Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы связана с возрастанием интереса современных экономистов к вопросу потребительского поведения, его особенностей. Основными теоретическими концепциями, которые рассматривают потребительское поведение являются теория потребительского поведения, а также маржинализм. Теория потребительского поведения и маржинализм довольно значимые научные направления, так как уделяют основное внимание главному вопросу – потреблению. При этом в маржинализме активно применяются различные математические модели для эффективного учета интересов потребителей, расчет спроса и предложения на основе предельных величин. Потребительская тематика является основным содержанием рассматриваемых концепций.
Введение 3
1Сущность теории маржинализма 4
1.1 Специфика положений маржинализма 4
1.2 Типология товаров в теории маржинализма 8
2. Современная теория потребительского поведения 18
2.1 Основные особенности содержания теории потребительского поведения 18
2.2 Совершенствование теории потребительского поведения 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Маржинализм и теория потребительского поведения
Оглавление
Актуальность темы связана с возрастанием интереса современных экономистов к вопросу потребительского поведения, его особенностей. Основными теоретическими концепциями, которые рассматривают потребительское поведение являются теория потребительского поведения, а также маржинализм. Теория потребительского поведения и маржинализм довольно значимые научные направления, так как уделяют основное внимание главному вопросу – потреблению. При этом в маржинализме активно применяются различные математические модели для эффективного учета интересов потребителей, расчет спроса и предложения на основе предельных величин. Потребительская тематика является основным содержанием рассматриваемых концепций. Но особое внимание данным концепциям необходимо уделить в связи с тем, что на данный момент наблюдается настоящий потребительский бум, поэтому рассмотрение теории потребительского поведения и маржинализма представляется довольно актуальным.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных положений маржинализма и теории потребительского поведения.
Задачи исследования:
- определить теоретическую сущность маржинализма;
- рассмотреть основные положения теории потребительского поведения;
- определить концепции
Экономисты в своих
Вопрос потребительской
Однако не секрет, что в век массового производства потребители все чаще принимают решение о приобретении того или иного товара не столько на основе его очевидных потребительских качеств, сколько руководствуясь соображениями престижа, бренда, моды и тому подобными внешними факторами, что, вообще-то, слабо соответствует классическому подходу к описанию потребительских предпочтений.2
Все чаще и чаще выпучивается так
называемое демонстративное потребление,
т.е. несение индивидом
В первой половине 18-го столетия, примерно за сто с лишним лет до возникновения маржинализма, выдающийся математик Даниил Бернулли выдвинул гипотезу о том, что по мере роста величины богатства его субъективная полезность будет возрастать с убывающей скоростью. Во второй половине 19-го столетия С. Джеванс, К. Мен-чер и Л. Вальрас применили этот закон для описания поведения потребителей на рынке и тем самым заложили основы маржинализма.
Микроэкономика изучает экономи
Центральная связь в рыночной экономике — давление товаропроизводителя через навязывание цены, не совпадающей со стоимостью, принудительное формирование общественного спроса, далеко непохожего на индивидуальный спрос, и главное неравномерное распределение ресурсов в интересах монопольных производителей, что порождает социальную несправедливость в распределении и использовании общественных ресурсов.
Баланс общественных интересов и равновесия нарушен рыночным ценообразованием, но не силами "невидимой руки рынка", а условиями несовершенной конкуренции. Поэтому мы в первую очередь рассматриваем причины нарушения общественных связей через поведение фирмы, а не конечного потребителя.
В поведении фирм можно обнаружить нечто типичное, повторяющийся интерес, образующий закономерную связь между элементами экономики. В поведении фирм легче уловить закономерность. Повторение индивидуальных полезностей вряд ли возможно но причине неоднородности вкусов, желаний и предпочтений, следовательно, и субъективизма, а закономерность проявляется скорее в том, что большинство потребностей подчиняется более сильному влиянию - принуждению со стороны монополистического предложения.5
Макроэкономический подход определенным образом интегрирует интересы и поведение всей совокупности хозяйствующих субъектов, поэтому выступает вторым этапом нашего изучения экономической системы, поскольку категория предельной (маржинальной) полезности нуждается в дополнительных исследованиях не как индивидуальный акт и единичное состояние, а как функциональная и причинно-следственная связь. Предстоит найти функцию изменения предельной полезности, - такая задача пока никем не ставилась. Пока что главная трудность заключена в том, что в соотношении АС и МС есть точка пересечения, а в соотношениях MR и AR — такой точки экстремума нет. В кривых издержек АС и МС скрыта взаимозависимость затрат и объема выпушенных товаров, а в кривых доходов AR и MR их зависимость от объемов товарного выпуска не подтверждается.6
Средние издержки АС для конкретной фирмы обнаружены не как меновое отношение, а как объективное содержание стоимости любого товара наряду с его ценой и полезностью.7
В основу расчетов положены не поиски издержек последней единицы потребления, а выявление функции (математической модели, фиксирующей зависимость из нескольких последовательных реальных фактов наблюдения) изменения издержек.
Многие допущения
Многие ограничения классиков
маржинализма связаны с обращением
к совершенной конкуренции, мы же
рассматриваем свойства рынков с
позиций закономерностей
Таким образом, благодаря маржинализму в экономической науке широкое распространение получил статистический метод, математический анализ. В маржинализме не делался основной упор на исследование капиталистических отношений, однако маржиналисты рассматривали динамику капиталистического производства, главным образом учитывая изменения спроса и предложения на основе математического анализа предельных величин, анализа распределения доходов и экономического роста. Маржинализм рассматривает потребление не просто как отношение человека к вещи, а как к готовому продукту с учетом индивидуальных характеристик каждого хозяйствующего субъекта. Это является определенным плюсом, так как положения маржинализма позволяют при помощи математических моделей выстроить картину спроса и предложения и тем самым спрогнозировать предварительные результаты сбыта продукции.
Важной составляющей маржинализма являлась предельная полезность, которая являлась основным содержанием рассматриваемой концепции. Предельная полезность является величиной дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Применение принципов рыночной
экономики связано с включением
в хозяйственный оборот новых
типов товаров. По мере того, как
национальная экономика переходит
от индустриального к
С точки зрения рыночных отношений,
товаром считается любой
В то же время пока что действующая в статистической и бухгалтерской отчетности терминология содержит противоречие, связанное с включением услуг в товарное множество. В научной, публицистической, статистической литературе и формах официальной финансовой отчетности предприятий используются понятия «выручка от продажи товаров и услуг», «производство товаров и услуг». Следует обратить внимание на неоднозначность традиционного подхода, будто товары и услуги являются разноплановыми сущностями. При употреблении словосочетания "выпуск товаров и услуг" создается впечатление, будто услуги не являются товарами, услуги находятся наряду с товарами, не имеют товарных свойств. Ведь можно толковать эти высказывания и так: вроде бы услуги находятся вне границ товаров, существуют рядом с товарами и не имеют товарных свойств. Очевидно, что это неправильно. Услуги (особенно в маркетинге) рассматриваются как товары, оплачиваются как товары, имеют все свойства товаров, выступают особыми товарами наряду с товарами в форме предметов, вещей, продукции. Услуги — это неовеществленные товары, в которых продается не конечный результат труда, а сам процесс труда, действие или условие для действия. Поэтому предлагается уточнить терминологию, используемую в документах и научных исследованиях, например, понятием «производство продукции и услуг» в смысле "создание вещественных результатов и услуг".9
Услуги действительно
Исключаемое в присвоении означает, что товарную единицу можно однозначно выделить в обмене и присвоении одним агентом, исключив использование этой единицы другими субъектами. Исключаемость предусматривает, что затраты всех ресурсов в данном товаре поддаются распределению, измерению и отображению в цене, а права собственности специфицированы и согласованы в процессе обмена.10
Конкурентность в потреблении приводит к тому, что использование блага одним субъектом ограничивает возможности потребления другим субъектом. Существует следующая классификация благ, которая включает такие категории: 1) частные рыночные блага, 2) блага естественных монополий, 3) публичные блага и 4) общие блага.
Эту же классификацию можно выразить
с помощью графиков. На рис.1.1-1.4 отчетливо
видны разные варианты, с помощью
которых можно объяснить
Рис 1.1 Приватные рыночные товары11
Рис 1.2 Товары естественных монополий12
Предлагаем графическую
Как видим из рис.1.1, при производстве
всех приватных рыночных товаров
точка минимальных средних
Рис 1.3 Публичные товары14
Рис.1.2. отражает особенности естественно монопольных предприятий, у которых чрезвычайно велики первоначальные инвестиции в основной капитал и весьма незначительны текущие переменные затраты. Из-за этого соотношения капиталов точка АС объективно смешается далеко вправо и выходит за рамки общественного спроса Q, что означает невыгодность для общества существования на этом рынке конкурирующих предприятий. В таких случаях обществу выгодно одно предприятие-монополист, но цена на его товар должна регулироваться не по маржинальным издержкам, а по стоимости АС.
Информация о работе Марженализм и теория потребительского поведения