Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества, от степени ее развития зависят возможности экономического роста.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. В этих условиях возрастает значение разработки специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.....8
1.1 Понятие и виды конкуренции………………………………………….…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………………18
Глава 2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………..23
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….……23
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению
Глава 3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 89.84 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Содержание и структура  механизма реализации конкурентной  политики

 

Политика в области  конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность  предприятий и уровень жизни  граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения  эффективности и конкурентоспособности  российской экономики, модернизации предприятий  и создания условий для обеспечения  экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах  и услугах.

Меры государственной  конкурентной политики можно классифицировать следующим образом: стимулирующие  меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также  меры по защите конкуренции.

К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.

Ограничительные меры, которые  должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией. Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.

Следует подчеркнуть, что  такое понимание конкурентной политики подразумевает неприемлемость принципа невмешательства государства в  экономику, а также лозунга «laissez-faire» («разрешите сделать»). Таким образом, исходя из ценностей конкуренции, деятельность государства должна состоять как в поощрении конкурентных отношений, так и в регулировании конкуренции в нужных обществу и государству направлениях.

Основными направлениями  государственной конкурентной политики являются:

1) стимулирование конкуренции;

2) обеспечение свободы  предпринимательской деятельности, преодоление административных барьеров;

3) предупреждение и пресечение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

4) государственное регулирование  деятельности субъектов естественных  монополий:

− ценовое регулирование;

− специальные обременения  субъектов естественных монополий  в интересах малого и среднего бизнеса;

− согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

− контроль и надзор за субъектами естественных монополий;

− особенности государственного регулирования естественных монополий  на локальном (региональном) уровне;

5) государственный контроль  экономической концентрации на  товарных и финансовых рынках;

6) конкурсное распределение  дефицитных ресурсов. Государственная  и муниципальная помощь;

7) охрана интеллектуальной  собственности.

Необходимости создания и  стимулирования развития конкуренции  должного внимания не уделяется. В связи  с этим приоритетным направлением государственной  конкурентной политики должна быть не только защита конкуренции, но и ее стимулирование (развитие).

Основными целями государственной  политики в области стимулирования конкуренции в Российской Федерации  являются:

1) содействие созданию  условий, необходимых для возникновения  и развития справедливой конкуренции;

2) содействие созданию  условий хозяйствования, обеспечивающих  экономическую эффективность хозяйствующих  субъектов;

3) содействие созданию  условий, стимулирующих повышение качества товаров, выполнения работ, оказания услуг;

4) содействие увеличению  количества хозяйствующих субъектов;

5) стимулирование производства  инновационных товаров, выполнения  работ и оказания услуг;

6) принудительное разделение, выделение хозяйствующих субъектов  в случае целесообразности.

К основным направлениям стимулирования конкуренции относятся:

1) содействие созданию  и развитию хозяйствующих субъектов;

2) развитие малого и  среднего предпринимательства;

3) установление особенностей  процедур контроля (надзора);

4) создание зон особого  регулирования.

Формы стимулирования конкуренции  включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку  хозяйствующих субъектов; поддержку  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников хозяйствующих субъектов; поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Требует четкого и однозначного решения вопрос о соотношении  функций антимонопольного контроля (т. е. контроля соблюдения норм антимонопольного законодательства) и государственного регулирования (в первую очередь — тарифного регулирования) деятельности субъектов естественных монополий.

Адекватное ценовое регулирование  деятельности субъектов естественных монополий является не только залогом сдерживания инфляционных процессов, но и основой для сохранения единого народно-хозяйственного комплекса, обеспечения экономической и политической стабильности государства, т. к. все естественно-монопольные виды деятельности относятся к инфраструктурным.

В сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий политика регулирующих органов приоритетно направлена на эффективное ценовое регулирование, ликвидацию перекрестного субсидирования, устранение дискриминационных условий договоров с потребителями, развитие состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Государственная политика в области защиты конкуренции направлена на недопущение злоупотребления рыночной властью и искажение информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно-монопольным компонентом.

 

Глава 2. Развитие конкуренции  и конкурентной политики в современных  российских условиях

 

2.1 Мировой опыт проведения  государственной конкурентной политики  и возможности его адаптации  в условиях РФ

 

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий  с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

Впервые антимонопольные  законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

Таблица 1.

Основные  антимонопольные законы США

Название и дата принятия.

Основное  содержание и направленность.

Институты и методы практической реализации.

Акт Шермана (1890)

Запрещение  любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в  том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции  на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации  или скрытой формы монополизации  коммерческой деятельности.

Министерство  юстиции:   выдвижение гражданских    и уголовных исков.

ФТК:    отсутствие полномочий.

Частные истцы:    выдвижение  гражданских

исков о возмещении ущерба.

Генеральные прокуроры штатов:     выдвижение гражданских      исков о возмещении ущерба

Акт Клейтона (1914)

Установление  различного уровня цен разным покупателям  ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции;  запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны  бойкотировать  продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов  в случае, если это ведет  к  значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов.

Министерство  юстиции:   выдвижение гражданских    исков.

ФТК:   выдвижение гражданских    исков.

Частные истцы:  выдвижение гражданских  исков о возмещении ущерба.

Акт о ФТК (1914)

Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта  о ФТК и Акта  Клейтона;

запрещает несправедливые методы конкуренции  и обманные методы торговли.

Министерство  юстиции: отсутствие полномочий.

ФТК:   выдвижение гражданских    исков.

Частные истцы:   отсутствие полномочий.


 

Поправка Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активов конкурирующих компаний.

С точки зрения американского  законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении  ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.

Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

Вертикальные слияния  — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.

В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.

Однако в действительности случаи ужесточения по отношению  к компаниям-монополистам применяются  не так часто. К примеру, за всю  историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.

В ряде случаев при наличии дополнительных обстоятельств делаются отступления от общих правил. Так, далеко не всякий сговор о совместном регулировании цен признается незаконным. Если в отрасли имеет место спад производства, то практика совместного регулирования цен признается допустимой. Этот принцип был применен в 1933 г., когда объединение угольных компаний "Аппалачиан коул" сделало попытку совместного регулирования цен. В 1972 г. было признано законным соглашение ассоциации мелких и средних торговцев о разделе рынка. По мнению Федеральной торговой комиссии, в данном случае сохранялись возможности для конкуренции с более крупными торговыми компаниями. С 1984 г. под действие антимонопольного законодательства практически не подпадают венчурные научно-исследовательские проекты.

В европейских странах  антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

В вопросе контроля процессов  слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие окончательных  решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.

Регулирование монополистической  деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии.

Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистической деятельности, которые принимаются антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны.

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России