Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 622.00 Кб (Скачать файл)

В этих условиях стратегической задачей выступает согласование потребности рынка труда в  рабочей силе со структурой рабочих  мест в общественном производстве. Государство предоставляет безработным  возможность профессионального  обучения и переподготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, стимулирует  развитие их предпринимательской инициативы и самозанятости. Стоит усилить социальную защиту от безработицы внедрением страховых принципов. Следует продолжить целенаправленную работу по трудоустройству граждан, неконкурентоспособных на рынке труда; инвалидов, молодежи до 21 года, женщин с детьми и др.

С начала 90-х гг. XX в. было сформировано национальное пенсионное законодательство. Результатом стали  стабильное функционирование пенсионной системы и рост пенсионных выплат, их финансирование в полном объеме и в установленные сроки.

На 2011 год численность пенсионеров, состоящих па учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2446тыс. человек. Из них получают пенсию: по возрасту – 2002тыс. человек; по инвалидности - 270 тыс. человек; по случаю потери кормильца 125 тыс. человек; за выслугу лет-30 тыс. человек; социальные пенсии - 55 тыс. человек.

Средний размер пенсии по возрасту в 2012 году в Беларуси, по оценке, составит $182,6 в эквиваленте. По прогнозу, средний  размер пенсии по возрасту в 2013 году возрастет  до $218,1 в эквиваленте. В 2005 году средний  размер пенсии по возрасту равнялся $94, в 2006-м - $121, в 2010-м - $177, в 2011 - $137,4. [13].

Стратегической задачей  реформирования пенсионной системы  является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Сущность распределительного механизма заключается в том, что пенсии финансируются из текущих  страховых взносов. Это когда  работающее население фактически за счет своих отчислений финансово  содержит пенсионеров. При накопительном  механизме после выхода на пенсию человек получает ее из "копилки" страховых взносов, поступивших  за период страхования, и принесенного ими инвестиционного дохода. Эффективным  был бы переход на накопительную  систему. Однако на практике такой подход оборачивается значительными сложностями. Самая большая из них – двойная  нагрузка на занятое население: необходимо не только накопить пенсию для себя, но и содержать уже существующих пенсионеров. По оценкам экспертов, даже при благоприятных условиях (соотношении работающих и пенсионеров 2:1) время перехода от распределительной к накопительной системе составит около 25 лет. При неблагоприятных демографических условиях этот срок возрастает до 45 – 60 лет.

Вместе с тем население  стареет, растет и нагрузка на пенсионную систему. В стране уже разработаны основные направления реформирования пенсионной обеспечения с учетом сложившейся ситуации. Создается трехуровневая система, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий, пенсий по обязательному пенсионному страхованию и пенсий за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли обязательного государственного пенсионного страхования. Постепенно в действующее законодательство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на усиление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения, создание более тесной зависимости размеров пенсии от уплачиваемых страховых взносов. Для этого налажена система персонифицированного учета в социальном страховании, на основе которой будут назначаться пенсии. В 2008 году принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий формирование автономного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение от таких расходов обшей пенсионной системы.

Задача, поставленная нашим  правительством на перспективу,— обеспечить реальный рост пенсий, сопоставимый с  темпами роста заработной платы.

Важной проблемой социальной защиты явилась отмена льгот пенсионерам, студентам и другим группам лиц, проживающим на территории РБ в Указе  №637 от 17 декабря 2007г. Причиной этого  явилось то, что в стране проживает  очень много категорий людей, которым предоставляются льготы. И распределяются эти средства для  всех одинаково. Поэтому было принято  решение отменить большинство льгот, сконцентрировать средства и направить  их по целевому назначению. Задача государства  – не предоставлять подачки в  виде льгот, а создавать условия  для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный  уровень жизни. Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами. В стране сложилась развитая система социальной защиты: оказание адресной помощи, денежные выплаты семьям в связи с рождением детей, их содержанием и воспитанием, социальное обслуживание, социальные льготы и гарантии. Особое место занимает государственная материальная поддержка семей с детьми. Создаются необходимые условия для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной и воспитательной функций, повышения уровня жизни семей с детьми, обеспечения прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие, для охраны материнства и детства. Постоянно повышаются размеры пособий на детей, а их родители получают государственные гарантии в области жилищного строительства, трудовых отношений и занятости. Сегодня в Беларуси системой пособий охвачено около 512 тыс. детей в возрасте до 18 лет. В 2012 г. размер выплат на детей в возрасте до 3 лет составил 843 870 рублей, старше трех лет - 421 940рублей. В связи с ростом бюджета прожиточного минимума трижды повышались размеры пособий на детей. Существенно увеличены размеры компенсаций при рождении ребенка: на первого ребенка - до 35% средней зарплаты по республике, на второго и последующих детей - до 40%. Средний размер ежемесячного социального пособия на октябрь 2012 составляет 183,8 тысячи рублей, единовременного социального пособия – 117,8 тысячи рублей.

 Адресная социальная помощь направлена на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных категорий граждан исходя из критерия нуждаемости. Государственная адресная социальная помощь  в виде ежемесячного пособия назначена 2 017 человекам на сумму 370 725,2 тысячи рублей, единовременного – 53 человекам на сумму 6 242,6 тысячи рублей.

Социальная зашита населения  с ограниченными возможностями  — инвалидов — направлена на обеспечение их медицинской, социальной и трудовой реабилитации, создание условий для полноправного участия  в жизни общества. Численность инвалидов в Беларуси за 2011 год увеличилась на 4 тыс. человек, или на 0,8%. На учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоят 508,4 тыс. инвалидов. в том числе инвалидов I группы - 73,5 тыс., II группы - 271,2 тыс., III группы - 138 тыс., детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 25,7 тыс. Увеличился и их удельный вес в общей численности населения страны: с 5,3% в 2010 году до 5,4% в 2011-м. Уровень первичной инвалидности населения Беларуси за прошлый год вырос на 7,5%. Этот показатель повысился с 49,4 на 10 тыс. населения в 2010-м до 53,1 в 2011-м. Реализуется ряд государственных программ, нацеленных на улучшение социально-экономического положения инвалидов и предусматривающих для них широкий перечень социальных услуг в стационарных (дома-интернаты) и нестационарных (территориальные центры социального обслуживания) учреждениях. Открыто 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, создан ряд республиканских специализированных центров медицинской реабилитации больных на функциональной основе, в том числе Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. На 153 предприятиях на специально оборудованных рабочих местах трудится более 8 тыс. инвалидов с нарушением органов зрения и слуха, повреждениями опорно-двигательного аппарата. Во взаимодействии с международными и общественными организациями для них открываются центры социальных работ. В стране действует система подготовки спортсменов-инвалидов. Для устойчивого развития страны необходимо проводить сильную социальную политику, гарантирующую гражданам медицинскую помощь. Образование, удовлетворение духовных потребностей. [11, с.156-159].

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными  целями, в данной работе рассмотрена  система социальной защиты, изучены  основные направления и механизмы  социальной защиты в Республике Беларусь.

В целом, Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных  с безработицей, резким расслоением  населения по уровню доходов, снижением  доступности услуг здравоохранения  и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для  того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной, способствовала стабильности в обществе, уверенности  граждан в завтрашнем дне, смягчению  социальных конфликтов, расширению возможностей для всех слоев населения в удовлетворении своих потребностей.

По всему вышеизложенному  можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Основной проблемой является необходимость при жестких бюджетных ограничениях найти финансовые ресурсы для оказания социальной помощи наиболее нуждающимся группам населения, поддерживая при этом такие направления, как образование, медицинская помощь, наука, культура.

Оказание социальной помощи призвано не только предоставить нуждающимся в ней достойных условий жизни, но и как можно в большей мере дать людям возможность впоследствии жить независимо от этих выплат и услуг.

Сильная социальная политика в сочетании с инициативой  белорусских граждан призвана обеспечить повышение уровня и качества их жизни, поселить в сердцах уверенность  завтрашнем дне.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Лемешевский, И. М. Макроэкономика (Эконом. теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский– Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  2. Новикова, И.В., Морова, А. П., Тихонов, А. О. Макроэкономика: учебное пособие / И.В. Новикова, А. П. Морова, А. О. Тихонов; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343с.
  3. Головачев, А.С., Головачева И.В. Макроэкономика, курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева. – Мн.: Академия Управления при Президенте РБ, 2002г. - 253с.
  4. Горелова, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Н.А. Горелова. - ЗАО Издательский дом «Питер», 2003г. – 375 с.
  5. Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики / Г.Э. Слезингер – М.: ИНФРА, 1996. – 336 с.
  6. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С.  Алексеенко; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380с.
  7. Тихонов, А. О., Новикова, И.В., Морова, А. П. Макроэкономика: учебное пособие / А. О. Тихонов , И.В. Новикова, А. П. Морова; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343с.
  8. Кравцова, Г.Ф., Цветков, Н.И., Островская, Т.И. Основы экономической теории. Макроэкономика. Учебное пособие. Кафедра "Экономическая теория" / Г.Ф. Кравцова, Н.И. Цветков, Т.И. Островская. – Хабаровск, 2001г. - 144с.
  9. Горелова, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Н.А. Горелова. - ЗАО Издательский дом «Питер», 2003г. – 375 с.
  10. Шимов, В.Н., Александрович, Я.М. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005г. – 758 с.
  11. Человеческий капитал и его роль в повышении эффективности: сб. науч. Трудов. – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2000. - 192с.
  12. Статистический ежегодник РБ. – Мн.: Национальный статистический комитет РБ., - 2012
  13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь[Электронный ресурс] – Минск, 1998 – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.  Дата доступа: 21.10.2012.
  14.  

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рисунок А.1 - Основные направления системы социальной защиты

Примечание – Источник: [6, с. 262]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Таблица Б.1 - Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей в период с 1 мая по 31 июля 2012 г.

 

Примечание – Источник: [12]

 

Рисунок Б.2 -  Структура  денежных доходов населения, %

Примечание – Источник: [13]

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Б.3 - Изменения  минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2012 год

 

 

 

Примечание – Источник: [13]

 

Таблица Б.3 - Динамика установленной правительством Беларуси тарифной ставки первого разряда 

 

Дата

Размер тарифной ставки первого  разряда в рублях

01.01.2012

200 000

01.10.2011

151 000

01.11.2010

118 000

01.06.2010

90 000

01.01.2010

81 000

01.12.2008

77 000

01.11.2008

91 000

01.04.2008

73 000


 

Примечание – Источник: [12]

 

Рисунок Б.4 – Занятость населения по отраслям

 

 

Примечание – Источник: [12]

 


Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь