Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:02, курсовая работа
В данной курсовой работе, приведены основные понятия и термины характеризующие маркетинг как вид научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ.
1.1. Основы теории маркетинга.
1.2. Концепции маркетинга.
1.3. Виды маркетинга.
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА.
2.1. Товар и товарная политика.
2.2. Ценовая политика и ценообразование.
2.3. Поведение потребителей.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Для российской экономики начало 90-х гг. стало переломным моментом, поскольку этот период тесно связан с отказом от старых административно-командных форм хозяйствования и переходом к новым, рыночным формам. В связи с этим перед отечественными предприятиями встали проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность как их непосредственной деятельности, так и всей экономики страны.
Изменение форм собственности,
перестройка системы управления
промышленностью привели к
Движение России к рыночной
экономике и выход
Как показывает мировая практика,
для сферы маркетинга характерны
различные направления
- исследование потребностей и спроса покупателей;
- изучение возможностей использования той или иной товарной марки и упаковки на определенном рынке;
- разработка и осуществление
мероприятий, направленных на
удовлетворение выявленных
- установление приемлемых как для фирмы, так и для потребителей цен с учетом вида рынка (региональный, национальный, внешний), а также категории покупателей;
- информирование потребителей
об особенностях новых товаров
или усовершенствованных
- убеждение потребителей
в том, что предлагаемая им
продукция фирмы является
- поддерживание постоянной
связи с потребителями с целью
своевременного выявления
Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара: от начала его разработки и до момента потребления.
В соответствии с характером спроса различают несколько типов маркетинга:
- конверсионный — направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару;
- стимулирующий — связан со стимулированием спроса потребителей, безразличных к имеющемуся товару;
- развивающий — призван
выявить потенциальный спрос
и определить способы его
- ремаркетинг — имеющий
целью оживление старого
- поддерживающий — предусматривает меры, направленные на постоянное сохранение объемов спроса;
- демаркетинг — снижает
спрос, превышающий
- противодействующий — его целью является ликвидация иррационального спроса.
В России, как уже отмечалось,
переход от административно-командной,
централизованной экономики к рыночному
механизму потребовал поиска новых
форм взаимоотношений между
Со всей определенностью
можно утверждать, что маркетинг
в области формирования производственных
программ оказался более эффективным,
чем разрабатывавшиеся в
Роль маркетинга в российской
экономике возрастает по мере развития
научно-технического прогресса. Несмотря
на то, что отечественный рынок
остается еще неразвитым и ему
присущи такие негативные черты,
как невысокий уровень
На внутреннем рынке отечественные предприятия (фирмы) нередко строят стратегию маркетинга на уже имеющемся у предприятия товаре. И в этом случае не требуется особых затрат на «проталкивание» товара к потребителю, связанных со сложной рекламной деятельностью, персональными скидками, стимулированием искусственного морального старения используемой продукции. Реклама чаще всего носит исключительно информационный характер, поскольку подстегивание спроса может привести к обратному эффекту (здесь следует учитывать российский менталитет). Однако представления руководителей некоторых предприятий о возможности добиться роста продаж и получить максимальные прибыли — это всего лишь иллюзии, и они скоро развеются.
Высокие цены и необходимость
продавать товар низкого
Таким образом, попытки отечественных
предприятий использовать маркетинг
исключительно в целях
Все вышесказанное означает,
что в настоящее время
Данный тип маркетинговой
деятельности требует серьезных
усилий как в сфере научно-
Такой подход позволит российским фирмам и предприятиям, даже при том условии, что они мало известны иностранным покупателям, создать базу для проникновения на западные рынки при сохранении прочных позиций и на национальном рынке. Открытие внутреннего рынка для зарубежных компаний и их инвестиций создаст существенные трудности тем производителям, которые имеют слаборазвитое производство и низкие качественные показатели продукции. Учитывая малую престижность российских производителей продукции внутри страны, вполне естественно ожидать, что покупатели при всех прочих равных условиях (качество, цены, уровень обслуживания) отдадут предпочтение западным технологиям, оборудованию и потребительским товарам.
Следовательно, только более высокий уровень национальной продукции может выступать надежным гарантом успешной коммерческой деятельности как на внутреннем российском рынке, так и на мировом.
Кроме маркетинга, связанного
с управлением циклами
В первом случае предприятия имеют возможность расширить объемы производства и тем самым увеличить количество получаемой прибыли.
Во втором, стабилизируя или снижая спрос, они могут получить правильную информацию рынка о реальном состоянии потребностей покупателей и их действительном отношении к тому или иному продукту. Спекулятивный же спрос создает искаженные представления об оценках потребителей.
Кроме того, ремаркетинг способствует высвобождению определенной доли производственных мощностей. Данный момент имеет немаловажное значение. Резервы предприятия — это залог постоянной модернизации производства, планового ремонта используемого оборудования, а также освоения прототипов новых моделей продукции, т.е. составных элементов и условий выпуска качественных товаров и быстрой смены ассортимента производимой продукции.
Пожалуй, самой слабой стороной
коммерческой и производственной деятельности
отечественных предприятий
В организационном плане отечественным предприятиям следует перейти от создания специальных маркетинговых подразделений в рамках собственных структур к широким обязанностям по изучению спроса населения и по его прогнозированию. Составленные на основе полученных рыночных данных производственные программы будут отличаться своей реалистичностью, а расходы предприятий не пропадут даром. Помимо специальных подразделений по маркетингу в рамках производственных фирм представляется разумным создавать консультативные фирмы.
Что касается методов маркетинговой деятельности по изучению потребностей покупателей, то здесь вполне можно использовать некоторый опыт зарубежных компаний. В первую очередь это так называемый «телефонный маркетинг». Суть его сводится к созданию системы телефонного интервьюирования, когда у потребителей целенаправленно выясняются их пожелания по улучшению старых товаров или созданию новых. В Англии, например, ежемесячно проводится около 14 тыс. опросов потребителей. В США около 70% потребителей, как отмечают зарубежные специалисты, предпочитает на вопросы, связанные с изучением рынка, отвечать по телефону в отличие, скажем? от исследований при помощи анкет.
Прямой «телефонный маркетинг» дополняется также «свободными» телефонами, снабженными системой автоматической записи, которые устанавливаются в отделах изучения спроса тех или иных корпораций. Основное их назначение — сбор сведений о всех недостатках продукции, выявленных в процессе эксплуатации, а также получение информации о предложениях по дальнейшему совершенствованию продукции. «Свободные» телефоны должны принимать информацию из любых городов за счет предприятия. Тем самым оно получит возможность быстро выявить все слабые места собственных товаров, охватив значительную долю пользователей, а также наметить пути модернизации продукции. Соблюдая интересы потребителей, производственные объединения обеспечат себе гарантию от провала на рынках сбыта.
На западных рынках отечественные
предприятия также могут
Исследование рынка и
изменения потребительского спроса
можно осуществлять при помощи проведения
опросов и анкетирования
Информация о работе Маркетинг, как вид экономической деятельности