Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 622.00 Кб (Скачать файл)

Весьма непростые усилия по разработке и реализации, строго выверенной социальной стратегии и  социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа  – социальной устойчивостью общества [3, с. 226-229].

Социальная защита населения  — основная часть социальной политики любого государства — представляет собой систему законодательных  экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения. Государство несет  ответственность за обеспечение  достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над  каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье  достойный уровень жизни, материальное благополучие.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Критериями выделения  первоочередных объектов социальной защиты являются: размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Практика социальной защиты населения выработала ряд принципов  ее организации. Остановимся на следующих  основных принципах:

1. Адресность мероприятий,  предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход  при определении размеров и  видов помощи, предусматривающий  выравнивание материального положения  различных групп социально незащищенных  групп населения и восстановления  их статуса как полноценных  членов общества.

3. Комплексность социальной  помощи, предполагающая возможность  предоставления одновременно несколько  ее видов.

4. Динамичность оказания  социальной защиты, понимаемая как  систематический пересмотр социальных  нормативов по мере роста индекса  потребительских цен, а также  повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Ориентация на активный  и опережающий тип социальной  защиты населения, недопущение  социального иждивенчества.

6. Доступность и бесплатность  информации о порядке и условиях  предоставления всех видов социальной  помощи, предполагающие, прежде всего,  широкую публикацию в печати  сведений о порядке и условиях  предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной  власти всех уровней и органами  местного самоуправления консультаций  граждан по вопросам социальной  защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и  иных материалов по тематике  социальной защиты, а также применение  других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.

7. Всеобщность социальной  защиты населения, предусматривающая  одинаковую для каждого возможность  ее получения при наступлении  трудной жизненной ситуации вне  зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства  и иных признаков.

          8. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

9. Широкое участие благотворительных  и общественных организаций в  развитии форм и видов социальной  помощи.

10. Взаимодействие органов  местного самоуправления и негосударственных  организаций с органами государственной  власти в сфере социальной  защиты населения на основе  социального партнерства.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие  подсистемы:

- субъекты социальной  защиты — граждане и члены  их семей, на которых непосредственно  распространяется социальная защита  населения; а также лица, оказывающие  социальные услуги (социальные работники);

- формы и виды социальной  защиты граждан;

- механизмы социальной  защиты населения;

- органы социальной защиты  населения.

Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологических, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.

Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. [4,с. 283-348]

 

2. Основные направления социальной защиты  в развитых странах

 

Современная экономическая  теория использует в качестве аксиомы  построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится  иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей  жизни. Помочь ему в этом могут  частные сбережения или государственная  система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [5, c. 513].

Понятие «социальная защита»  по-разному рассматривается в  разных странах и международных  организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий  жизни человека, например, благоприятную  экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко  социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая  разница в подходах объясняется  национальными условиями формирования социальной политики, традициями и  целевой ориентацией экономики.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном  праве является Конвенция Международной  организации труда № 102 о минимальных  нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе  содержится перечень основных видов  социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское  обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному  травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей  кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам  уделяется все большее внимание во многих странах.

На основе рекомендаций Международной  организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах  Северной Европы, наименее - в США, где  центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового  арбитража.

Несмотря на разнообразные  подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации  в различных странах.

Первым принципом можно  назвать принцип дифференцированного  подхода к различным слоям  и группам населения в зависимости  от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых  надежных гарантий уровня доходов и  т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых  обществом каждому члену и  обеспечивающих соблюдение его важнейших  социальных прав. Иными словами, это  принцип перехода от социального  иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального  риска, а не на устранение уже возникших  очагов социальной напряженности. Основой  для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в  материальных благах, бесплатных и  общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а  также бесплатные и общедоступные  услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств  государственного бюджета и государственных  внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные  стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального  обслуживания.

Третий принцип системы  социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное  требование к системе социальной защищенности, которое состоит в  том, чтобы эта система действовала  на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций  каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно  правильно распределить компетенцию  между уровнями и институтами.

Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и  социально уязвимых слоев населения  занимаются преимущественно местные  органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию  местных органов, как правило, входит также организация социального  обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.

Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Хотя неправительственные  некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют  общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий  жизни тех или иных категорий  людей, защиту их социальных прав, обеспечение  их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и  т.д.

Социальная защита может  осуществляться в виде социального  обеспечения и минимальных социальных гарантий. (приложение - рис.А.1).

Социальное обеспечение  обычно включает социальное страхование  и социальную помощь.

Социальное страхование  основано на уплате страховых взносов  в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками  фондов социального страхования  являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства  из фондов социальной помощи, финансируемых  за счет общих налогов.

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания  его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой  широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств. [6, с. 263].

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь