Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:55, дипломная работа
Термин «Маркетинг» появился в начале 20 века как способ управления производственно-сбытовой деятельностью фирм и компаний. В начале 60 –х годов он был научно обоснован и широко применён как эффективный способ продажи продукции в условиях насыщенного рынка. Сбытовая ориентация была распространена до 60 –х годов 20 века. В 70-е годы активно использовался в промышленности, а в 80-х годах – в сфере услуг и некоммерческой деятельности.
Введение
1 Маркетинг в рыночной экономике
1.1 Сущность маркетинга и подходы к его определению
1.2 Основные виды и принципы маркетинга
1.3 Зарубежный опыт принципов маркетинга в продвижении товаров (услуг) на рынок
2. Продвижение товара (услуг) на рынок ОАО «Казахтелеком»
2.1 ОАО «Казахтелеком» как субъект предпринимательской деятельности
2.2 Маркетинговая политика и её структура
2.3 Стратегии продвижения в системе производства услуги на рынок
2.4 Анализ продвижения товара на рынок
3 Совершенствование продвижения товара ОАО «Казахтелеком» на рынок
3.1 Совершенствование маркетинговой политики предприятия
3.2 Совершенствование стратегии продвижения на рынок
3.3 Экономическая эффективность совершенствования товарной стратегии
Список литературы
Товар – это продукт, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и подлежащий обмену. Товары имеют материальную (физическую) природу (сырьё, машины, оборудование, продукты питания) и нематериальную (гостиничные услуги, сервис, перевозка грузов). К. Ланкастер отмечает, что товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение набора выгод за свои деньги. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Мораль заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими - «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен – это форма общественной связи производителей и потребителей, осуществляемой на эквивалентной основе. Обмен - один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получать желаемый объект.
Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или, по крайней мере, не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен, отклонить, либо принять предложение.
Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка – это соглашение между двумя или несколькими сторонами на реализацию (поставку) товаров и услуг в соответствии с установленными условиями. Существует два вида сделок: денежная, когда товары обмениваются на деньги, и бартерная, которая осуществляется без применения денежных средств, то есть на основе прямого товарообмена. Бартерные сделки характерны для недостаточно развитого рынка.
Сделка предполагает наличие нескольких условий: 1) по меньшей мере, двух значимых объектов, 2) согласованных условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.
При характеристике сущности понятия
«рынок» в экономической
Маркетинг часто путают со сбытом, продажами, рекламой. Ф. Котлер подчеркивает, что «сбыт – всего лишь верхушка маркетингового айсберга, лишь одна из функций маркетинга, причём не самая существенная». Следовательно, сбыт, и реклама являются отдельными элементами маркетинга.
Понятие «рынок» приводит к завершающему понятию цикла - «маркетингу». Маркетинг - это деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга, как вида деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Принципы и методы маркетинга используются не только в производстве и коммерческой практике, они применяются во всех сферах человеческой деятельности.
Идеи маркетинга могут быть использованы и в сфере некоммерческой деятельности. Различные общественные организации и учреждения, больницы, театры, музеи и т.д.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.
Различают две стороны маркетинга: функциональную и концептуальную. В функциональном отношении маркетинг – это система осуществляемых предприятием функций по организации маркетинговой деятельности фирмы и повышению её конкурентоспособности в условиях современного рынка. С этой точки зрения маркетинг рассматривается как важнейшая функция менеджмента. Маркетинг как концепция является порождением острой конкурентной борьбы в условиях превышения предложения над спросом и быстрого обновления ассортимента товаров. В результате производители должны заниматься поиском свободной ниши для своих товаров, удерживать и расширять её в условиях жесткой конкуренции. Поэтому маркетинг выступает как философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирм в условиях конкуренции. В 20-30-х годах стали систематически появляться публикации по маркетинговой проблематике.
В 1957 г. Нейл Бордэн из Гарвардского университета ввёл понятие «маркетинг-микс» (маркетинговая смесь), основу которой составляет товар, цена,
каналы сбыта, коммуникации, продвижение и связь.
Для выяснения сущности маркетинга профессор Мичиганского университета Е. Маккарти в 1960 году предлагает модель «4-Р», состоящую из четырёх важнейших элемента маркетинга: «товар» («product»), «цена» («price»), «рынок, или рыночное пространство» («place»), «стимулирование спроса и продвижение товара» («promotion»). Она была впервые использована фирмой «Дженерал-электрик». Эта модель предусматривала управление деятельностью на рынке на трех уровнях: покупателей (потребителей) ресурсных и затратных факторов; показателей эффективности; внешних факторов, которые фирма не контролирует и к которым должна приспосабливаться (в частности, связанных с общим состоянием экономики). Таким образом, правильное смешивание данных элементов для решения практических задач является основой маркетинга. Рассмотрим каждый элемент отдельно:
Продукт - товарная политика фирмы включает в себя определение потребительских характеристик товара и его позиционирование на рынке, разработку ассортимента и способов маркетинговой поддержки на разных этапах жизненного цикла.
Цена - ценовая политика является составляющей конкурентоспособности товара, конечная цель которой - определить ценовую стратегию, конкурентную цену товара. Методика определения оптимального уровня цен учитывает спрос на продукцию и чувствительность покупателей к изменению цены; издержки производства и реализации продукции; цены конкурентов. Соответственно с целями ценообразования, маркетинговая служба должна выбрать из нескольких ценовых стратегий самую эффективную: стратегию единых или дифференцированных цен; стратегию высоких или низких цен; стратегию стабильных или нестабильных цен; стратегию льготных или дискриминационных цен, а также разнообразные скидки и надбавки.
Продвижение товаров на рынке осуществляется с помощью рекламы, паблисити (информации), персональной продажи и стимулирования сбыта через покупателей, продавцов, посредников. Стимулирование сбыта, как эффективный вид продвижения товаров, включает мероприятия по отношению
к покупателям, продавцов и посредников: разнообразные льготы и формы
поощрения (скидки, конкурсы, лотереи, кредит, подарки). На продвижение товаров направлена также реклама. Цель - способствование реализации маркетинговых целей, к которым относят: увеличение объема продаж; увеличение части рынка; выведение на рынок новых товаров; формирование позитивного имиджа фирмы и т. д.
Доставка продукта потребителям, имеется в виду сбытовая политика, которая предусматривает выбор метода сбыта. Сбыт может быть прямым (непосредственно самим предприятием) или сбыт через торговых посредников, которыми могут быть оптовые и розничные продавцы, дилеры, дистрибьюторы, агенты, брокеры и т. д.
На современном этапе
маркетинг рассматривают в
Подытожив все подходы к определению маркетинга, следует прийти к выводу, что маркетинг – это интегрированная деятельность фирмы, направленная на получение прибыли путём удовлетворения нужд и потребностей потребителей.
В рыночных экономических системах маркетинг рассматривают как стиль мышления, основополагающую установку или философию управления экономикой, ориентированную на рынок сбыта, то есть опирающуюся на принципах маркетинга.
1.2 Основные виды и принципы маркетинга
В маркетинге в зависимости от различных квалификационных признаков можно выделить несколько его видов. Квалификационные признаки и виды маркетинга представлены в Приложении.
Существуют разнообразные классификации маркетинга и соответственно виды маркетинга. Одной из таких классификаций является следующее:
- маркетинг потребительских товаров;
- маркетинг товаров
производственно-технического
- маркетинг услуг;
2) С позиций поэтапной интернационализации выделяют:
- внутренний;
- экспортный;
- импортный;
- международный;
3) По характеру получения прибыли выделяют:
- коммерческий;
- некоммерческий;
4) По размерам предприятий выделяют:
- маркетинг крупных фирм;
- маркетинг средних фирм;
- маркетинг малых фирм;
5) в зависимости от
контакта между
- целенаправленный (или маркетинг «пинг-понг»)
Метод базируется на кодовой телефонной связи и интегрированных компьютерных сетях, что создаёт прекрасные возможности оперативных личных контактов продавцов и покупателей.
- ступенчатый маркетинг
При таком маркетинге используется авторитет посредников, их рынок и связи.
6) Исходя из состояния спроса разделяют на:
- конверсионный маркетинг
Такой вид маркетинга имеет место в случае негативного спроса на товар фирмы: большинство покупателей отвергает его. Ставится задача пробудить интерес к фирме и её продукту (напоминающая реклама).
- Стимулирующий (креативный) маркетинг
Такой вид маркетинга применяется в случае полного безразличия покупателей к товарам фирмы. Его задача - победить безразличие и зародить спрос. Креативный – творческий.
- Развивающий маркетинг
Назначение данного вида маркетинга – превратить зачаточный спрос в полноценный, существенный.
- Поддерживающий маркетинг
Данный вид маркетинга применяется, если спрос колеблется: по сезонам, в течение дня, или отличается неустойчивостью по каким-либо причинам. Назначение - ослабление колебаний спроса.
- Ремаркетинг
Назначение данного вида маркетинга - поддержание падающего спроса.
- Демаркетинг
Назначение данного вида маркетинга - «погашение» избыточного спроса в случае значительного повышения спроса над предложением.
- Противодействующий.
Данный вид маркетинга применяется, если спрос превышает предложение на товары, которые общество признает вредными для здоровья людей или опасными для окружающей среды.
Рассмотрим другую классификацию:
- Макромаркетинг;
- Микромаркетинг;
2) По характеру осуществляемых функций различают:
- Стратегический маркетинг;
- Оперативный маркетинг;
3) Потребители:
- Промышленный маркетинг;
- Потребительский маркетинг;
- Некоммерческий маркетинг;
4) По границе осуществления:
- Внутренний маркетинг;
- Международный маркетинг;
- Глобальный маркетинг;