Механизм функционирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 00:42, лекция

Описание работы

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Файлы: 1 файл

lektsii_ekonomika.docx

— 714.02 Кб (Скачать файл)

Характерные атрибуты монополии:

сосредоточение в своих руках значительной доли производства определенного вида продукции;

доминирование на рынке ее сбыта;

контроль над источниками ресурсов;

возможность диктовать цену на ресурсы и готовую продукцию;

присвоение монопольной прибыли в результате воздействия на ценообразование.

Выделяют горизонтальную и вертикальную монополии. Горизонтальные монополии формировались путем объединения фирм одной и той же отрасли. Вертикальные монополии объединяют предприятия смежных отраслей, а также отраслей, не связанных  между собой технологически. Процесс проникновения капитала в отрасли, не связанные технологически с основным производством, называется диверсификацией капитала. В результате диверсификации капитала монополии укрепляют свою финансовую устойчивость. В настоящее время практически все крупнейшие монополии многоотраслевые.

4. Виды монополистических  объединений ↑

Выделяют следующие виды монополий:

Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары.

Синдикат – входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятельность, соединяют рыночную деятельность путем создания единой конторы по сбыту их продукции.

Трест –объединяется не только снабженческо-сбытовая деятельность, но  также финансы и весь производственный процесс входящих в его состав предприятий. Предприятия, входящие в состав треста, утрачивают свою юридическую самостоятельность, т.е. фактически превращаются в филиалы треста.

Концерн – представляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (материнской) контрольных пакетов акций других компаний, приобретающих статус дочерних предприятий материнской компании. Концерны функционируют на базе финансового господства материнской компании над дочерними фирмами.

Концерн является сейчас наиболее распространенной формой монополии в силу ряда его преимуществ:

более всего вписывается в требования антимонопольного законодательства;

позволяет владельцам головной фирмы контролировать гораздо большее число компаний, т.к. для этого достаточно обладать контрольным пакетом акций, а не быть их полным собственником;

менее рисковая форма монополии, т.к. владельцы головной компании отвечают за убытки дочерних фирм только в пределах контрольного пакета акций, а не по всему капиталу. Многоотраслевой характер концернов повышает финансовую устойчивость материнской фирмы, т.к. конъюнктура редко оказывается плохой сразу во всех отраслях и в равной мере.

наиболее приспособлен к различного рода реорганизациям (поглощениям, слияниям, разъединениям и др.).

 

Тема 2.2.Теория производства фирмы

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соотв с дейст законод-м для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие после гос. Регист. Приобретает статус юр. Лица- орг-я, имеющая в собственности, хоз. Ведении или опер. Управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осущ имущ-ые и личные неимущ права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.

Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли. цели делятся: на долгосрочные и краткосрочные.

Задачами предприятия являются: получение дохода владельцем предприятия; обеспечение потребителей продукцией предприятия; обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста; создание рабочих мест для населения, охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов; недопущение сбоев в работе предприятия..

К основным функциям предприятия можно отнести:

  1. изготовление продукции;

  1. продажа и поставка продукции потребителю;

  1. послепродажное обслуживание;

  1. управление и организация труда персонала на предприятии;

  1. повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;

  1. предпринимательство;

  1. уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и

  1. соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

  1. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

  1. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия

  1. обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

  1. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и финансы. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:-   производство,   маркетинг, НИОКР,  финансовое управление,   общее управление.

Внешняя среда, - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.Внешнюю среду подразделяют на: микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают :Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие ресурсами для производства. Основными клиентами предприятий являются потребители:  Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. Конкуренты. Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей (банки, инвестиционные компании, акционер, средства информации, различные государственные учреждения представительской).макросреду включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

 

  1. Типы предприятий: по формам собственности, по организационно- правовым формам.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия.:государственной собственности -муниципальной собственности -частной собственности- -иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)/Организационно-правовые формы:

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей принадлежит ему на праве собственности.

Хоз товар- объединение лиц, а хоз общества- это объединение капиталов.

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

ООО признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

ОДО признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

АО признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается ОАО.АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц,ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.Некоммерческие организации,

  • Потребительский кооператив Обществ и религ орг-ии- Фонды- Учреждения-

 Создание фирмы

 

Решение о формировании новых организаций принимает владелец капитала. На базе первоначальных капитальных вложений, предназначенных для строительства и организации фирмы, формирования материальной базы, закупки сырья, материалов, найма рабочей силы, образуется уставный капитал предприятия.

 

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, а в отдельных случаях — за счет ассигнований из бюджета. Фирма также может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, получения кредитов, продажи лишнего имущества.

 

Создание фирмы, предприятия фиксируется соответствующими учредительными документами (уставом, учредительным договором), где указываются юридический статус нового предприятия; цели, обоснование и принципы его создания; сведения об учредителях, сроки и формы деятельности предприятия; его права и обязанности как юридического лица; размер уставного капитала и источники его формирования; форма управления; система учета и отчетности и др.

Ликвидация фирмы

Решение о ликвидации или реорганизации фирмы принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. К причинам прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия относятся:

отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги);

убыточность производства;

экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения;

возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или необходимой потребителям продукции.

Издержки-денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

1. по способу отнесения  затрат на себестоимость единицы  продукции: а) прямые (связаны с производством конкретных видов продукции); б) косвенные или накладные (связанные с производством вообще);

2. по однородности состава  затрат: а) простые (затраты одинакового целевого назначения); б) комплексные (на содержание и эксплуатацию оборудования);

3. по видам расходов: а) по экономическим элементам; б) по статьям калькуляции (учитываются место возникновения и направления использования);

4. по характеру связи  с объемом производства:а) постоянные — к ним принято относить такие затраты, величина которых не изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства; б) переменные — к ним относятся затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства.

Информация о работе Механизм функционирования рынка