Маштабы теневой экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить «теневую» экономику, ее масштабы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику, определить масштабы теневой экономики.
2. Выявить причины ее существования, влияние «теневой» экономики на общество.
3. Изучить структуры теневой экономики России, механизмы ее функционирования.
4. Определить перспективы дальнейшего существования теневой экономики.
5. Изучить способы решения проблемы теневой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Основные понятия теневой экономики 5
1.2. Масштабы теневой экономики 9
1.3. Последствия теневой экономики 14
ГЛАВА 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
2.1. Возникновение и развитие теневой экономики в России, факторы 16
2.2. Структура теневой экономики, ее признаки, субъекты и системные свойства. 20
2.3. Механизм функционирования теневой экономики в России 22
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ 25
3.1. Перспективы теневой экономики 25
3.2. Формирование политики противодействия теневой экономике 28
3.3. Способы решения проблемы теневой экономики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Курсовик Масштабы теневой экономики в России.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

 

 

«Вторая» теневая экономика – это запрещенная законодательством укрываемая финансовая активность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее сделанного государственного заработка. В основном подобной деятельностью промышляют «респектабельные люди» из управляющего персонала («белоснежные воротнички»), поэтому эту тип теневой экономики еще называют «беловоротничковой». С точки зрения сообщества в целом «вторая» не изготовляет практически никаких новейших продуктов либо услуг: получаемые от «второй»  выгоды получены одними людьми за счет утрат, которые несут остальные люди.

«Серая» теневая экономика - допустимая законодательством, нерегистрируемая финансовая активность (в большей степени, небольшой бизнес) по производству и реализации обыденных продуктов и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая прочно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика работает наиболее самостоятельно. В данном секторе теневая экономика самостоятельные изготовители или преднамеренно уходят от официального учета, не желая нести затраты, связанные с получением лицензии, уплатой налогов, либо отчет о такой деятельности вообще не учтен [21 c.714].

«Черная» теневая экономика (экономика санкционированной преступности) - воспрещённая законодательством финансовая активность, связанная с созданием и реализацией запрещенных и остродефицитных продуктов и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» теневая экономика. «Черной» теневой экономикой в широком значении слова разрешено считать все виды деятельности, полностью исключенные из обычной финансовой жизни, так как они числятся несопоставимыми с нею, рушащими ее. Данной деятельностью может существовать не только основанное на давлении переназначение (кражи, грабежи, вымогательство), но еще создание продуктов и услуг, рушащих сообщество (к примеру, наркобизнес и рэкет). В прогрессивной литературе интерес сосредоточивается, прежде всего, на экономике санкционированной преступности, деятельности профессиональных злоумышленников.

Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему [6, c.384].

В целом влияние теневой экономики на общество носит негативный характер. Происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу бюрократов, мафии, что уменьшает благосостояние общества.

Разрушается система централизованного управления, у правительства создается состояние экономической стабильности, благополучия, хоть необходимо проведение реформ, решения ряда вопросов, регулирующих экономическую деятельность. Теневая занятость приводит к тому, что все усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают уровень безработицы, увеличивается бюджетный дефицит. Также развитие всех типов теневой экономики ведет к подрыву общепринятых правил, каждый делает то, что хочет, это способствует нестабильной ситуации в обществе.

Международный опыт подсказывает ряд классических причин роста теневой экономики, а именно:

1) возникновение структурного  и экономического кризиса, осложняющего  ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески  малого предпринимательства и  самостоятельной занятости и  становится питательной средой  для буйного роста теневых  отношений;

2) массовая иммиграция  из стран третьего мира, дополняемая  внутренней миграцией из сел  в крупные города и вынужденной  внутренней миграцией из депрессивных  регионов и горячих точек. Именно  поселения мигрантов часто становятся  анклавами теневой экономики;

3) характер государственного  вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной  экономики находится в прямой  зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов  коррупции;

4) открытие внешних рынков  и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями  стран третьего мира, побуждающее  снижать издержки всеми легальными  и нелегальными способами;

5) эволюция трудовых отношений  в сторону их большей неформальности  и гибкости как реакция на  их значительную институционализацию  и регламентацию в предшествующие  десятилетия, что в первую очередь  характерно для развитых западных  стран.

Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдаемая в течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики.

 

    1. Последствия теневой экономики

 

Развитый теневой сектор является причиной серьезных отрицательных экономических, политических и социальных последствий.

  1. Отсутствие демократических принципов в законотворческом процессе. Граждане, исключенные из легальной экономики, не имеют возможности донести свои требования до властей и не включаются в официальную статистику, а значит, государственная политика практически не учитывает нужды этой категории граждан.
  2. Нерациональное распределение ресурсов. Плохо разработанное законодательство мешает рациональному распределению ресурсов. Необеспеченные права собственности препятствуют формированию нового капитала, необходимого частному сектору.
  3. Снижение производительности. Производство в теневом секторе, как правило, осуществляется неквалифицированной рабочей силой, а современные технологии не используются.
  4. Снижение налоговых поступлений. Сложные, высокозатратные системы государственного регулирования и налогообложения влекут за собой высокий процент нарушений законодательства. В результате сокращаются бюджетные поступления, подрывается способность государства обеспечивать своих граждан социальными услугами.
  5. Ограниченный доступ к общественным услугам. Теневые предприятия и население, занятое в теневом бизнесе, часто не имеют доступа к государственным коммунальным услугам и другим видам государственных услуг.
  6. С другой стороны, налогоплательщикам приходится платить «за двоих», если «теневики» подключаются к коммунальным услугам нелегально[10, c.510].
  7. Слабая власть закона. Теневому бизнесу, из-за его нелегального положения, закрыт доступ к правосудию. Одновременно с этим легальные предприятия страдают от неравной конкуренции со стороны «теневиков». Высокая себестоимость экономической деятельности и отсутствие прозрачности приводят к коррупции, перекрывая путь правосудию.
  8. Высокий процент бедности. Работники, занятые в теневой экономике, как правило, зарабатывают меньше своих легальных коллег из-за более низкой производительности. Теневым предпринимателям закрыт доступ к банковским кредитам и прочим экономическим возможностям.

 

 

ГЛАВА 2. Теневая экономика в Российской экономике

 

2.1. Возникновение и развитие теневой экономики в России, факторы

 

Известно, что теневая экономика - никак не порождение перестройки. Она отлично существовала и в советский период. Но теневая активность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего заметно возросли ее масштабы. И хотя тяжело принять сопоставимые и достоверные данные, большая часть профессионалов в данном отношении солидарны.

Истоки становления теневой экономики в прогрессивной форме исходят из отдаленных времен, когда начала организовываться санкционированная беззаконность в среде хозяйственно-финансовой деятельности. Инновационная российская санкционированная беззаконность возникла в итоге таковой общественно-финансовой политики, проводившейся в СССР, которая глушила бизнес и финансовую инициативу хозяйственников, рвение к эластичности, стремительной перестройки с учетом финансовых и социальных необходимостей. Все это привело к дестабилизации и перекосам в экономике державы, подъему правонарушений в сфере хозяйственной деятельности, большим хищениям, взяточничеству, а еще возникновению теневой экономики, действовавшей синхронно с официальной экономикой.

Сейчас доля теневой экономики в российском хозяйстве оценивается примерно в 40 % ВВП страны. В то же время в мировом масштабе удельный вес теневой экономики составляет 5 - 10 % ВВП. Показатели, приближающиеся к 40 %, являются критическими. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становятся настолько ощутимыми, что ставят под угрозу национальную безопасность страны.

Рассмотрим долю теневого оборота в общем  обороте малых предприятий (Рис. 2). В производстве, организациях, занимающихся посреднической деятельностью и оптовой торговлей этот показатель составляет 30%. В строительстве лишь 25 % оборота являются легальными, все остальное относится к теневому обороту.

Рис. 2. Теневой оборот малых предприятий, % от общего оборота

 

Представляет интерес отраслевое распределение теневых операций. Большее их число приходится на торговлю и общественное питание (Рис.3), то есть  те виды деятельности, в которых имеет место больший оборот наличных денежных средств.

Рис. 3. Отраслевое распределение теневых операций

В совокупности с тем, что в торговле и общественном питании занято предпринимателей больше, чем в любой другой отрасли, это дает мультипликационный эффект увеличения теневых операций в малом бизнесе.

Происходящие в России преображения оказывают конкретное воздействие на формирование теневой экономики. Появляются новые причины, которые необходимо учесть при определении путей решения многочисленных проблем в данной области. Данные причины можно поделить на политические, финансовые и организационные.

К политическим причинам следует отнести:

  1. Развитие новейшей российской государственности на базе основ законности, демократии, финансовой открытости.
  2. Ровная и косвенная помощь интернациональных и муниципальных институтов ведущих государств Запада отрицательных явлений в разных областях жизнедеятельности России, способствующая ее ослаблению и занятию подчиненного места в мировом обществе.
  3. Разрушение ранее существовавшей командно-административной системы муниципального управления, а также системы обеспечения сохранности, борьбы с финансовыми правонарушениями и контролирования над экономико-правовыми действиями.
  4. Повреждение финансовых и правоохранительных взаимосвязей вследствие образования независящих республик бывшего СССР.
  5. Стремление России к наиболее узкому политическому, финансовому и другим формам сотрудничества с зарубежными государствами в процессе проведения реформ на основе наибольшей открытости сторон.
  6. Общественная невысокая правовая культура населения России и индивидуальности менталитета ряда национально-этнических групп.

Среди экономических факторов наиболее существенными являются:

1. Переход России на рыночные отношения, возникновение большого количества негосударственных коммерческих организаций и компаний разных организационно-правовых форм, разрушение жесткой централизации товарного и денежного оборота.

2. Критическое положение отраслей материального производства, науки, образования и т.п.

3. Расширяющаяся кооперация с другими государствами.

Из организационных факторов определяющими являются следующие:

1. Недостающая нормативная правовая основа финансовых взаимоотношений, в том числе в области снабжения безопасности от финансовых правонарушений.

2. Слабое регулирование государством реальных финансовых действий.

3. Обширное использование разными предприятиями и организациями всех форм собственности около законных способов в собственных финансово-хозяйственных операциях.

4. Острый недочет материальных и денежных ресурсов для закрепления органов правопорядка.

Кроме того, воздействие на формирование новых форм финансовой преступности в России оказывают последующие причины:

  1. Выборочная утрата муниципальным аппаратом функции управления сообществом и государством.
  2. Двойственность и несовершенство законодательной базы.
  3. Неспособность муниципальных институтов удовлетворить жизненно необходимые потребности населения.
  4. Небережливость и несбалансированность экономики страны, в особенности в кредитно-денежной, валютно-денежной и товарно-сырьевой сферах.
  5. Незаинтересованность в сохранности материальных ценностей со стороны должностных лиц, государственных и финансово-коммерческих структур [13, c.115].

Информация о работе Маштабы теневой экономики в России