Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе метода анализа и изучения специальной литературы наметить мероприятия по повышению эффективности отрасли животноводства.
Задачи анализа:
- объективно оценить, какими материальными, земельными и финансовыми ресурсами располагает предприятие, насколько полно и эффективно они используются для выполнения производственной программы;
- показать как анализируемое предприятие выполняет планы производства и реализации продукции;
- всесторонне выявлять возможности увеличения качества продукции, роста производительности труда и производства, достижений НТП в технологии получения высокой продуктивности животных.
В идеале соотношение предложения в июле и ноябре должно быть 1 :1. Более того, в осенне-зим-ний период предложение должно быть выше, так как в этот период наблюдается рост спроса на молоко и молочные про-дукты на 5-7% по сравнению с летом. Однако только в Ле-нинградской, Московской областях, частично в Краснодарском крае и Татарстане эти показатели несколько снивелированы, в остальных регионах, прежде всего в Центральном Черно-земье, Средней Волге, Западной и Восточной Сибири, до сих пор сезонность достигает соотношения 3: 1, 4:1. В ряде облас-тей она составляет 6: 1. Понятно, что в таких условиях благопри-ятная для развития молочного животноводства ситуация абсолютно невозможна. Это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует.
Понятно, что в отсутствие сезонности хозяйства имеют возможность получать в течение года фиксиро-ванную цену за поставляемое молоко. Фиксированная цена это возможность планировать деятельность, заключать бо-лее долгосрочные контракты с переработчиками молока, это возможность управлять экономическими процессами в мо-лочном животноводстве, что абсолютно исключено при сезонности 6:1.
Известно, что сезонность производства молока - процесс управляемый. Корова - физиологически полицикличное жи-вотное, организовать круглогодичное воспроизводство в стаде - прерогатива зоотехников, ветврачей, осеменаторов. Здесь не требуется привлечения дополнительных затрат. Это вопрос квалификации специалистов и менеджмента в молочном животноводстве.
Понятно, что организация круглогодичног
Сегодня идет жесткий спрос со всех регионов, отчитываются ми-нистры, губернаторы. И власть стала вникать в проблемы молочного животноводства, начала понимать, что это не только вопрос привлечения финансовых средств, это воп-рос изменения менеджмента. Молочное животноводство становится объектом инвестиций, иногда это делается вы-нужденно - объекты сельского хозяйства прикрепляются к успешному бизнесу, но и непосредственно молочное живот-новодство становится объектом бизнеса, растет число заводов, перерабатывающих 100 % сырья, получаемого из собственных хозяйств.
Все изменения сложившихся форм
отношений между
Рассмотрим, наконец, важнейший фактор, влияющий на развитие молочного животноводства и переработки моло-ка в стране.
Уровень потребления в России молока и молочных про-дуктов в расчете на 1 человека сократился более чем на 70 % по сравнению с 1990 г., т. е. с периодом, когда в стра-не была плановая экономика. Тогдашней партией власти ставилась задача довести уровень потребления молока и молочных продуктов до медицински обоснованной нормы - -370-390 кг. И практически к 1990 г. он приблизился к этой от-метке. И Россия, и в целом Советский Союз относились к чис-лу стран, где уровень душевого потребления молока и мо-лочных продуктов был одним из самых высоких. В 2000 г. этот показатель упал до уровня 21О кг. В последующие годы наблюдается устойчивый рост душевого потребления, но темпы роста не могли восполнить потери предыдущих 1О лет. Сегодня показатель годового душевого потребления состав-ляет 240 кг. Первая причина этого явления очевидна - па-дение реальной покупательной способности, т.е. возможнос-ти населения оплатить из своей потребительской корзины долю расходов на молоко и молочные продукты. Но это слиш-ком простое объяснение. Например, в Москве, где уровень доходов населения достаточно высок, душевое потребление молочных продуктов составляет всего лишь 300 кг в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белорус-сии, или в национальных республиках Российской Федера-ции между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов населения и уровнем потребления молочных продуктов не прослеживается. Это говорит о том, что за последние 15 лет произошло в том числе и замеще-ние молока и молочных продуктов в рационе россиян дру-гими продуктами, которым покупатель, даже имея средства, отдает предпочтение. И здесь есть над чем задуматься все-му молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, дискутируя и в специальных изданиях, и а средствах массовой информации на тему полезности, например , «живого» молока или йогуртов и «неживого», «по-рошкового» и «непорошкового», животного масла, которое «содержит холестерин», и др. В результате потребитель не-гативно начал относиться ко всему молочному. (9)
В молочной промышленности России продолжается про-цесс концентрации производства. Это значит, что крупные предприятия укрупняются, а мелкие - разоряются. Уточ-ним: крупными предприятиями в России мы называем заводы, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними - 20-50 тыс. т, мелкими - менее 20 тыс. т в год. Крупных предприятий сегодня насчитывается 53, на их долю приходится 54 % объема всей выпускаемой молочной про-дукции, остальное - на долю 30 средних (5,3 %) и 1744 мел-ких (40,6 %) предприятий. Но Россия - страна большая, и мел-котоварное производство в ней будет присутствовать всегда, другое дело - какова будет его эффективность. Небольшие по мощности заводы будут присутствовать в неурбанизиро-ванных зонах. В высокоурбанизированных зонах останутся только крупные предприятия.
Самым крупным из игроков (по оценкам РСПМО) на молочном рынке России является компания «Вимм-6илль--Данн», за ней идет «Юнимилк», на третье место с прирос-том более 30 % к 2004 г. вышла "Данон Индустрия" (она име-ет две производственные площадки в России), на четвертой позиции группа «Нутритек» , далее «Татарстан Сэтэ», кото-рая сокращает объемы продаж, и, наконец, вновь появив-шаяся и быстрорастущая компания «Молинвест» (на базе Во-ронежского молочного комбината и приобретенных ею двух заводов в Воронежской и Самарской областях), объем про-даж которой вырос на 30 %. Это самые крупные консоли-дированные игроки на рынке молочных продуктов России.(7)
Прогноз производства и потребления молока и молочных продуктов в мире и России в изменяющихся условиях име-ет положительную тенденцию.
В начале июня в Таллине проходила конференция диле-ров, маркетологов стран Европейского Союза, связанных с молочным бизнесом. И практически каждый докладчик, го-воря о перспективах развития рынка молочных продуктов, отмечал, что перспективы лежат в Юга-Восточной Азии. В качестве транзитного пути реализации этих перспектив рассматривается в том числе и Россия. На самом деле имен-но Россия станет со временем - в ближайшие 5-7 лет - та-кой территорией, где будет организовано и производство молока, и экспортно-ориентированная (как на Запад, так и на Восток) молочная индустрия.
Из 20 крупнейших мировых молочных компаний меньшая часть стала участниками российского молочного рынка. Однако интерес к организации молочного бизнеса в России проявляет все большее число этих игроков.
Таким образом, используя существующие
возможности привлечения
В России существуют не только внешние, но и внутренние проблемы повышения объёмов производства молока в животноводстве:
1) Уменьшение объемов произ-водства, связанное с продолжающимся сокращением поголовья коров. Только с 2002 по 2006 год численность коров в хозяйствах всех категорий сократилась с 11753 до 9530 тыс. голов. По опера-тивным данным МСХ РФ на 10.09.07 поголовье коров в сельскохозяйствен-ных организациях России снизилось до 3738 тыс. гол. Несмотря на продолжаю-щийся рост продуктивности коров, су-точное производство составило 98,8% к уровню прошлого года.
2) Высокие темпы увеличения платежеспособного спроса на моло-ко и молочные продукты, связанные с общим ростом экономики России, на фоне стагнации объемов производства усиливают зависимость молочного рын-ка от импорта.
3) Важным фактором является повы-шение цен на ресурсы, необходимые для производства молока. Во-первых, в связи с нарушением севооборотов и неблагоприятными погодными усло-виями в 2007 г. получен низкий урожай масличных культур, Т.е. на рынке возник дефицит шрота и жмыха, являющихся важными компонентами комбикорма. Помимо этого, в России также появился повышенный интерес к биотопливу. Целый ряд зарубежных компаний пла-нирует построить перерабатывающие заводы в южных регионах России, что приводит к дефициту масличных культур. Во-вторых, продолжается быстрый рост цен на ГСМ, электроэнергию, минеральные удобрения.
4) Увеличение цен на комби-корма. Помимо мировых тенден-ций и более низкого, по сравнению с прошлым годом, урожая, в России сыграл свою роль Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Во-первых, развитие Проекта привело к ускорению роста интенсивных отраслей животноводства: свиноводства и птицеводства, что способствовало росту спроса на зер-нофураж в России, и соответственно привело к удорожанию комбикорма для коров. 3а семь месяцев 2007 года объемы производства мяса в России увеличились на 15,3% к соответ-ствующему периоду 2005 года, тогда как нацпроектом был запланирован рост лишь на 7%. Во-вторых, рост продуктивности коров и ускорив-шийся связи с реализацией Проекта процесс концентрации поголовья на комплексах ведет к увеличению доли концентрированных кормов в рацио-нах коров, т.е. дополнительному росту спроса на комбикорм, соответственно на зернофураж, жмых, шрот и другие компоненты комбикорма.
5) Серьезной проблемой для Рос-сии явилась переориентация Беларуси на западные рынки. С октября 2006 года, впервые за 5 лет она начала экспорт в западные страны. Соот-ветственно, сокращается экспорт в Россию, так как цена в странах Европы на сухое молоко выше, чем в России. Поэтому российские переработчики были вынуждены закупать сырье на 15-20% дороже, что вызвало рост цен на конечную продукцию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Производство молока является
перспективным направлением
2. Растет эффективность собствен-
Решить проблему повышения объёмов производства молока в животноводстве без помощи государства в ближайшие годы невозможно. Нужны государственные и региональные программы (и что важно) следует решить проблемы привлечения высококвалифицированных кадров для ведения молочного животноводства на современном уровне. Главное внимание должно быть обращено на совершенствование работы крупных молочно - товарных ферм сельскохозяйственных организаций, на которых возможно внедрение современных технологий получения молока, обеспечивающих увеличение его объёмов, повышение его качества, снижения себестоимости, что является определённым в рыночных условиях хозяйствования. Следует иметь ввиду, что сельскохозяйственные организации остаются в настоящее время основными поставщиками молока для предприятий молочной отрасли.
Всем нужно понять, что обеспечение населения продуктами собственного производства - это важнейшая задача для нашей страны, а импорт продовольствия - дело дорогое и неперспективное. Нам необходимо быстрыми темпами развивать отечественное животноводство и добиться уровня развитых стран.(10)
2.Анализ экономической деятельности предприятия
Хозяйство СПК «Русь» расположено в Шекснинском районе Вологодской области. На расстоянии 85км расположен областной центр - город Вологда, а на расстоянии 47км - город Череповец. В 12км от хозяйства находится районный центр посёлок Шексна. В 2км расположен населённый пункт село Чаромское. На расстоянии 1км от животноводческих объектов находится дорога местного значения Шексна- Сизьма. Животноводческие фермы расположены с подветренной стороны от поселения. Они ограждены железным забором и зелёной изгородью, состоящей из деревьев и кустарников. При въезде на территорию фермы расположен дезинфекционный барьер. На территории хозяйства находятся два коровника для дойного стада с привязным содержанием и выгульными площадками, животноводческое помещение, где содержатся нетели беспривязно, родильное отделение. Кроме того имеются 2 телятника - с привязным и беспривязным содержанием.
На территории хозяйства также имеется заправочная станция. Она находится в 500м от колхозных гаражей.
Хозяйство СПК «Русь» является предприятием молочного направления. Всего в хозяйстве на 31 декабря 2008года содержится 1108 голов крупного рогатого скота ярославской и чёрно - пёстрой породы:
Коровы: основное стадо 480гол
откорм -
нетели 43гол.
тёлки рождения 2005г -
2006г 73гол.
2007г 181гол.
2008г 133гол.
бычки рождения 2005г -
2006г -
2007г 59гол.
2008г 138гол.
быки производители 1гол.
Ярославская порода в СПК «Русь» является основной, поэтому поголовье чёрно - пёстрой породы значительно ниже по отношению к первой.
Свою продукцию хозяйство
Молоко продаётся
Кроме того, хозяйство сотрудничает с Вологодским и Череповецким мясокомбинатами.
Реализация продукции животноводства
Молоко, т 2700
В том числе: «люкс» 2106
«высший» 98
«экстра» 477
1сорт -
2сорт 7
несортовое 12
Мясо КРС, т 104,6
В том числе: высшей упитанности 82
средней 8,6
ниже средней 11
тощей 3
Многие виды кормов заготавливаются непосредственно в хозяйстве: силос, сено, фураж, солому.
Размер и структура земельных угодий
Угодья |
2008год |
||
га |
в % к общей площади |
||
Общая земельная площадь |
11911 |
100 |
|
в т.ч. с/х угодий |
5229 |
44 |
|
из них: пашня |
4723 |
40 |
|
сенокосы |
329 |
3 |
|
в т.ч. улучшенные |
165 |
1 |
|
пастбища |
171 |
1 |
|
в т.ч. культурные |
134 |
1 |
|
Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности отрасли животноводства