Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа
Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества, от степени ее развития зависят возможности экономического роста.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. В этих условиях возрастает значение разработки специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.....8
1.1 Понятие и виды конкуренции………………………………………….…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………………18
Глава 2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………..23
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….……23
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению
Глава 3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованных источников
- повысить открытость
и доступность информации о
деятельности лицензирующих
- разработать унифицированный
(единый) порядок лицензирования
для однородных объектов
- провести анализ видов деятельности, лицензирование которых осуществляется по отличным от общего порядка лицензирования правилам;
- ускорить введение системы
электронного обмена
- ввести запрет на требование
предоставления заявителем
Во-вторых, необходимо ускорить
работу по замене обязательной сертификации
ряда услуг декларированием
В-третьих, необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование процедуры разработки технических регламентов, включая обеспечение публичности и учета мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях обеспечения баланса интересов государства и всех участников отрасли при принятии таких регламентов.
В-четвертых, необходимо провести работу по разграничению функций по контролю и надзору в отдельных сферах, производство товаров или оказание услуг в которых регламентируется государством (том числе здравоохранение, транспорт, нефтехимия, продовольствие, строительные материалы).
Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей деятельностью субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям
В-пятых, на конкурентных рынках
следует существенно сократить
количество унитарных предприятий,
функционирование которых может
быть обеспечено негосударственными коммерческими
организациями. Необходимо обеспечить
передачу имущества унитарных
В-шестых, расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами.
В-седьмых, в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию.
В-восьмых, необходимо усовершенствовать
процедуры распределения
В-девятых, следует разработать и принять региональные программы развития конкуренции. Задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления, сокращение прямого участия государства и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур, развитие государственного и муниципального заказа, развитие инфраструктуры.
В-десятых, федеральным органам исполнительной власти необходимо включать показатели развития конкуренции в качестве целевых в доклады об основных результатах деятельности федеральных исполнительных органов власти.
5. Стремление монополий, сочетающих два направления деятельности (коммерческую и государственную), обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения (сращивание власти и бизнеса).
6. Рентабельность сырьевых секторов экономики завышена и несопоставима (по сравнению с соответствующими показателями зарубежных стран) с низкими показателями уровня рентабельности наукоемких производств.
7. Отсутствие правовых основ политики в отношении локальных естественных монополий.
Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России