Формирование политики противодействия
теневой экономике
Противодействие теневой экономике
- система мер предупреждения теневой
экономики, раскрытия, учета и подавления
преступлений в сфере теневой экономики,
реализации ответственности за эти преступления,
осуществления прогноза и контролирования
за реализацией указанных мер. Создание
политики противодействия теневой экономике
Формирование политики противодействия
теневой экономике представляет собой
преимущественно управленческий процесс,
включающий в себя определение:
- ценностей, целей, проблем и
управленческих задач, решение которых
необходимо для достижения целей;
- концептов (идей) решения поставленных
задач;
- решений в виде управленческих
актов (проектов документов) государственного
управления (нормативных правовых, правовых,
организационно-распорядительных и иных);
- процедур принятия и реализации
управленческих актов;
- ответственных исполнителей
и системы исполнителей;
- сроков и порядка исполнения
решений;
- конкретных ресурсных источников,
необходимых для исполнения решений;
- прогноза последствий принимаемых
решений;
- механизма мониторинга получаемых
в результате реализации решений результатов;
- механизма корректировки решений;
- системы персональной ответственности
и санкций за нереализацию целей;
- программы государственно-управленческих
работ по достижению поставленных целей.
Создание политики противодействия
теневой экономике включает общественное
взаимодействие главных целей и средств
их заслуги в системе политических и государственных
институтов, обществе, объяснение их содержания
и соотношения интересам главных субъектов
деятельности (личность, общество, правительство).
При формировании политики
противодействия теневой экономике употребляются
ценностно направленный, нормативно-правовой,
системно- административный и проектный
подходы [12 c.456].
В неотъемлемом распорядке
производится мониторинг более важных
взаимоувязанных результатов реализации
решений политики противодействия теневой
экономике для Российской Федерации в
целом, субъектов Российской Федерации,
городских образований, граждан.
Формирование политики противодействия
теневой экономике проводится в четыре
этапа.
1. На первом этапе выбираются
ценности и цели политики противодействия
коррупции и теневой экономике.
2. На втором этапе выявляются
проблемы, препятствующие достижению
поставленных целей. Составляется
Проблемная матрица следующего
вида (Таблица 3).
Таблица 3
Проблемная матрица
№
|
Цель |
Проблема
(задача) |
Причина (фактор)
|
Идея, концепт
решения
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
3. На третьем этапе
на основе идей и концептов
вырабатываются управленческие
решения, нормативные правовые акты
и иные распорядительные документы,
производится их программное
взаимоувязанное оформление в долгосрочной,
среднесрочной и краткосрочной перспективе.
Составляется Управленческая матрица
следующего вида (Таблица 4).
Таблица 4
Управленческая матрица
№
|
Идея, концепт
решения
проблемы
(задачи)
|
Управленческое
решение, мера, действие
|
Вид и название нормативного
правового документа (закон,
указ,
постановление, распоряжение
правительства, другой
подзаконный акт, иное) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4. На четвертом этапе
управленческие решения реализуются
в виде нормативных правовых
актов и организационно-управленческих
актов и упорядочиваются в
виде календарной программы действий
(Таблица 5).
Таблица 5
Календарная программа действий
№
|
Управленческое
решение
|
Срок
принятия
|
Срок
исполнения
|
Ответственный исполнитель
|
Срок мониторинга
результативности |
Срок
корректировки
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
В случае множественности и
противоречивости общественно признаваемых
и нравственных интересов различных участников
общественных отношений, затрагиваемых
формируемыми управленческими решениями:
- выявляются все участники конфликта
интересов;
- изыскивается баланс конфликтующих
интересов, без подавления какого-либо
из них;
- формируется соответствующее
усложненное синтетическое решение.
Способы решения проблемы теневой
экономики
Решение проблемы теневой экономики
требует комплексного, институционального
подхода. Решая эту делему, нужно в первую
очередь обратиться к строительству или
возобновлению институтов, которые инициируют
предпринимательство, оберегают права
собственников бизнеса и улучшают демократическое
управление. Итоги будут получены, если
избранный подход закладывает основу
рыночной экономики на трех уровнях:
- создает стимулы для интеграции
бизнеса в легальную экономку,
- улучшает общий деловой климат,
- улучшает демократическое управление.
Упрощенные подходы к решению
подобных сложных проблем не работают.
Силовые и принудительные меры без параллельных
реформ лишь заставят бизнес глубже уйти
в нелегальный сектор. Поддержка «теневиков»
без создания условий для их легализации
никак не отражается на производительности,
росте и власти закона. Власть закона и
законодательство, несомненно, важны,
но они должны отражать местные реалии,
потому что будут лучше восприняты, если
учитывают местные традиции и обычаи.
Новым правилам и реформам должен предшествовать
анализ их возможных результатов и их
стоимость с точки зрения предпринимателей
и общества.
В зависимости от местных нужд,
приоритетными можно назвать перечисленные
ниже меры.
Упростить регистрационные
процедуры. Упростить процедуры получения
лицензий и разрешений; сделать их стоимость
доступной всем предпринимателям.
Вовлекать предпринимателей
в законотворческий процесс. Установить
прозрачную процедуру принятия решений,
которая учитывает рекомендации и мнение
предпринимателей, и открывает возможности
для комментариев со стороны широкой публики
относительно действующих законов и законопроектов.
Упростить законодательство.
Упростить и устранить противоречия в
законодательстве, ликвидировать дублирующие
друг друга и слишком общие законы.
Усовершенствовать систему
прав собственности. Открыть реальный
доступ к правам собственности всем гражданам,
сделав права собственности понятными
и обеспечив их выполнение.
Реформировать налогообложение.
Упростить налоговую систему, сократить
излишне высокие налоговые ставки, сократить
и упростить правила бухгалтерского учета
и отчетности.
Реформировать трудовое законодательство.
Провести необходимые изменения в соответствующих
государственных органах, укрепить их
способность обрабатывать налоговую информацию
эффективно и экономично.
Обеспечить доступ к информации.
Обеспечить всех граждан информацией
о том, как организовать собственное предприятие,
как зарегистрироваться в качестве юридического
лица, какие права и обязанности имеет
предприниматель.
Организации частного сектора
играют ключевую роль в реформах, направленных
на легализацию теневого бизнеса и обеспечение
доступа на рынок. Предпринимательские
организации легального и нелегального
бизнеса, экономические аналитические
центры и СМИ - каждый из них этих видов
организаций играет в реформах свою, особую
роль. Однако методика легализации, включает
общие для всех этих организаций элементы
- это активное участие в реформах. Опыт
показывает, что перечисленные ниже шаги,
включенные в программу реформ, помогают
сократить себестоимость бизнеса и создать
одинаковые для всех участников рынка
условия [14 c.345].
1. Определить препятствия
для легализации и причины
высоких издержек экономической
деятельности. В связи с тем, что
нелегальная экономическая деятельность
не охвачена статистикой, потребуются
особые мероприятия по сбору необходимой
информации среди предпринимателей теневого
сектора. Рассчитать, как законы и нормативы
отразятся на себестоимости бизнеса и
объеме теневого сектора.
2. Привлечь внимание частного
сектора, общественности и законодателей
к проблемам, связанным с выходом
на рынок и неоправданно высокой
себестоимостью экономической деятельности.
3. Привлечь предпринимателей
и широкую общественность к
поддержке правовой и регуляторной
реформы, которая бы снизила барьеры
к выходу на рынок и себестоимость
бизнеса. Выяснить, какие приоритетные
проблемы стоят перед местными
предпринимателями, и какие решения они
могли бы предложить.
4. Предложить конкретные
изменения в законодательстве
и режиме регулирования. Предложенные
изменения должны включать в
себя как положительные, так и
отрицательные стимулы: положительные
для участия в легальной экономике
и отрицательные для теневой.
Провести анализ соотношения
затрат и выгод предложенных
реформ.
5. Организовать кампанию
в поддержку реформ. Начать диалог
между законодателями и частным
сектором, привлечь внимание СМИ,
разъяснить приоритеты частного
сектора.
6. Поддержать проведение
реформ, оказывая по мере необходимости,
конкретное содействие законодателям;
следить за тем, как реформы
на практике влияют на себестоимость
бизнеса и другие стимулы к
легализации.
Все это принуждает определить вопрос
о надобности наиболее эффективной государственной
политики в отношении теневой экономики.
Касаясь финансовой роли страны нередко
рассказывается о муниципальном вмешательстве,
регулировании, управлении и т.п. Наверное
в полной мере касается и отношения страны
к теневой экономике. В силу неоднородности
теневой экономики не со всеми ее секторами
разрешено бороться, не всегда действенными
станут и способы прямого вмешательства.
Потому мы рекомендуем остановиться на
термине «государственное воздействие»
на теневую экономику как более емком.
Острота задачи, связанная с гипертрофированными
масштабами теневой экономики, а также
тот прецедент, будто она имеет возможность
решаться лишь в узкой взаимосвязи с ансамблем
остальных задач, подводят нас к выводу
о том, будто программа муниципального
воздействия на теневую экономику должна
найти отображение в единой стратегии
общественно-финансового становления
России.
Ориентировочным параметром
может быть удельный авторитет теневой
экономики, не превышающий 10% ВВП. Данный
ориентир имеет возможность существовать
подкреплен несколькими доводами. Во-первых,
практика действенного функционирования
рыночной экономики доказывает допустимость
такого значения теневой активности (перед
нами пример государств с развитой рыночной
экономикой). Во-вторых, наша российская
финансовая история говорит, что гипертрофированные
масштабы теневой экономики - особенность
развития именно в 90-е годы.
Нужно придерживаться дифференцированного
подхода к теневой экономике. Ее субъекты
представляют различные общественные
категории, преследующие неодинаковые
интересы. При этом сознательно принципиальной
задачей считается определение взвешенного
пропорции между финансовыми и административными
способами муниципального действия.
Заключение
Административные и экономические
барьеры, препятствующие выходу на рынок,
не дают предпринимателям теневого сектора
влиться в официальную экономику и подрывают
власть закона. Устранение подобных препятствий
позволяет нелегальному бизнесу выйти
в легальный сектор и раскрывает новые
возможности для беднейших слоев населения.
Проблему теневого сектора
экономики необходимо решать через институциональную
реформу, в центре которой стоят поддержка
предпринимательства, обеспечение прав
владельцев бизнеса и совершенствование
демократического управления.