Марженализм и теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с возрастанием интереса современных экономистов к вопросу потребительского поведения, его особенностей. Основными теоретическими концепциями, которые рассматривают потребительское поведение являются теория потребительского поведения, а также маржинализм. Теория потребительского поведения и маржинализм довольно значимые научные направления, так как уделяют основное внимание главному вопросу – потреблению. При этом в маржинализме активно применяются различные математические модели для эффективного учета интересов потребителей, расчет спроса и предложения на основе предельных величин. Потребительская тематика является основным содержанием рассматриваемых концепций.

Содержание работы

Введение 3
1Сущность теории маржинализма 4
1.1 Специфика положений маржинализма 4
1.2 Типология товаров в теории маржинализма 8
2. Современная теория потребительского поведения 18
2.1 Основные особенности содержания теории потребительского поведения 18
2.2 Совершенствование теории потребительского поведения 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Маржинализм и теория потребительского поведения.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Маржинализм и теория потребительского поведения

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы связана с  возрастанием интереса современных экономистов к вопросу потребительского поведения, его особенностей. Основными теоретическими концепциями, которые рассматривают потребительское поведение являются теория потребительского поведения, а также маржинализм. Теория потребительского поведения и маржинализм довольно значимые научные направления, так как уделяют основное внимание главному вопросу – потреблению. При этом в маржинализме активно применяются различные математические модели для эффективного учета интересов потребителей, расчет спроса и предложения на основе предельных величин. Потребительская тематика является основным содержанием рассматриваемых концепций. Но особое внимание данным концепциям необходимо уделить в связи с тем, что на данный момент наблюдается настоящий потребительский бум, поэтому рассмотрение теории потребительского поведения и маржинализма представляется довольно актуальным.

Цель настоящей работы заключается  в рассмотрении основных положений  маржинализма и теории потребительского поведения.

Задачи исследования:

- определить теоретическую сущность маржинализма;

- рассмотреть основные положения теории потребительского поведения;

- определить концепции совершенствования  теории потребительского поведения  в современной экономической  науке;

 

1Сущность теории маржинализма

1.1 Специфика положений маржинализма

 

Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение  — это поведение, направленное на достижение максимума результатов  при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей или полезность.1

Вопрос потребительской полезности товара рассматривался многими экономистами. Как правило, они либо считали  полезность неким изначальным свойством  товара, либо, как маржиналисты и их последователи, полагали ее свойствам потребительской корзины. Такая функция полезности лежит в основе подавляющего большинства современных макро- и микроэкономических моделей.

Однако не секрет, что в век  массового производства потребители все чаще принимают решение о приобретении того или иного товара не столько на основе его очевидных потребительских качеств, сколько руководствуясь соображениями престижа, бренда, моды и тому подобными внешними факторами, что, вообще-то, слабо соответствует классическому подходу к описанию потребительских предпочтений.2

Все чаще и чаще выпучивается так  называемое демонстративное потребление, т.е. несение индивидом расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью — продемонстрировать другим собственный доход или богатство.

В первой половине 18-го столетия, примерно за сто с лишним лет до возникновения  маржинализма, выдающийся математик  Даниил Бернулли выдвинул гипотезу о  том, что по мере роста величины богатства  его субъективная полезность будет возрастать с убывающей скоростью. Во второй половине 19-го столетия С. Джеванс, К. Мен-чер и Л. Вальрас применили этот закон для описания поведения потребителей на рынке и тем самым заложили основы маржинализма.

Микроэкономика изучает экономические процессы и явления с позиций единичного субъекта хозяйствования, под которым понимается такое институциональное образование, как фирма.3 Это обоснованно потому, что всю хозяйственную систему общества можно представить как упорядоченную определенным образом совокупность хозяйствующих субъектов. Фирма выступает и покупателем ресурсов и продавцом своих товаров. Значит, она - не конечный потребитель, но субъект, принимающий решения в сфере производственного предложения, образуя тем самым связь между единицами экономической системы. Конечный потребитель стал решающей фигурой в теориях полезности, логически завершив цепочку экономических отношений. Иначе говоря, конечный потребитель ставит финал в движении определенного товара и одновременно порождает конечный стимул для производства новых товаров.4

Центральная связь в рыночной экономике  — давление товаропроизводителя  через навязывание цены, не совпадающей  со стоимостью, принудительное формирование общественного спроса, далеко непохожего на индивидуальный спрос, и главное неравномерное распределение ресурсов в интересах монопольных производителей, что порождает социальную несправедливость в распределении и использовании общественных ресурсов.

Баланс общественных интересов  и равновесия нарушен рыночным ценообразованием, но не силами "невидимой руки рынка", а условиями несовершенной конкуренции. Поэтому мы в первую очередь рассматриваем причины нарушения общественных связей через поведение фирмы, а не конечного потребителя.

В поведении фирм можно обнаружить нечто типичное, повторяющийся интерес, образующий закономерную связь между элементами экономики. В поведении фирм легче уловить закономерность. Повторение индивидуальных полезностей вряд ли возможно но причине неоднородности вкусов, желаний и предпочтений, следовательно, и субъективизма, а закономерность проявляется скорее в том, что большинство потребностей подчиняется более сильному влиянию - принуждению со стороны монополистического предложения.5

Макроэкономический подход определенным образом интегрирует интересы и поведение всей совокупности хозяйствующих субъектов, поэтому выступает вторым этапом нашего изучения экономической системы, поскольку категория предельной (маржинальной) полезности нуждается в дополнительных исследованиях не как индивидуальный акт и единичное состояние, а как функциональная и причинно-следственная связь. Предстоит найти функцию изменения предельной полезности, - такая задача пока никем не ставилась. Пока что главная трудность заключена в том, что в соотношении АС и МС есть точка пересечения, а в соотношениях MR и AR — такой точки экстремума нет. В кривых издержек АС и МС скрыта взаимозависимость затрат и объема выпушенных товаров, а в кривых доходов AR и MR их зависимость от объемов товарного выпуска не подтверждается.6

Средние издержки АС для конкретной фирмы обнаружены не как меновое отношение, а как объективное содержание стоимости любого товара наряду с его ценой и полезностью.7

В основу расчетов положены не поиски издержек последней единицы потребления, а выявление функции (математической  модели, фиксирующей зависимость из нескольких последовательных реальных фактов наблюдения) изменения издержек.

Многие допущения классического  маржинализма сняты, поскольку измеряются реальные процессы в среде несовершенной  конкуренции, например, устранен принцип изменения одного фактора производства при неизменяемости всех остальных.

Многие ограничения классиков  маржинализма связаны с обращением к совершенной конкуренции, мы же рассматриваем свойства рынков с  позиций закономерностей несовершенной конкуренции. Маржинальный подход - метод изменения малых приращений, в первую очередь по отношению к издержкам товарного выпуска. Эта традиция идет еще от У.С.Джевонса.

Таким образом, благодаря маржинализму в экономической науке широкое  распространение получил статистический метод, математический анализ. В маржинализме не делался основной упор на исследование капиталистических отношений, однако маржиналисты рассматривали динамику капиталистического производства, главным образом учитывая изменения спроса и предложения на основе математического анализа предельных величин, анализа распределения доходов и экономического роста. Маржинализм рассматривает потребление не просто как отношение человека к вещи, а как к готовому продукту с учетом индивидуальных характеристик каждого хозяйствующего субъекта. Это является определенным плюсом, так как положения маржинализма позволяют при помощи математических моделей выстроить картину спроса и предложения и тем самым спрогнозировать предварительные результаты сбыта продукции.

Важной составляющей маржинализма являлась предельная полезность, которая являлась основным содержанием рассматриваемой концепции. Предельная полезность является величиной дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

1.2 Типология товаров в теории маржинализма

 

Применение принципов рыночной экономики связано с включением в хозяйственный оборот новых  типов товаров. По мере того, как  национальная экономика переходит  от индустриального к постиндустриальному  типу, товарные свойства распространяются на более широкий круг благ, которые все чаще реализуются через услуги и права как товарные объекты.

С точки зрения рыночных отношений, товаром считается любой предмет  хозяйственного оборота, в том числе  продукция, работы, услуги, документы, подтверждающие обязательства и нрава.8

В то же время пока что действующая  в статистической и бухгалтерской  отчетности терминология содержит противоречие, связанное с включением услуг  в товарное множество. В научной, публицистической, статистической литературе и формах официальной финансовой отчетности предприятий используются понятия «выручка от продажи товаров и услуг», «производство товаров и услуг». Следует обратить внимание на неоднозначность традиционного подхода, будто товары и услуги являются разноплановыми сущностями. При употреблении словосочетания "выпуск товаров и услуг" создается впечатление, будто услуги не являются товарами, услуги находятся наряду с товарами, не имеют товарных свойств. Ведь можно толковать эти высказывания и так: вроде бы услуги находятся вне границ товаров, существуют рядом с товарами и не имеют товарных свойств. Очевидно, что это  неправильно. Услуги  (особенно  в  маркетинге) рассматриваются как товары, оплачиваются как товары, имеют все свойства товаров, выступают особыми товарами наряду с товарами в форме предметов, вещей, продукции. Услуги — это неовеществленные товары, в которых продается не конечный результат труда, а сам процесс труда, действие или условие для действия. Поэтому предлагается уточнить терминологию, используемую в документах и научных исследованиях, например, понятием «производство продукции и услуг» в смысле "создание вещественных результатов и услуг".9

Услуги действительно значительно  отличаются от предметно-телесных товарных форм, однако не исключаются из множества товаров, потому что предназначены для обмена с целью удовлетворения потребностей. Услуга предоставляет возможность удовлетворить интересы не путем использования вещей, не путем потребления овеществленного результата, а с помощью продажи непосредственной деятельности производителя, его действий, самого процесса выполнения заказа либо условий доступа к процессу.

Исключаемое в присвоении означает, что товарную единицу можно однозначно выделить в обмене и присвоении одним  агентом, исключив использование этой единицы другими субъектами. Исключаемость предусматривает, что затраты всех ресурсов в данном товаре поддаются распределению, измерению и отображению в цене, а права собственности специфицированы и согласованы в процессе обмена.10

Конкурентность в потреблении приводит к тому, что использование блага одним субъектом ограничивает возможности потребления другим субъектом. Существует следующая классификация благ, которая включает такие категории: 1) частные рыночные блага, 2) блага естественных монополий, 3) публичные блага и 4) общие блага.

Эту же классификацию можно выразить с помощью графиков. На рис.1.1-1.4 отчетливо  видны разные варианты, с помощью  которых можно объяснить возникающую  в рыночной среде разницу между  такими тинами товаров, как частные товары, товары естественных монополий, публичные товары и общие блага (не-товары).

 

Рис 1.1 Приватные рыночные товары11

Рис 1.2 Товары естественных монополий12

 

Предлагаем графическую интерпретацию  этой классификации на основе свойств  кривой средних издержек АС в зависимости от комбинации таких известных свойств любого товара, как исключаемость в присвоении и конкурентность в потреблении. Исключаемость товара в присвоении обозначена "+" или "-" на оси С, а конкурентность в потреблении "+" или "-" на оси Q.

Как видим из рис.1.1, при производстве всех приватных рыночных товаров  точка минимальных средних издержек АС (стоимость товаров) находится  под кривой AR и в пределах общественного  спроса Q, что соответствует таким  свойствам товаров, как исключаемость в присвоении и конкурентность в потреблении. Разность между величиной всего общественного спроса (Q) на товар и инвестиционным объемом (Он), который может удовлетворить, обеспечить, насытить данное предприятие.13

 

Рис 1.3 Публичные товары14

 

Рис.1.2. отражает особенности естественно монопольных предприятий, у которых чрезвычайно велики первоначальные инвестиции в основной капитал и весьма незначительны текущие переменные затраты. Из-за этого соотношения капиталов точка АС объективно смешается далеко вправо и выходит за рамки общественного спроса Q, что означает невыгодность для общества существования на этом рынке конкурирующих предприятий. В таких случаях обществу выгодно одно предприятие-монополист, но цена на его товар должна регулироваться не по маржинальным издержкам, а по стоимости АС.

Информация о работе Марженализм и теория потребительского поведения