. Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 1999-2009 годах
В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы в России осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:
Если сопоставить роль малых и средних предприятий в экономике Европы и России (см. Таблица 1), можно отметить их недостаточную развитость в российской экономике.
Таблица 1
Роль малых и средних предприятий в экономике Европы и России16
Критерий |
В странах Евросоюза |
В России | |
по российскому законодательству |
по законодательству ЕС | ||
Доля МСП в ВВП, % |
46—52 |
10—12 |
40 |
Доля МСП в общей занятости, % |
65,8 |
14,5 |
45 |
Доля МСП в общем объеме выручки,% |
56,7 |
15 |
39 |
Доля МСП на 1000 жителей |
45 |
6,1 |
37 |
Отраслевое
распределение малых и средних
предприятий (за исключением
Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек.
Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСП).
На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).
Подобная отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).
С одной стороны, статистика утверждает, что в секторе среднего и малого предпринимательства имеют место позитивные тенденции. Так, прирост количества субъектов среднего и малого предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) 2009 году составил в 9,3%, увеличившись с 5126,9 до 5605,8 тыс. При этом наибольший рост отмечен в микросекторе с числом занятых до 15 человек (на 30,6%), и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%)19.
С другой стороны, несмотря на то что число малых и микропредприятий в 2009 году выросло, количество занятых на них составило 98,9% к уровню предыдущего года, объем оборота - 90,3%, а инвестиции - всего 73,3%. Больше всего предпринимательская активность упала именно в микросекторе: обороты - почти на 6%, инвестиции - на 40%.
Тот факт, что реальные показатели деятельности сектора, свидетельствующие о предпринимательской активности, падают, объясняется как характером государственной поддержки, так и характером статистики. Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограммой содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии минздравсоцразвития) и выдачей грантов начинающим на создание собственного бизнеса (по линии минэкономразвития). В 2009 году на деньги, выделенные первым, 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (и при этом заплатив с этой "поддержки" 13%, или 7,6 тыс.рублей налога). Что касается статистики профильного департамента минэкономразвития, то она не столь очевидна. Приказ по министерству определяет порядок и условия предоставления грантов - не более 300 тыс. рублей на получателя. Уровень софинансирования из регионального бюджета должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 млрд 653,7 млн руб. По официальным данным министерства, в 2009 году на эти деньги должны были начать свой бизнес 8 тысяч человек. Но сколько его начали на самом деле - неизвестно, открытой информации об этом нет. По расчетам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), таковых могло быть максимум 23,3 тыс., поскольку не все регионы выдавали гранты-субсидии в максимальном размере.20
Следует отметить разное качество статистики двух ведомств. Детальность и проработанность минздравсоцразвития, ее доступность (в том числе на сайте) для анализа независимых экспертов и одновременную отрывочность, мозаичность данных минэкономразвития.
Если не учитывать начавших свою деятельность в 2009 году за счет бюджетных пособий и субсидий, количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2009 года составило бы 5470,2 тыс., или 106,7% от уровня 2008 года (а не 109,3%). То есть около трети прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства было обеспечено за счет бюджетных средств, при этом сомнительным остаётся вопрос о том, какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства "предпринимательские оболочки" и заработали ли они вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (или остались лежать мертвым грузом пакетами бумажных учредительных документов?), в точности сказать нельзя, т.к. официальная статистика об этом умалчивает. Отсюда можно сделать вывод о том, что противоречивая статистика о состоянии сектора в 2009 году, скорее всего, говорит о дальнейшем его падении, чем о росте.
Оценка малого бизнеса за рубежом показывает, что в развитых странах малые и средние предприятия превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве – 81,9%, строительстве –82,2, оптовой торговле 80,6, в сфере услуг – 75,6. В Японии малый бизнес количественно доминирует во всех отраслях экономики, где насчитывается более 9 млн. малых предприятий. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом и динамичном, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес21.
Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 субъектах Российской Федерации, в т.ч. на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Это позволит создать для малых и средних городов собственные источники пополнения доходов их бюджетов. Этот бизнес городов более управляем со стороны местной администрации. Его разумная финансовая материальная и информационная поддержка может стать важным направлением реализации муниципальной промышленности и социальной политики22.
Специфика права и экономики в России создала ситуацию, достаточно уникальную в мировом опыте: основная масса коммерческих предприятий образовалась в короткий промежуток времени, практически одновременно, и одновременно же проходит стадии своего развития. В значительной мере предприятия имеют сходные проблемы развития, вызванные подобными причинами. Условно эти проблемы можно разделить на две группы23:
• проблемы внутренние, обусловленные опытом, менталитетом и традициями;
• проблемы внешние, обусловленные экономическим развитием общества, в частности, ростом конкуренции и изменениями в налогообложении.
Первая группа проблем возникает: 1) во взаимодействии с партнерами. Недостаток предпринимательского опыта всех учредителей при организации предприятия приводит к регистрации равного участия партнеров в прибыли и управлении фирмой, но цели со временем меняются, желания партнеров не совпадают, партнеры расходятся, создавая конкурентные предприятия; 2) во взаимодействии с сотрудниками. Особенности менталитета, сформированного годами Советской власти; 3) в области управления предприятием. Успешное функционирование и развитие предприятия сформировало у предпринимателя определенный стиль управления. Рост предприятия поддерживала стихийно сложившаяся организационная структура, с ростом предприятия старые методы управления начинают тормозить прогресс, ощущается недостаток информации не столько о конечной цели, к которой надо придти, сколько о пути перехода. На практике предприятия часто останавливаются в данной точке развития, расширяясь экстенсивно до наступления кризиса.
Вторая группа проблем обусловливается внешними причинами» Предприятия, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, начинали деятельность в условиях минимальной конкуренции. Значительная доля успеха была обусловлена низкой информационной насыщенностью рынка.
Еще одна внешняя причина — развитие налогообложения. Необходимо отметить устойчивую тенденцию его изменения в сторону уменьшения и ограничения налоговых льгот, с одной стороны, и более плотного перекрытия нелегальных возможностей, с другой.
В развитых странах именно в малом бизнесе занято наибольшее количество представителей среднего класса. В США это 74%, в Японии - более 80%24. Средний класс - основа и основной "заказчик" демократии. Крупный бизнес всегда договорится с элитами в центре и на местах. Со средним классом тет-а-тет никто разговаривать не будет - слишком много среднего класса. Он воспринимается комплексно. Государство, в свою очередь, понимает, что единственный инструмент для взаимодействия между ним и предпринимателями, представляющими средний класс, - это демократические институты.