Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты;
- определить основные направления социальной защиты;
- определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
- выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты…………………………………………………………………………5
2 Основные направления социальной защиты в развитых странах……………10
3 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………...14
3.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь………. ..14
3.2 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………
В этих условиях стратегической
задачей выступает согласование
потребности рынка труда в
рабочей силе со структурой рабочих
мест в общественном производстве.
Государство предоставляет
С начала 90-х гг. XX в. было сформировано национальное пенсионное законодательство. Результатом стали стабильное функционирование пенсионной системы и рост пенсионных выплат, их финансирование в полном объеме и в установленные сроки.
На 2011 год численность пенсионеров, состоящих па учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2446тыс. человек. Из них получают пенсию: по возрасту – 2002тыс. человек; по инвалидности - 270 тыс. человек; по случаю потери кормильца 125 тыс. человек; за выслугу лет-30 тыс. человек; социальные пенсии - 55 тыс. человек.
Средний размер пенсии по возрасту в 2012 году в Беларуси, по оценке, составит $182,6 в эквиваленте. По прогнозу, средний размер пенсии по возрасту в 2013 году возрастет до $218,1 в эквиваленте. В 2005 году средний размер пенсии по возрасту равнялся $94, в 2006-м - $121, в 2010-м - $177, в 2011 - $137,4. [13].
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.
Сущность распределительного
механизма заключается в том,
что пенсии финансируются из текущих
страховых взносов. Это когда
работающее население фактически за
счет своих отчислений финансово
содержит пенсионеров. При накопительном
механизме после выхода на пенсию
человек получает ее из "копилки"
страховых взносов, поступивших
за период страхования, и принесенного
ими инвестиционного дохода. Эффективным
был бы переход на накопительную
систему. Однако на практике такой подход
оборачивается значительными
Вместе с тем население стареет, растет и нагрузка на пенсионную систему. В стране уже разработаны основные направления реформирования пенсионной обеспечения с учетом сложившейся ситуации. Создается трехуровневая система, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий, пенсий по обязательному пенсионному страхованию и пенсий за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли обязательного государственного пенсионного страхования. Постепенно в действующее законодательство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на усиление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения, создание более тесной зависимости размеров пенсии от уплачиваемых страховых взносов. Для этого налажена система персонифицированного учета в социальном страховании, на основе которой будут назначаться пенсии. В 2008 году принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий формирование автономного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение от таких расходов обшей пенсионной системы.
Задача, поставленная нашим правительством на перспективу,— обеспечить реальный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста заработной платы.
Важной проблемой социальной
защиты явилась отмена льгот пенсионерам,
студентам и другим группам лиц,
проживающим на территории РБ в Указе
№637 от 17 декабря 2007г. Причиной этого
явилось то, что в стране проживает
очень много категорий людей,
которым предоставляются
Адресная социальная помощь направлена на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных категорий граждан исходя из критерия нуждаемости. Государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного пособия назначена 2 017 человекам на сумму 370 725,2 тысячи рублей, единовременного – 53 человекам на сумму 6 242,6 тысячи рублей.
Социальная зашита населения
с ограниченными возможностями
— инвалидов — направлена на
обеспечение их медицинской, социальной
и трудовой реабилитации, создание
условий для полноправного
Заключение
В соответствии с поставленными целями, в данной работе рассмотрена система социальной защиты, изучены основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь.
В целом, Беларусь в процессе
трансформационного перехода смогла не
допустить значительных негативных
явлений в социальной сфере, связанных
с безработицей, резким расслоением
населения по уровню доходов, снижением
доступности услуг
По всему вышеизложенному можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Основной проблемой является необходимость при жестких бюджетных ограничениях найти финансовые ресурсы для оказания социальной помощи наиболее нуждающимся группам населения, поддерживая при этом такие направления, как образование, медицинская помощь, наука, культура.
Оказание социальной помощи призвано не только предоставить нуждающимся в ней достойных условий жизни, но и как можно в большей мере дать людям возможность впоследствии жить независимо от этих выплат и услуг.
Сильная социальная политика в сочетании с инициативой белорусских граждан призвана обеспечить повышение уровня и качества их жизни, поселить в сердцах уверенность завтрашнем дне.
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1 - Основные направления системы социальной защиты
Примечание – Источник: [6, с. 262]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 - Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей в период с 1 мая по 31 июля 2012 г.
Примечание – Источник: [12]
Рисунок Б.2 - Структура денежных доходов населения, %
Примечание – Источник: [13]
Рисунок Б.3 - Изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2012 год
Примечание – Источник: [13]
Таблица Б.3 - Динамика установленной правительством Беларуси тарифной ставки первого разряда
Дата |
Размер тарифной ставки первого разряда в рублях |
01.01.2012 |
200 000 |
01.10.2011 |
151 000 |
01.11.2010 |
118 000 |
01.06.2010 |
90 000 |
01.01.2010 |
81 000 |
01.12.2008 |
77 000 |
01.11.2008 |
91 000 |
01.04.2008 |
73 000 |
Примечание – Источник: [12]
Рисунок Б.4 – Занятость населения по отраслям
Примечание – Источник: [12]
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь