Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение политического консалтинга в России и зарубежом.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность политического консалтинга;
- рассмотреть виды и функции политического консалтинга;
- изучить политический консалтинг в мире;
- изучить политический консалтинг в России;
- предложить мероприятия по совершенствованию политического консалтинга в России.
Введение…………………………………………………………………..……3
1 Теоретические аспекты политического консалтинга………………....5
1.1 Сущность политического консалтинга…………………………….5
1.2 Виды и функции политического консалтинга………………….…9
2 Становление и развитие политического консалтинга в мире
и в России…………………………………………………………………….15
2.1 Развитие политического консалтинга в мире……………...…15
2.2 Политический консалтинг в России……………………..….…21
3 Мероприятия по совершенствованию системы политического консалтинга в России…………………………………………………….....27
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………33
Ко второму типу консультирования следует отнести все виды соответствующей профессиональной, служебной и политической информации, все специальные СМИ и литературу, а также обращения данного политика за консультацией к тем, кто обязан давать такие консультации ему лично или всем потенциальным потребителям в силу своего служебного положения: к своему помощнику, другому штатному сотруднику либо к работнику профессиональной консультационной службы (фирмы, института и т. д.).
К третьему типу необходимо отнести те весьма распространенные в практике ситуации, когда одна сторона чаще (политик, государственный деятель) обращается за советом к консультанту, с которым он находится в каких-либо официальных отношениях (служебных, властных, политических, иных), но хочет получить при этом неофициальное мнение последнего («скажи мне просто по-человечески, без чинов, не как начальнику, что ты обо всем этом думаешь?»). Возможен и обратный вариант, когда инициатива в подобном случае исходит от консультирующего. [20, с. 134]
Каждый тип консультирования обладает для клиента различной когнитивной, информационной, практической и политической ценностью и значимостью. Не останавливаясь на всем этом подробно, выделим лишь главное, что определяет степень ценности для политика, как факта конкретной консультации, так и ее содержания.
При неформальной консультации политику, в целом, легче и проще бывает принять совет Консультанта, особенно если он плохо согласуется с ранее известными ему фактами, информацией, его собственными воззрениями или даже противоречит всему этому. Такая консультация имеет больше шансов донести до него какую-то нестандартную информацию и побудить прислушаться к ней.
Существенно, что при неформальной консультации политику при необходимости и желании легче отбросить рекомендации, не посчитаться с ними.
Вышеизложенное - «плюсы» неформального консультирования с точки зрения политика.
К числу «минусов» неформальных консультаций следует отнести их в целом более низкую профессиональную и особенно политическую компетентность (что и позволяет отбрасывать такие консультации и выражаемое через них мнение), а также невозможность прямого использования содержания и результатов таких консультаций в официальной деятельности политика (он не может выйти на трибуну и заявить, например, что «моя жена посоветовала мне то-то...», даже если его жена при этом абсолютно права).
При формальной консультации клиенту-политику бывает сложнее (в некоторых случаях политически невозможно) обратиться за ней вообще, гораздо труднее — не только по личным, но прежде всего по политическим причинам - согласиться с тем в содержании консультации, что противоречит не столько его личным взглядам и воззрениям, сколько его (и его партии, движения, правительства и т. д.) публично заявленным позициям. Однако по тем же самым причинам, бывает трудно и отбросить ту консультацию, о которой хотелось бы забыть (особенно если есть угроза или уверенность, что произойдет утечка содержания консультации, или же если это содержание уже известно). В то же время формальная консультация, содержание которой отвечает интересам, целям, намерениям клиента - это сильное политическое оружие в любых его официальных отношениях, и именно в этом заключается ее главная политическая (а часто и практическая) ценность для данного политика.
При смешанной консультации для клиента в определенной степени возможно сочетание «плюсов» двух первых вариантов (например, возможность получить искреннее, дружеское, но при этом еще и компетентное, информационно насыщенное, профессиональное мнение). Такое мнение при определенных условиях может быть использовано данным лидером как политическое оружие (президент, лидер партии и т. д.). Но крайне велик риск манипулирования политиком со стороны его окружения и консультантов (следовательно, необходим очень строгий подход к их выбору приёмов общения). Консультант может ненавязчиво использовать факт обращения к клиенту с наиболее актуальными для него предложениями, но в доступной для восприятия форме.
В реальности рациональный политический консалтинг использует виртуозные изыски общения с политическими лидерами. Лидер должен понять и почувствовать ценность и полезность общения с политическим консалтингом. Это зависит от особенностей характера лидера, от общей политической обстановки, от проблемы и потребностей в данной консультации, и от конкретных целей политика.
Теневые политики (типа «серый кардинал») осознают и активно используют практику получения многопрофильных консультаций для расширения поля профессиональной информированности и узко специального кругозора, а так же в тактических целях. В наименьшей степени используют политические консультации лидеры крайне авторитарного психологически и радикального политически толка. Но зато они наиболее подвержены неявной манипуляции со стороны не профессиональных консультантов.
Признак формальности (официальности) приобретает особое значение во всем, что касается политического консультирования (положение сторон консультации по отношению друг к другу; мотивы и факт обращения за консультацией; возможность ее предоставления или отказ в ней; содержание и направленность консультации; ее явные, латентные и потенциальные мотивы; формы, стиль, процесс, механизмы предоставления консультации, выражения ее содержания; потенциальное, или непреднамеренное использование знаний о факте и содержании консультации; сопряженные со всем перечисленным возможные «плюсы» для данного политика и риски, издержки для него и т. д.) В живой политической практике доминируют консультации смешанного типа, когда явное и условное (подразумеваемое) произвольно синтезируется для пользы ускоренного восприятия широкомасштабных задач и проблем. И такой приём дает свои позитивные результаты. [11,с. 211]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество видов политического консалтинга: стратегический, маркетинговый, кадровый и т.д. Функции политического консалтинга представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение людей. К числу основных из них можно отнести: прямые (служебно-обязательные), добавочные, побочные и другие.
Рассмотрев теоретические аспекты политического консалтинга, перейдем к анализу процесса становления политического консалтинга в России и за рубежом.
2 Становление и развитие политического консалтинга в мире и в России
2.1 Развитие политического консалтинга в мире
Первопроходцами в сфере политического консалтинга стало США. Историю политического консалтинга принято отсчитывать с начала 30-х годов, когда супруги Клем Уайтхэкер и Леон Бэкстер создали в Калифорнии собственную фирму, специализирующуюся в области политических кампаний. Показательно, что их первая успешная кампания не была кампанией избирательной. Она касалась чисто экономического проекта, поддержанного законодательным собранием штата, который затрагивал интересы различных крупных корпораций. Уайтхэкер и Бэкстер были наняты сторонниками этого проекта для создания благоприятной реакции общественного мнения с помощью использования радио и газетных публикаций и отражения нападок конкурентов. Удачное решение этой задачи позволило Уайтхэкеру и Бэкстеру приобрести квалифицированных специалистов в области политических технологий. [16. c. 567]
Возможно, именно этот случай дал основание Дану Ниммо назвать политических консультантов прямыми наследниками профессионалов в области public relations и связать становление обоих этих групп с одним и тем же феноменом, а именно революцией в области массовых коммуникаций.
Несколько успешных избирательных кампаний, подряд, проведенных Уайтхэкером и Бэкстером, сформировали потребность в услугах профессионалов у обширного слоя практикующих политиков. Возникшая ниша недолго оставалась незаполненной. Политические консультанты, о которых ещё совсем недавно никто и не слышал, за каких-то двадцать лет превратились в развитую профессиональную корпорацию. К началу 50-х годов роль политических консультантов в американских избирательных кампаниях выросла очень существенно.
Границу этапа в развитии политического консалтинга обозначили президентские выборы в США 1960 года. Во всём мире уделяли внимание профессионально организованной избирательной борьбе между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном, где ключевым моментом впервые стали теледебаты, транслировавшиеся на всю страну.
Именно после этих выборов политический консалтинг начал победное шествие по западному миру. В 60-е годы получил распространение термин «новая политика», применявшийся по отношению к стилю избирательных кампаний, ориентированному не на содержательные (программные) разногласия между кандидатами, а на технические аспекты кампаний, использование коммуникационных новинок и формирование имиджа кандидата. Американские менеджеры избирательных кампаний и консультанты по вопросам избирательных кампаний (впоследствии для обозначения обеих этих специализаций стал применяться термин «политические консультанты») на многочисленных съездах и конференциях передавали свой опыт коллегам из Европы. [16. c. 567]
В последние десятилетия в США наметилась тенденция специализации политического консультирования. Сегодня там востребованы консультанты узкого профиля: специалист по написанию слоганов и созданию имиджа политика, как правило, не будет заниматься кампанией по сбору средств на выборы. Эти функции теперь четко разделены.
Ученые называют политический консалтинг одной из прикладных сфер политической психологии, прикладной политологии и политической социологии, направленной на оказание политико-психологической помощи политику или политической партии, организации с целью осуществления ими эффективной политической деятельности. Это сравнительно новое направление профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.
На заре политического консультирования политический консультант, как правило, координировал все сферы политической кампании, однако в последние годы наметилась тенденция более узкой специализации политических консультантов, ориентированная на повышение их профессионализма.
Выступая основой конкурентных преимуществ консультанта, методы политического консалтинга в США держатся в секрете. Они становятся доступными лишь по мере их использования и передачи клиенту в процессе обучения и совместной работы при решении проблемы. Важнейшим способом материализации предлагаемых услуг являются книги, статьи, семинары, где консультанты и раскрывают секреты своего мастерства, методы работы. Наиболее распространены в США методы диагностики, методы выработки решений, методы внедрения разработок и рекомендаций и т.д.
Рассмотрим становление и основные черты политический консалтинг в Европе.
Развитие профессионального политического консалтинга в Западной Европе столкнулось с гораздо более серьёзными сложностями, чем в США. Партийные структуры в этом регионе оказались устойчивее американских, а идеологические разделительные линии гораздо прочнее отпечатались в сознании избирателей, препятствуя процессу персонализации избирательных кампаний. Кроме того, законодательство большинства европейских стран устанавливало многочисленные ограничения на пути применения современных методов политической коммуникации.
Самыми существенными ограничениями национальных рынков политического консалтинга европейских стран в действительности являлись не специфические особенности политической культуры, а небольшие размеры стран и малое количество избирательных кампаний. Если выборы в стране проводятся один раз в четыре или пять лет, профессиональный политический консалтинг возникнуть там не может, поскольку в промежутках между избирательными кампаниями консультанты будут вынуждены либо менять сферу деятельности, либо искать заказы за рубежом. Казалось бы, что с учётом интеграционных процессов в Европе, второй вариант вполне вероятен для консультантов из европейских стран, но в действительности формирования общеевропейских центров профессионального политического консультирования не произошло. Дело в том, что участие любых иностранных специалистов в электоральных кампаниях, как правило, воспринимается общественностью негативно. Более того, участие шведских консультантов в финской избирательной кампании, или английских - во французской, может стать причиной даже более громкого скандала, чем привычное вмешательство со стороны американцев. В этом контексте особой разницы между иностранными консультантами из США и Европы нет, но американцы, как правило, могут похвастаться большим опытом, а, следовательно, и более высоким уровнем компетенции.[2, c.67]
Тем не менее, в Западной Европе сложилось несколько оригинальных школ профессиональной политической коммуникации, среди которых особое место занимают французская и британская.
В качестве первого французского профессионального политического консультанта обычно называют Мишеля Бонграна, основавшего компании « Services et Methodes » и « MBSA Conselis ». В 1965 году при участии М. Бонграна кандидат в президенты – центрист Ж. Леканюэ впервые провёл избирательную кампанию в американском стиле, основываясь на результатах исследований общественного мнения. Именно в Париже в 1968 году при участии М. Бонграна была основана Международная ассоциация политических консультантов.
Впрочем, наибольшую известность за пределами Франции приобрёл другой французский специалист Жак Сегела. В 1969 году он стал одним из учредителей рекламного агентства Euro-RSCG. Спустя 30 лет в этой фирме работали наиболее известные французские политические консультанты, к числу которых, наряду с Жаком Сегела относят также Жака Пилана и Жан-Мишеля Гудара. Важно подчеркнуть, что основной доход этой фирме приносили не политические, а обычные рекламные кампании в коммерческой сфере. Но настоящая слава пришла к Сегела именно в результате его вклада в модернизацию французской политической коммуникации. В период президентских выборов 1981 года Сегела принял участие в кампании кандидата от социалистической партии Ф. Миттерана. Сегела уговорил Миттерана провести «не политическую, а медиатическую (то есть делающую упор на СМИ) кампанию». Для Франции начала 80-х годов это было в новинку. Сегела предложил для кампании Миттерана слоган «Спокойная сила», в котором не было идеологии, только психология. Кроме того, были полностью изменены стиль и имидж кандидата. «Плохо выбритый, с выступающими клыками, в мешковатом костюме, то и дело моргающий Миттеран уступил место совершенно новому человеку с ироничной улыбкой, в безукоризненном костюме, с безмятежным взглядом».
Таким образом, специфическим методом французского политического консалтинга являются акцент на изучении общественного мнения и стремление ведущих представителей этого ремесла к диверсификации бизнеса. Виднейшие специалисты легко переходят от политических коммуникаций к коммерческим и обратно. [13, c. 121]
Вторая оригинальная традиция профессиональной электоральной коммуникации сформировалась в Великобритании. Здесь ключевым методом, описывающим новые технологии электоральной коммуникации, стал спин-докторинг. Этот термин обычно переводят на русский язык как «медиа-манипуляция». Основные черты и особенности этой технологии будут более подробно рассмотрены далее. Здесь важно отметить, что именно в Великобритании термин спин-докторинг принято употреблять в наиболее расширительном смысле. Ключевым компонентом спин-докторинга является борьба за повестку дня, благоприятную для определённой партии. Любопытно, что в Великобритании партии сохранили за собой статус важнейшего игрока на электоральном поле, давно утраченный в США. Кандидаты, казалось бы, самостоятельно сражающиеся за победу в одномандатных округах, в действительности располагают весьма незначительной свободой рук. Партийные пресс-секретари вынуждают кандидатов жёстко придерживаться утверждённого набора тем, во всяком случае, при взаимодействии со СМИ. Подведение итогов выборов никоим образом не означает, что политика вернулась в прежнее спокойное русло. Накал предвыборного состязания ослабевает, но борьба за контроль над повесткой дня продолжается. В этом контексте основное преимущество правящей партии перед оппозиционными состоит в возможности создавать больше информационных поводов, которые СМИ не могут обойти вниманием.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию системы политического консалтинга в России