Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………
Весьма непростые усилия по разработке и реализации, строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества [3, с. 226-229].
Социальная защита населения
— основная часть социальной политики
любого государства — представляет
собой систему законодательных
экономических и социальных гарантий,
обеспечивающих условия для нормальной
жизнедеятельности и развития всех
групп населения. Государство несет
ответственность за обеспечение
достойной жизни людей в
В мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.
Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются: размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.
Практика социальной защиты населения выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих основных принципах:
1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
2. Дифференцированный подход
при определении размеров и
видов помощи, предусматривающий
выравнивание материального
3. Комплексность социальной
помощи, предполагающая возможность
предоставления одновременно
4. Динамичность оказания
социальной защиты, понимаемая как
систематический пересмотр
5. Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.
6. Доступность и бесплатность
информации о порядке и
7. Всеобщность социальной
защиты населения,
8. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
9. Широкое участие
10. Взаимодействие органов
местного самоуправления и
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной
защиты — граждане и члены
их семей, на которых
- формы и виды социальной защиты граждан;
- механизмы социальной защиты населения;
- органы социальной защиты населения.
Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологических, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.
Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. [4,с. 283-348]
2. Основные направления социальной защиты в развитых странах
Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [5, c. 513].
Понятие «социальная защита»
по-разному рассматривается в
разных странах и международных
организациях. Иногда в него включают
все, что касается социальных условий
жизни человека, например, благоприятную
экологическую среду, заботу о детях,
решение жилищной проблемы. Нередко
социальную защиту понимают достаточно
узко, сводя ее лишь к пенсионным
вопросам и помощи неработающим. Такая
разница в подходах объясняется
национальными условиями
Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.
На основе рекомендаций Международной
организации труда страны вырабатывают
свое национальное социальное законодательство.
Особенно развито оно в странах
Северной Европы, наименее - в США, где
центр тяжести решения
Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации в различных странах.
Первым принципом можно
назвать принцип
Вторым принципом является
требование того, чтобы механизм социальной
защиты создавался на основе совокупности
законодательно закрепленных экономических,
правовых и социальных гарантий, предоставляемых
обществом каждому члену и
обеспечивающих соблюдение его важнейших
социальных прав. Иными словами, это
принцип перехода от социального
иждивенчества к социальным гарантиям.
Система социальной защиты должна быть
гибкой, рассчитанной на предупреждение
возможных факторов социального
риска, а не на устранение уже возникших
очагов социальной напряженности. Основой
для этого должна быть научно обоснованная
система социальных гарантий в виде
системы минимальных социальных
стандартов. В самом общем виде
государственные минимальные
Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.
Третий принцип системы социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.
Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.
Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.
Хотя неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий. (приложение - рис.А.1).
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование
основано на уплате страховых взносов
в форме отчислений от заработной
платы. В большинстве стран
Социальное обслуживание
предназначено для
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь