Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества, от степени ее развития зависят возможности экономического роста.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. В этих условиях возрастает значение разработки специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.....8
1.1 Понятие и виды конкуренции………………………………………….…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………………18
Глава 2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………..23
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….……23
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению
Глава 3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 89.84 Кб (Скачать файл)

- повысить открытость  и доступность информации о  деятельности лицензирующих органов  для граждан и хозяйствующих  субъектов;

- разработать унифицированный  (единый) порядок лицензирования  для однородных объектов лицензирования;

- провести анализ видов  деятельности, лицензирование которых  осуществляется по отличным от  общего порядка лицензирования  правилам;

- ускорить введение системы  электронного обмена документами  между органами власти;

- ввести запрет на требование  предоставления заявителем документов, которые могут быть получены  органом власти самостоятельно  через систему электронного обмена  документами.

Во-вторых, необходимо ускорить работу по  замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия.

В-третьих, необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование  процедуры разработки технических  регламентов, включая обеспечение  публичности и учета мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях  обеспечения баланса интересов  государства и всех участников отрасли  при принятии таких регламентов.

В-четвертых, необходимо провести работу по разграничению функций по контролю и надзору в отдельных сферах, производство товаров или оказание услуг в которых регламентируется государством (том числе здравоохранение, транспорт, нефтехимия, продовольствие, строительные материалы).

Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей  деятельностью субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и  испытательных центров, аккредитованных  в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям

В-пятых, на конкурентных рынках следует существенно сократить  количество унитарных предприятий, функционирование которых может  быть обеспечено негосударственными коммерческими  организациями. Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления  публичных функций, в казну с  последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда  для сдачи в аренду хозяйствующим  субъектам.

В-шестых, расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение  взаимодействия участников рынка с  регулирующими органами.

В-седьмых, в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию.

В-восьмых, необходимо усовершенствовать  процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных  прав (в том числе права пользования  недрами, лесными, водными и био-ресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности.  Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников. Это касается, в том числе, недр, радиочастот, согласования топливных режимов и лимитов на отходы производства.

В-девятых, следует разработать  и принять региональные программы  развития конкуренции. Задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления, сокращение прямого участия государства и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур, развитие государственного и муниципального заказа, развитие инфраструктуры.

В-десятых, федеральным органам  исполнительной власти необходимо включать показатели развития конкуренции в качестве целевых в доклады об основных результатах деятельности федеральных исполнительных органов власти.

5. Стремление монополий, сочетающих два направления деятельности (коммерческую и государственную), обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения (сращивание власти и бизнеса).

6. Рентабельность сырьевых секторов экономики завышена и несопоставима (по сравнению с соответствующими показателями зарубежных стран) с низкими показателями уровня рентабельности наукоемких производств.

7. Отсутствие правовых основ политики в отношении локальных естественных монополий.

1 Лобановский П.Л. Проблемы антимонопольной политики России на современном этапе / П.Л. Лобановский // Налоги. Инвестиции. Капитал.. – 2005. -  № 1. – 18 с.

2 Игнатова С.М. О повышении экономической эффективности антимонопольной политики государства / Игнатова С.М. // Вестник Омского университета, газ. - 2003. – 13 нояб.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» // СЗ РФ.- 1999. - № 29. – 3756 с.

4 Economy Ranking – (http://www.doingbusiness.org/rankings#)

5 Index of Economic Freedom World Rankings – (http://www.heritage.org/Index/Ranking)

6 The Global Competitiveness Report 2010-2011 – (http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness)

 


Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России