Структура теневой экономики, ее признаки, субъекты и системные свойства
В структуре теневой экономики
в России обычно выделяются три вида деятельности:
Неофициальная экономика охватывает
все легальные виды деятельности, связанные
с созданием продуктов и услуг, не фиксируемых
официальной статистикой. При этом получатели
доходов укрывают их от налогообложения.
Фиктивная экономика - экономика
приписок, спекулятивных сделок, взяточничества
и всякого рода мошенничеств, связанных
с получением и передачей средств; сюда
сейчас надлежит подключать и активность,
нацеленную на приобретение бездоказательных
выгод и льгот субъектами хозяйствования
на базе санкционированных коррупционных
взаимосвязей.
Подпольная экономика - это
запрещенные законодательством виды финансовой
деятельности. К их числу относят: преступное
создание и сбыт продукций и услуг; создание
оружия, наркотиков, контрабанда, содержание
притонов; деятельность лиц, не имеющих
юридического права заниматься этим видом
деятельности.
Структурностью, содержащейся
в наличии стабильных взаимосвязей и взаимоотношений
внутри теневой экономики, обеспечивающих
ее единство и тождественность самой себе,
то есть возможностью к сохранению ее
главных параметров при разных внутренних
и наружных конфигурациях; иерархичностью
- размещение частей и элементов теневой
экономики как цельного в порядке от высшего
к низшему.
Способность к самоорганизации
и постоянному развитию, органичному включению
в мировые финансовые взаимосвязи; целенаправленностью.
И наличием универсального механизма
функционирования, содержащихся в общности
стандартных способов и способов достижения
целей функционирования.
Всю теневую экономику по характеру
связи с производством можно подразделить
на две части:
первая - это та, которая участвует
в производстве товаров и услуг;
вторая - это та, которая функционирует
в сфере перераспределения товаров и услуг,
созданных вне этой сферы [23].
В соответствии с видами теневой
экономики можно выделить три типа её
субъектов:
Первая категория субъектов
включает более криминальные составляющие
теневой экономики: торговцы наркотиками
и оружием, бандиты-грабители, наемные
убийцы. Сюда же разрешено отнести коррумпированных
представителей органов власти, берущих
большие взятки, торгующих муниципальными
должностями и интересами. На долю этих
частей, по разным оценкам, приходится
от 5 до 25% всей теневой экономики.
Вторая категория субъектов
состоит в главном из теневиков-хозяйственников.
К их числу разрешено отнести бизнесменов,
предпринимателей, банкиров, промышленников
и аграриев, мелких и средних предпринимателей.
Данная категория субъектов вынуждена
уходить в тень главным образом потому,
что потери их деятельности при имеющихся
правилах и законодательстве финансовой
игры превосходят надлежащие выгоды и
финансы.
Третья категория субъектов
представлена наемным работниками как
физического, так и умственного труда.
К ним могут примыкать как мелкие, так
и средние муниципальные служащие, в доходах
которых, по имеющимся оценкам, до 60 % составляют
взятки. У данной группы лиц нерегистрируемая
активность считается вторичной занятостью.
Механизм функционирования
теневой экономики в России
Устройство функционирования
теневой экономики можно разделить на
два огромных класса. Это основной и вспомогательный
механизм. Первый, основной, подразумевает
присутствие «объекта эксплуатации»,
при этом в роли «дойной коровы» выступает
правительство либо большое предприятие.
Рассмотрим соответствующие
схемы:
Первая: при предприятии формируются
товарищества с урезанной ответственностью
(либо акционерные общества закрытого
типа и т.п.), в число учредителей которой
вступают управляющие работники базового
предприятия. Покупка ресурсов, оснащения,
комплектующих исполняется при посредничестве
данных товариществ так, будто ресурсы
предприятию довольствуются дороже, чем
при прямых поставках. Только члены товарищества
в итоге наращивают собственный доход.
Схема считается симметричной,
работающей в две стороны – реализация
избытков сырья и которые были использованы
на сторону также осуществляется при посредничестве
данных организаций, имеющих и здесь собственный
процент заработка.
Вторая: некая платная конструкция
снимает у базового предприятия производственные
силы, выпуская продукцию, подобную продукции
завода. В количество работников, так или
иначе задействованных в данной текстуре,
вступают работники отделов сбыта завода,
переадресующие более интересные заявки
«параллельному предприятию».
Третье: базовое предприятие
представляет собой НПО либо НИИ, получающее
средства на проведение научно-исследовательских
работ из муниципального бютжета. Указанные
средства переводятся с бюджетного счета
компании на депозитный счет коммерческого
банка. По истечению, обусловленного депозитным
контрактом и временем исполнения плана
научно-исследовательских работ сроком,
средства выплачиваются настоящим исполнителям,
которые до этого действовали в отсутствии
оплаты. Бюджетный и депозитный счета
«расчищаются», а депозитный процент перечисляется
в соответствующую платную текстуру, где
были задействованы так называемые «научные
работники».
Указанные три схемы устройств
обхватывают операции по сокрытию приобретенных
заработков от налогообложения страны.
Тут, фактически, теряются «концы» указанных
выше сделок: преображаясь в наличности
либо валюту, финансы вкладываются в недвижимость
либо собственное имущество, перевозятся
за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать
и изучать, а скорое развитие новейшей
отечественной банковской системы непосредственно
соединено с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень
деловой активности никак не позволяет
большинству компаний промышленности,
строительства и автотранспорта хотя
бы сохранять производственные силы.
Попытка включить издержки на содержание
и эксплуатацию их в стоимость продукции
приводит к ее внезапному удорожанию,
вследствие чего чуть ли не официальной
практикой стали заявки на создание услуг
чрез «небольшие компании», действующие
на базовом предприятии. Таков нынешний
механизм «предания» главных заработков.
Общая структура любой финансово-хозяйственной
группировки, ведущей совместную «теневую»
деятельность, обычно включает:
- Предприятия, осуществляющие
торгово-посреднические и производственные
операции;
- Банк;
- «службу безопасности»;
- Связи.
Одна и та же хозяйственная
активность традиционно проводится российскими
бизнесменами через некоторое количество
компаний. Это помогает улаживать делему
временной неплатежеспособности их партнеров:
неплатежи «сбрасываются» на одну из компаний,
которая и практикуется на их «расшивке».
Кроме того, при поддержки разветвленной
текстуры главной группе владельцев проще
контролировать поведение собственных
партнеров (реорганизация и переделы собственности
в группировках происходят часто).
Банк позволяет действенно
переводить безналичные средства в наличные
и наоборот, не разговаривая уже о других
операциях. «Служба безопасности» имеет
различные формы: это и обычные охранники,
и спортивные секции, финансируемые группировкой,
и «крыша» государственных органов управления.
Кроме того, большинство группировок так
или иначе стремится выступать соучредителями
в общественных организациях и средствах
массовой информации, что расценивается
как распространение заботы о своей безопасности
на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными.
В этом качестве выступают: обычные (прямые
или дальние) родственники, бывшая совместная
работа в государственных органах, этническая
принадлежность [19, c.448].
Структуры «теневой экономики»
в принципе не являются в полном смысле
экономическими, то есть ориентированными
на максимальное удовлетворение запросов
потребителя при минимальных издержках
производителя. Они больше напоминают
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует
наличие органов, аналогичных Центробанку
и «силовым министерствам», дублирование
предприятий, которые занимаются одними
и теми же операциями и т. п.
Глава 3. Государственные
методы противодействия теневой экономике
Перспективы теневой экономики
Развитие теневой экономики
это реакция на государственное регулирование.
В процессе регулирования устанавливаются
ограничения, это и влечет за собой нарушения
установленных порядков и правил в ведении
деятельности, особенно если это выгодно
нарушителю. Многие виды теневой экономики
объясняются недоработками государства
в области разработки законов, так например
уплата налогов, высокие ставки влекут
за собой скрытие или неполное отражение
доходов. Но даже самая лучшая система
управления не сможет искоренить теневую
экономику, возможно только уменьшение
ее масштабов. При самых выгодных условиях
в налоговом законодательстве часть налогоплательщиков
обязательно будет уклонятся от их уплаты.
С другой стороны, современная
теневая экономика возникла не только
в результате попыток ограничить свободу
рынка, но и в силу природы самих рыночных
отношений. Целью каждого рыночного хозяйства
является достижение максимальной прибыли,
и именно по этой причине при возможности
получить большую наживу люди часто отбрасывают
общественные интересы, этические нормы
и закон ради своей выгоды. Это характерно
для «второй» и «черной» теневой экономики
[21, c.714].
Чрезмерно строгое трудовое
законодательство не дает легальным предприятиям
расширять персонал. Предприниматель
тщательно просчитывает, какие правила
он будет соблюдать, а какие нарушать,
в зависимости оттого, какими средствами
он располагает, какие доходы рассчитывает
получить от бизнеса, и во сколько ему
обойдется нарушение законодательства.
И легальный, и нелегальный бизнесы несут
производственные издержки, но в нормальных
регуляторных условиях перспективные,
рентабельные предприятия предпочитают
работать легально.
В настоящее время трудно отвергать надобность
срочной разработки концепции и программы
государственной политики в отношении
«теневой» экономики. В данной разработке
принципиально ответить на два вопроса.
Во-первых, в настоящее время в разряд
«теневиков» переходят не только сугубо
криминальные составляющие (как отмечалось,
их, по различным оценкам, от 5% по 25%), но
и простые российские коммерсанты, задушенные
налогами, замученные неизменной сменой
«правил финансовой игры». Во-вторых, в
«теневой» экономике увязли большие капиталы.
Создавая концептуальную базу линии
в отношении «теневой» экономики, надлежит
иметь в виду три обстоятельства. Во-первых,
возврат к монополии государственной
принадлежности и административно-распределительной
системе уже исключен. Во-вторых, нужна
замена модели реформирования экономики
в целом, при этом во главу угла новейшей
реформационной модели обязаны быть поставлены
интересы российских изготовителей и
покупателей. В-третьих, для воплощения
данной смены предстоит привести в действие
все заинтригованные силы, подключая и
те, которые увязли в «теневой» экономике.
С учетом вышесказанного нужно,
с одной стороны, поменять единые условия
хозяйствования, а с иной - исполнять особую
программу интеграции на здоровой базе
«теневой» и легальной экономики. Необходим,
конкретнее, нацеленный на параллельное
заключение этих двух задач совокупно-законный
подъезд, соединенный с совершенствованием
законодательства в направленности снабжения
должных критерий становления предпринимательства.
Осуществление данного подхода
требует, точного разделения капиталов
криминальных частей и «теневиков»-хозяйственников
и отображения данного разделения в новых
экономико-правовых актах, в том числе
в законодательстве по борьбе с санкционированной
преступностью и коррупцией. Проработка
критериев разделения криминальных частей
и теневиков - хозяйственников - важная
задача экономистов, социологов, юристов,
профессионалов правоохранительных органов.
В целях создания и укрепления
подходящей правохозяйственной среды
для бизнеса необходима постоянная корректировка
критериев деятельности бизнесменов,
приоритетная по отношению к усилению
репрессивных, уголовно-правовых способов.
Прежде всего это относится к налоговому
режиму, в связи с чем представляется уместным
обратиться к опыту новой финансовой политики
20-х годов, которая, как известно, включала
и линию на легализацию укрытых капиталов.
Немаловажную роль тогда сыграла мудрая
налоговая политика: налог составил 25%
дохода частника, который сразу же активизировался,
причем в первую очередь в сферах, работающих
на покупателя (когда же было решено вытеснить
частника, налоги начали увеличивать:
поначалу до 30%, а потом с переходом к индустриализации
и глобальной коллективизации, до 90% и
более).
В настоящее время
легализация «теневых» капиталов, направляемых
в легальную экономику, - чуть ли не единственный
(в смысле реальной способности мобилизации)
источник крупномасштабного инвестирования
в народное хозяйство. Правительство загнало
бизнесмена «в тень» и сегодня должно
дать последнему возможность из нее вылезти.
Карательные меры к «теневикам»-бизнесменам
приведут к бесповоротной утрате для державы
больших капиталов, в создание которых
тем или другим путем вложен труд фактически
каждого жителя России. Вынудить эти средства
действовать для всеобщего дела - задача,
достойная настоящих реформаторов.
Реформы нужны будут сразу в
нескольких областях, чтоб уменьшить подобные
потери и правила и содействовать переходу
бизнесменов полностью на легальную основу.
Так, безошибочным главным шагом в данном
направлении может стать административное
обслуживание (регистрация) компаний «в
одном окне». Перестройка процедуры регистрации
обязана сопровождаться и иными реформами,
ликвидирующими преграды к полноценному
участию в жизни легального рынка и соблюдению
работающего законодательства.