Маштабы теневой экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить «теневую» экономику, ее масштабы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику, определить масштабы теневой экономики.
2. Выявить причины ее существования, влияние «теневой» экономики на общество.
3. Изучить структуры теневой экономики России, механизмы ее функционирования.
4. Определить перспективы дальнейшего существования теневой экономики.
5. Изучить способы решения проблемы теневой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Основные понятия теневой экономики 5
1.2. Масштабы теневой экономики 9
1.3. Последствия теневой экономики 14
ГЛАВА 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
2.1. Возникновение и развитие теневой экономики в России, факторы 16
2.2. Структура теневой экономики, ее признаки, субъекты и системные свойства. 20
2.3. Механизм функционирования теневой экономики в России 22
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ 25
3.1. Перспективы теневой экономики 25
3.2. Формирование политики противодействия теневой экономике 28
3.3. Способы решения проблемы теневой экономики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Курсовик Масштабы теневой экономики в России.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

 

    1. Формирование политики противодействия теневой экономике

 

Противодействие теневой экономике - система мер предупреждения  теневой экономики, раскрытия, учета и подавления преступлений в сфере теневой экономики, реализации ответственности за эти преступления, осуществления прогноза и контролирования за реализацией указанных мер. Создание политики противодействия теневой экономике

Формирование политики противодействия теневой экономике представляет собой преимущественно управленческий процесс, включающий в себя определение:

  1. ценностей, целей, проблем и управленческих задач, решение которых необходимо для достижения целей;
  2. концептов (идей) решения поставленных задач;
  3. решений в виде управленческих актов (проектов документов) государственного управления (нормативных правовых, правовых, организационно-распорядительных и иных);
  4. процедур принятия и реализации управленческих актов;
  5. ответственных исполнителей и системы исполнителей;
  6. сроков и порядка исполнения решений;
  7. конкретных ресурсных источников, необходимых для исполнения решений;
  8. прогноза последствий принимаемых решений;
  9. механизма мониторинга получаемых в результате реализации решений результатов;
  10. механизма корректировки решений;
  11. системы персональной ответственности и санкций за нереализацию целей;
  12. программы государственно-управленческих работ по достижению поставленных целей.

Создание политики противодействия теневой экономике включает общественное взаимодействие главных целей и средств их заслуги в системе политических и государственных институтов, обществе, объяснение их содержания и соотношения интересам главных субъектов деятельности (личность, общество, правительство).

При формировании политики противодействия теневой экономике употребляются ценностно направленный, нормативно-правовой, системно- административный и проектный подходы [12 c.456].

В неотъемлемом распорядке производится мониторинг более важных взаимоувязанных результатов реализации решений политики противодействия теневой экономике для Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, городских образований, граждан.

Формирование политики противодействия теневой экономике проводится в четыре этапа.

1. На первом этапе выбираются  ценности и цели политики противодействия  коррупции и теневой экономике.

2. На втором этапе выявляются  проблемы, препятствующие достижению  поставленных целей. Составляется  Проблемная матрица следующего  вида (Таблица 3).

Таблица 3

Проблемная матрица

Цель

Проблема

(задача)

Причина (фактор)

Идея, концепт

решения

1

       

2

       

3

       

 

3. На третьем этапе  на основе идей и концептов  вырабатываются управленческие  решения, нормативные правовые акты  и иные распорядительные  документы, производится их программное  взаимоувязанное оформление в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Составляется Управленческая матрица следующего вида (Таблица 4).

Таблица 4

Управленческая матрица

Идея, концепт

решения

проблемы

(задачи)

Управленческое

решение, мера, действие

Вид и название нормативного

правового документа (закон, указ,

постановление, распоряжение

правительства, другой

подзаконный акт, иное)

1

     

2

     

3

     

 

 

4. На четвертом этапе  управленческие решения реализуются  в виде нормативных правовых  актов и организационно-управленческих  актов и упорядочиваются в  виде календарной программы действий (Таблица 5).

Таблица 5

Календарная программа действий

Управленческое

решение

Срок

принятия

Срок

исполнения

Ответственный исполнитель

Срок мониторинга

результативности

Срок

корректировки

1

           

2

           

3

           

 

 

В случае множественности и противоречивости общественно признаваемых и нравственных интересов различных участников общественных отношений, затрагиваемых формируемыми управленческими решениями:

  1. выявляются все участники конфликта интересов;
  2. изыскивается баланс конфликтующих интересов, без подавления какого-либо из них;
  3. формируется соответствующее усложненное синтетическое решение.

 

    1. Способы решения проблемы теневой экономики

 

Решение проблемы теневой экономики требует комплексного, институционального подхода. Решая эту делему, нужно в первую очередь обратиться к строительству или возобновлению институтов, которые инициируют предпринимательство, оберегают права собственников бизнеса и улучшают демократическое управление. Итоги будут получены, если избранный подход закладывает основу рыночной экономики на трех уровнях:

  1. создает стимулы для интеграции бизнеса в легальную экономку,
  2. улучшает общий деловой климат,
  3. улучшает демократическое управление.

Упрощенные подходы к решению подобных сложных проблем не работают. Силовые и принудительные меры без параллельных реформ лишь заставят бизнес глубже уйти в нелегальный сектор. Поддержка «теневиков» без создания условий для их легализации никак не отражается на производительности, росте и власти закона. Власть закона и законодательство, несомненно, важны, но они должны отражать местные реалии, потому что будут лучше восприняты, если учитывают местные традиции и обычаи. Новым правилам и реформам должен предшествовать анализ их возможных результатов и их стоимость с точки зрения предпринимателей и общества.

В зависимости от местных нужд, приоритетными можно назвать перечисленные ниже меры.

Упростить регистрационные процедуры. Упростить процедуры получения лицензий и разрешений; сделать их стоимость доступной всем предпринимателям.

Вовлекать предпринимателей в законотворческий процесс. Установить прозрачную процедуру принятия решений, которая учитывает рекомендации и мнение предпринимателей, и открывает возможности для комментариев со стороны широкой публики относительно действующих законов и законопроектов.

Упростить законодательство. Упростить и устранить противоречия в законодательстве, ликвидировать дублирующие друг друга и слишком общие законы.

Усовершенствовать систему прав собственности. Открыть реальный доступ к правам собственности всем гражданам, сделав права собственности понятными и обеспечив их выполнение.

Реформировать налогообложение. Упростить налоговую систему, сократить излишне высокие налоговые ставки, сократить и упростить правила бухгалтерского учета и отчетности.

Реформировать трудовое законодательство. Провести необходимые изменения в соответствующих государственных органах, укрепить их способность обрабатывать налоговую информацию эффективно и экономично.

Обеспечить доступ к информации. Обеспечить всех граждан информацией о том, как организовать собственное предприятие, как зарегистрироваться в качестве юридического лица, какие права и обязанности имеет предприниматель.

Организации частного сектора играют ключевую роль в реформах, направленных на легализацию теневого бизнеса и обеспечение доступа на рынок. Предпринимательские организации легального и нелегального бизнеса, экономические аналитические центры и СМИ - каждый из них этих видов организаций играет в реформах свою, особую роль. Однако методика легализации, включает общие для всех этих организаций элементы - это активное участие в реформах. Опыт показывает, что перечисленные ниже шаги, включенные в программу реформ, помогают сократить себестоимость бизнеса и создать одинаковые для всех участников рынка условия [14 c.345].

1. Определить препятствия  для легализации и причины  высоких издержек экономической  деятельности. В связи с тем, что  нелегальная экономическая деятельность не охвачена статистикой, потребуются особые мероприятия по сбору необходимой информации среди предпринимателей теневого сектора. Рассчитать, как законы и нормативы отразятся на себестоимости бизнеса и объеме теневого сектора.

2. Привлечь внимание частного  сектора, общественности и законодателей  к проблемам, связанным с выходом  на рынок и неоправданно высокой  себестоимостью экономической деятельности.

3. Привлечь предпринимателей  и широкую общественность к  поддержке правовой и регуляторной  реформы, которая бы снизила барьеры  к выходу на рынок и себестоимость  бизнеса. Выяснить, какие приоритетные  проблемы стоят перед местными предпринимателями, и какие решения они могли бы предложить.

4. Предложить конкретные  изменения в законодательстве  и режиме регулирования. Предложенные  изменения должны включать в  себя как положительные, так и  отрицательные стимулы: положительные  для участия в легальной экономике  и отрицательные для теневой. Провести анализ соотношения  затрат и выгод предложенных  реформ.

5. Организовать кампанию  в поддержку реформ. Начать диалог  между законодателями и частным  сектором, привлечь внимание СМИ, разъяснить приоритеты частного  сектора.

6. Поддержать проведение  реформ, оказывая по мере необходимости, конкретное содействие законодателям; следить за тем, как реформы  на практике влияют на себестоимость  бизнеса и другие стимулы к  легализации.

Все это принуждает определить вопрос о надобности наиболее эффективной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь финансовой роли страны нередко рассказывается о муниципальном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Наверное в полной мере касается и отношения страны к теневой экономике. В силу неоднородности теневой экономики не со всеми ее секторами разрешено бороться, не всегда действенными станут и способы прямого вмешательства. Потому мы рекомендуем остановиться на термине «государственное воздействие» на теневую экономику как более емком.

Острота задачи, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот прецедент, будто она имеет возможность решаться лишь в узкой взаимосвязи с ансамблем остальных задач, подводят нас к выводу о том, будто программа муниципального воздействия на теневую экономику должна найти отображение в единой стратегии общественно-финансового становления России.

Ориентировочным параметром может быть удельный авторитет теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Данный ориентир имеет возможность существовать подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика действенного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого значения теневой активности (перед нами пример государств с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша российская финансовая история говорит, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - особенность развития именно в 90-е годы.

Нужно придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют различные общественные категории, преследующие неодинаковые интересы. При этом сознательно принципиальной задачей считается определение взвешенного пропорции между финансовыми и административными способами муниципального действия.

 

Заключение

 

Административные и экономические барьеры, препятствующие выходу на рынок, не дают предпринимателям теневого сектора влиться в официальную экономику и подрывают власть закона. Устранение подобных препятствий позволяет нелегальному бизнесу выйти в легальный сектор и раскрывает новые возможности для беднейших слоев населения.

Проблему теневого сектора экономики необходимо решать через институциональную реформу, в центре которой стоят поддержка предпринимательства, обеспечение прав владельцев бизнеса и совершенствование демократического управления.

Информация о работе Маштабы теневой экономики в России