Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа
Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества, от степени ее развития зависят возможности экономического роста.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. В этих условиях возрастает значение разработки специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.....8
1.1 Понятие и виды конкуренции………………………………………….…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………………18
Глава 2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………..23
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….……23
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению
Глава 3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованных источников
1.2 Содержание и структура
механизма реализации
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.
Конкурентная политика представляет
собой комплекс последовательных мер,
осуществляемых государством в целях
обеспечения условий для
Меры государственной конкурентной политики можно классифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также меры по защите конкуренции.
К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.
Ограничительные меры, которые должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией. Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.
Следует подчеркнуть, что
такое понимание конкурентной политики
подразумевает неприемлемость принципа
невмешательства государства в
экономику, а также лозунга «laissez-
Основными направлениями государственной конкурентной политики являются:
1) стимулирование конкуренции;
2) обеспечение свободы
предпринимательской
3) предупреждение и пресечение
монополистической
4) государственное регулирование
деятельности субъектов
− ценовое регулирование;
− специальные обременения субъектов естественных монополий в интересах малого и среднего бизнеса;
− согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
− контроль и надзор за субъектами естественных монополий;
− особенности государственного регулирования естественных монополий на локальном (региональном) уровне;
5) государственный контроль экономической концентрации на товарных и финансовых рынках;
6) конкурсное распределение дефицитных ресурсов. Государственная и муниципальная помощь;
7) охрана интеллектуальной собственности.
Необходимости создания и стимулирования развития конкуренции должного внимания не уделяется. В связи с этим приоритетным направлением государственной конкурентной политики должна быть не только защита конкуренции, но и ее стимулирование (развитие).
Основными целями государственной политики в области стимулирования конкуренции в Российской Федерации являются:
1) содействие созданию
условий, необходимых для
2) содействие созданию
условий хозяйствования, обеспечивающих
экономическую эффективность
3) содействие созданию
условий, стимулирующих
4) содействие увеличению
количества хозяйствующих
5) стимулирование производства
инновационных товаров,
6) принудительное разделение,
выделение хозяйствующих
К основным направлениям стимулирования конкуренции относятся:
1) содействие созданию
и развитию хозяйствующих
2) развитие малого и среднего предпринимательства;
3) установление особенностей процедур контроля (надзора);
4) создание зон особого регулирования.
Формы стимулирования конкуренции включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку хозяйствующих субъектов; поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников хозяйствующих субъектов; поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Требует четкого и однозначного решения вопрос о соотношении функций антимонопольного контроля (т. е. контроля соблюдения норм антимонопольного законодательства) и государственного регулирования (в первую очередь — тарифного регулирования) деятельности субъектов естественных монополий.
Адекватное ценовое
В сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий политика регулирующих органов приоритетно направлена на эффективное ценовое регулирование, ликвидацию перекрестного субсидирования, устранение дискриминационных условий договоров с потребителями, развитие состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Государственная политика в области защиты конкуренции направлена на недопущение злоупотребления рыночной властью и искажение информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно-монопольным компонентом.
Глава 2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях
2.1 Мировой опыт проведения
государственной конкурентной
Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.
Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.
Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
Таблица 1.
Основные антимонопольные законы США
Название и дата принятия. |
Основное содержание и направленность. |
Институты и методы практической реализации. |
Акт Шермана (1890) |
Запрещение
любых контрактов, сделок и форм
межфирменного сотрудничества, в
том числе и скрытых, ограничивающих
возможность реализации своей продукции
на данном рынке другими хозяйственными
субъектами; постановка вне закона
монополизации, попытки монополизации
или скрытой формы |
Министерство юстиции: выдвижение гражданских и уголовных исков. ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) |
Установление
различного уровня цен разным покупателям
ставится вне закона, если оно направлено
на монополизацию или снижение конкуренции;
запрещение включать в контракт условия,
требующие с другой стороны бойкотировать
продукцию конкурентов в |
Министерство юстиции: выдвижение гражданских исков. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. |
Акт о ФТК (1914) |
Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. |
Министерство юстиции: отсутствие полномочий. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. |
Поправка Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активов конкурирующих компаний.
С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.
В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.
Однако в действительности
случаи ужесточения по отношению
к компаниям-монополистам применяются
не так часто. К примеру, за всю
историю американского
В ряде случаев при наличии дополнительных обстоятельств делаются отступления от общих правил. Так, далеко не всякий сговор о совместном регулировании цен признается незаконным. Если в отрасли имеет место спад производства, то практика совместного регулирования цен признается допустимой. Этот принцип был применен в 1933 г., когда объединение угольных компаний "Аппалачиан коул" сделало попытку совместного регулирования цен. В 1972 г. было признано законным соглашение ассоциации мелких и средних торговцев о разделе рынка. По мнению Федеральной торговой комиссии, в данном случае сохранялись возможности для конкуренции с более крупными торговыми компаниями. С 1984 г. под действие антимонопольного законодательства практически не подпадают венчурные научно-исследовательские проекты.
В европейских странах
антимонопольное
В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.
Регулирование монополистической деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии.
Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистической деятельности, которые принимаются антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны.
Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России