Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 622.00 Кб (Скачать файл)

Система социальной защиты реализуется через систему прав и гарантий. Частные лица могут  иметь право на определенные пособия  благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они  могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие  из Фонда занятости с учетом нынешнего  или прошлого вклада. В большинстве  промышленно развитых государств система  социальной защиты включает также государственную  помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

По уровню гарантий, предоставляемых  населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах  мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. [7, с. 268].

 

3. Основные направления  социальной защиты в Республике Беларусь

3.1. Механизм социальной  защиты населения в Республике Беларусь

 

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.[8,с. 125].

Механизмы социальной защиты включают:

  • обязательное социальное страхование;
  • добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
  • государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
  • государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
  • услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).

Существуют два основных механизма социальной защиты населения  — обязательное социальное страхование  и социальная помощь. Социальное страхование  охватывает преимущественно занятое  население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два  механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.

Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны  с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.

Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования  и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (рисунок 3.1.1.).

 

 

№ п./п.

Социальное страхование

Социальная помощь

1

Осуществляется на основе государственных законодательных  актов Республики Беларусь

Осуществляется на основе, как государственных законодательных  актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления

2

Право лица основывается на участии в страховых взносах  без учета нуждаемости

Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе  соответствующих лиц

3

Ограниченность форм и  видов социальной помощи

Разнообразие видов социальной помощи

4

Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей  и работников, имеющие обязательный характер

Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств  общественных организаций, в том  числе благотворительных

5

Размер устанавливается  законодательными актами и увязывается  с предшествующим уровнем оплаты труда

Допускается определенная свобода  в становлении размеров


Таблица 3.1.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи

Примечание –  Источник: [9, с. 308].

 

Социальное страхование  представляет собой систему правовых, экономических и организационных  мер по профилактике, минимизации  и компенсации отдельных видов  социального риска. Социальное страхование  распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой  работы, системы оплаты труда, а также  от того, состоят они в штате  предприятия или являются внештатными  работниками.

Функции социального страхования  таковы:

- защитная функция социального  страхования заключается в поддержании  определенного материального уровня  застрахованного в случае снижения  его обычного уровня доходов  и при возникновении непредвиденных  расходов;

- компенсирующая функция  обеспечивает возмещение ущерба  в результате утраты заработка;

- воспроизводственная функция  заключается в обеспечении застрахованному покрытия расходов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения;

- перераспределительная функция состоит в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными; всеми работодателями; работодателями и застрахованными; застрахованными, работодателями и государством;

- стабилизирующая функция  заключается в согласовании интересов  работников, работодателей и государства  по уровню социальной защиты; круга лиц, подлежащих социальному  страхованию; распределении финансовой  нагрузки между социальными субъектами; участии в управлении социальным  страхованием.

Социальное страхование  основывается на предварительном выявлении  и учете социальных рисков, при  этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Например, риск безработицы  связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий  уровень квалификации). Работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может  недостаточно обоснованно выбрать  сферу деятельности и стратегию  развития фирмы) и, наконец, государство  должно также нести свою долю ответственности  по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.

Социальные риски (риск потери работником способности к труду  из-за болезни и старости, несчастного  случая и инвалидности и т. д.) обусловлены  социальными условиями и не зависят  от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу  и проявляется по-разному для  различных групп населения, поэтому  соответствующие им виды социального  страхования имеют свою специфику  и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного  случая на производстве и ответственности  за него ложится на работодателей.

Следует подчеркнуть, что  социальное страхование подразумевает  не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг  по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность  всей системы социальной защиты населения.

Классификация видов и  форм организации социального страхования  такова:

1) по видам социального  риска:

- в связи с болезнью;

- из-за несчастного случая  на производстве;

- вследствие инвалидности;

- по причине достижения  нетрудоспособного возраста;

- ввиду беременности и  материнства;

- по причине безработицы;

- по случаю смерти;

2) по степени добровольности:

- обязательное страхование  от определенных видов социального  риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);

- добровольное страхование  (например, дополнительные пенсии  из негосударственных пенсионных  фондов);

3) по внутренней организации:

- государственное страхование;

- региональное и муниципальное  страхование;

- профессионально-отраслевое  страхование;

- международное страхование;

4) по сфере действия:

- местное и частное  (распространяется на определенную  часть населения страны);

- всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);

- международное.

Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые  практически невозможно осуществить  на принципах социального страхования. Социальная помощь представляет собой  финансирование потребностей отдельных  индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего  на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.

Критерий выдачи пособий  — оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих  лиц. Цель выдачи пособия — доведения  уровня доходов лица до определенного  обществом минимума. Разработка программ социальной помощи предполагает решение  следующих задач:

- определение критериев  нуждаемости во вспомоществовании;

- обоснование включения  в программу определенных групп  населения и их ранжирование;

- правовое оформления получения социальной помощи;

- обоснование размеров  выплат отдельным группам граждан  исходя из прожиточного минимума;

- прогноз численности  населения, нуждающегося в получении  социальной помощи, и соответствующей  суммы в расходной части средств  на социальную помощь, анализ  возможности ее обеспечения и  в случае дисбаланса — корректировки  размеров выплат.

Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное  в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок 3.1.2).

 

Механизмы социальной защиты

Формы и виды социальной защиты населения

Источники финансирования

Категории граждан

Условия предоставления

1. Социальное страхование

 

1.1 Государственное обязательное  социальное страхование

1.Социальные выплаты,  в том числе:

- пенсии (трудовые);

- пособия по социальному  страхованию

-компенсационные выплаты

Внебюджетные фонды в  том числе:

- Фонд социального страхования

- Пенсионный фонд

- Фонд обязательного медицинского  страхования

Застрахованные лица в  соответствии с действующим законодательством

Страхование по дифференцированным ставкам (страховой взнос)

1.2 Добровольное социальное  страхование

2.Медицинские услуги и  лечение пенсии (дополнительные), медицинские  услуги и лечение

Фонды добровольного социального  страхования, негосударственные пенсионные фонды

Застрахованные на добровольных основаниях

Страхование в соответствии с договором

2.Социальная помощь

1.Социальные выплаты в  том числе:

- социальная пенсия;

- пособие по малообеспеченности (нуждаемости) и другие пособия;

- компенсационные выплаты;

- льготы

2.Натуральная помощь

3.Социальные услуги на  основе социального обслуживания

Бюджеты всех уровней или  средства общественных и благотворительных  объединений (организаций)

Средства организаций

(работодателей)

Лица, оказавшиеся в трудной  жизненной ситуации и неспособные  преодолеть ее самостоятельно

Малообеспеченность (нуждаемость), заявительность

3.Социальная поддержка

Аналогично социальной помощи

Бюджеты всех уровней, средства работодателей

Трудоспособные лица

Трудная жизненная ситуация

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь