Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………
Таблица 3.1.2 - Характеристика механизмов социальной защиты
Примечание – Источник: [9, с. 3015].
В состав органов социальной защиты включаются:
• сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовке социальных работников. Наряду с юридическими лицами социальные услуги оказывают и предприниматели без образования юридического лица;
• органы управления социальной защитой населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения;
• органы финансирования социальной
защиты населения, в качестве которых
выступают государственные
Центральное место в системе
органов управления социальной защитой
населения занимают государственные
органы управления, среди которых, прежде
всего, выделяются органы исполнительной
власти, которые непосредственно
осуществляют функции государственного
управления в установленных
Черта абсолютной бедности в Беларуси определяется бюджетом прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. C 1 ноября 2012 года бюджет прожиточного минимума увеличился на 36 160 рублей и составляет 880 030 рублей. Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. По данным ООН, к ним в Беларуси относится порядка 6,1% населения.
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.
Для решения проблем бедности,
чрезмерного социального
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.[10, с. 749].
3.2. Проблемы и перспективы социальной защиты в Беларуси в трансформационный период
В Беларуси утвердилась собственная модель социально ориентированной рыночной экономики. Ее стратегическую цель можно сформулировать следующим образом: к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Работа всех органов управления нацелена на защиту гражданина и удовлетворение его потребностей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Творческий потенциал граждан, их умения и навыки, способность к разработке новых идей и реализации становятся важнейшим ресурсом экономического развития. Именно поэтому, сегодня приоритет отдается качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы.
Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит выступающая одним из факторов устойчивого развития экономики стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.
В нашей стране сложилась
разветвленная система
Важнейшие программные документы, принятые за последние годы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг., Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 гг., Государственной программА устойчивого развития села на 2011– 2015 гг., Комплексная программа развития сферы услуг на 2011—2015 гг. Все они направлены на повышение благосостояния населения, обеспечение рациональной занятости, социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан, стимулирование отраслей социальной сферы.
Главной целью социально-экономической стратегии Республики Беларусь на современном этапе является дальнейший рост качества жизни белорусов на основе конкурентоспособной экономики, которая подразумевает:
Переход на рыночные отношения принес новые реалии и источники доходов: от акций и других пенных бумаг, проценты по депозитам, от предпринимательской деятельности и собственности. Принимаемые меры по социальной защите малообеспеченных групп населения способствовали усилению роли социальных трансфертов - пенсий, пособий, стипендий и др. [приложение рис.А.1].
Последовательные усилия
по повышению денежных доходов и
обеспечению социальной защиты населения
со стороны государства
Первостепенная забота государства — повышение уровня оплаты труда. Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в мае 2012 г. составила 3 559 648 рублей (в апреле 2012 г. – 3 252 689 рублей). [приложение – рис.Б.2].
По размерам среднемесячной заработной платы за 2011 г. Беларусь занимает третье место среди стран СНГ после России и Казахстана. На конец 2011 г. она составила 342 долларов США в эквиваленте. В июле 2012 года реальная зарплата в Беларуси выросла на 27,6% по сравнению с июлем 2011 года и составила Br3 млн 925,9 тыс. ($471,6 по среднему курсу за июль), в январе-июле - Br3358,3 тыс. ($407,8 по среднему курсу за 7 месяцев).
Проводилась работа по дальнейшему повышению размера минимальной заработной платы. Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2012 год представлена в диаграмме. [приложение – рис.Б.3.]
Размер тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. С 1 января 2012 года тарифная ставка первого разряда в Беларуси составляет 200 000 рублей. Повышение составило 32,5%.
Динамика установленной правительством Беларуси тарифной ставки первого разряда. [приложение - табл.Б.4].
Благодаря своевременным
усилиям правительства проблема
несвоевременной выплаты
Средства на оплату труда работников бюджетной сферы могут быть получены только на основе дальнейшего роста эффективности работы реального сектора экономики, повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Не менее важный источник пополнения средств - расширение системы платных услуг, оказываемых населению.
Социальное развитие невозможно
без обеспечения занятости
Впервые за годы реформ наметилась
тенденция увеличения спроса на рабочую
силу. Еще в течение 2001—2005 гг. наблюдалось
устойчивое сокращение уровня занятости,
обусловленное оптимизацией численности
кадрового персонала из-за структурной
перестройки производства, роста
производительности труда, ликвидации
неэффективных рабочих мест. Однако,
уже начиная с 2005 г. отмечается рост
численности занятых в
Приоритетность занятости в секторе услуг может быть обеспечена за счет развития сферы частного обслуживания населения, развития социальной инфраструктуры села, повышения спроса на научные кадры на основе переориентации экономики на наукоемкие производства.
Главная цель политики в
области занятости населения
— формирование ее рациональной структуры
в соответствии с потребностями
реформируемого хозяйства, повышение
эффективности использования
Одной из насущных тем остается обеспечение занятости в малых городах вокруг градообразующих предприятии, а также в деревнях. В малых городах прослеживается общереспубликанская тенденция снижения численности зарегистрированных безработных. Для снижения территориальной дифференциации безработицы необходима разработка программ по созданию новых рабочих мест в проблемных регионах. Комплексное социально-экономическое развитие малых городов, повышение рентабельности работы местных предприятий, образование смежных производств с созданием новых рабочих мест способны исправить положение и там. Не менее важное направление действий — организация общественных работ по строительству дорог и объектов социальной инфраструктуры, обустройству городов и сел, услугам населению. Новые рабочие места для сельских жителей будут созданы на базе агрогородков. Предметом особого внимания стало развитие сельского предпринимательства.
Еще одна забота государства - сохранение контролируемой ситуации и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. В течение длительного периода ситуация на рынке труда характеризовалась устойчивым повышенным предложением рабочей силы при снижении спроса на нее. Результатом этого стал рост регистрируемой безработицы с 2,1% в 2000 г. до 3,1% в 2003 г. Начиная с 2004 г. спрос на рабочую силу начал расти, что привело к снижению безработицы – до 1,5% от экономически активного населения в 2005 г. В 2006 г. численность безработных составила 52 тыс. человек и ее уровень упал до 1,2%. В 2008 г. ситуация на рынке труда Республики Беларусь характеризовалась увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы (в пределах 0,8—1,1% от общей численности экономически активного населения). На 1 января 2009 г. уровень безработицы в республике составил 0.8%. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2012 г. составила 26,3 тыс. человек, что на 12,8% меньше, чем на конец сентября 2011 г. и на 5,5% меньше, чем на конец августа 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 г., как и на конец сентября 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения.
Вместе с тем приходится
констатировать, что низкий уровень
официальной безработицы
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь